«Медиаторы»: как конструктивно решают конфликты в амурских школах

Корреспондент Амур.инфо разбирался в тонкостях современных коммуникативных технологий

Термином «медиация» в праве обозначается технология альтернативного урегулирования споров с участием третьей стороны. Школьная служба медиации (примирения) – это прежде всего команда единомышленников, которая разрешает возникшие в школе конфликты и противоречия. Цель медиации в школе – найти компромисс, помирить поссорившихся, не доводя дело до обращения в полицию. Подробно в этом вопросе разбирался корреспондент Амур.инфо. Понять и примирить

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» кроме прочего сказано о том, что образовательная организация может иметь в своей структуре психологические и социально-педагогические службы. Такие службы должны обеспечивать социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней учеников.

— В настоящее время во всех общеобразовательных организациях (муниципальной и государственной собственности) функционируют такие службы, из которых 182 – это школьные службы примирения, а 144 –школьные службы медиации, – комментирует уполномоченный по правам ребёнка в Амурской области Наталья Третьякова. – Всего в службах медиации и службах примирения работают 1234 специалиста, которые за 2020/21 учебный год урегулировали 107 конфликтных ситуаций и провели более 3000 просветительских мероприятий медиативной направленности.

Кстати, амурский детский омбудсмен Наталья Третьякова прошла профессиональную переподготовку в высшей школе медиации и получила диплом о профессиональной подготовке, ей присвоена квалификация «Медиатор».

Школьные медиаторы, кто они?

Медиатором на профессиональной основе может быть человек от 25 лет, с высшим образованием, получивший дополнительное профобразование в сфере медиации. На непрофессиональной основе медиатором может работать любой дееспособный взрослый человек без судимости.

Поскольку не во всех школах есть профессиональные медиаторы, то в школьную службу примирения должны входить психолог, социальный педагог. А проводить медиацию может человек, который, пусть, и не является профессиональным медиатором, но хотя бы проходил тренинги по медиации. Главное, что нужно от службы – уметь разобраться в конфликте между детьми и примирить их, найдя компромиссное решение, не доходя до комиссии по делам несовершеннолетних.

Опыт благовещенской школы

Конкурс, проведённый среди школьных служб примирения Амурской области, показал, что опыт службы медиации школы № 2 города Благовещенска достоин тиражирования в другие школы

— Наша служба медиации работает давно, – говорит руководитель школьной службы медиации школы №2 Юлия Пискунова (учитель иностранных языков, классный руководитель, медиатор). – Если говорить о медиации в целом, то это разрешение любого спора с помощью посредника – медиатора, который помогает сторонам наладить диалог и принять взаимовыгодное для обеих сторон решение. В школе ситуация, конечно, немного другая. Здесь действует чаще всего так называемая восстановительная медиация. То есть, наша задача не просто разрешить спор, но и восстановить те отношения, которые были до конфликта между его участниками.

По словам медиатора, обратиться за разрешением спора может любая из сторон конфликта. Но это сделать может и учитель либо администрация школы, если они видят, что такой конфликт есть, да и вообще любой, наблюдающий за конфликтом человек.

Мальчишки поссорились…

Положительных примеров работы школьной службы примирения, конечно много. Юлия Вячеславовна рассказала об одном разрешённом конфликте.

Мальчики во время игры начали выяснять, кто же из них круче. Так дошло до порчи имущества – один другому налил в портфель воды. Участники конфликта встретились, после чего спор был разрешён, а ущерб возмещён. Школьники договорились и помирились.

— Самое главное условие, что участие в медиации – добровольное, и если одна из сторон не хочет её проводить, то медиация не состоится, – продолжает Юлия Пискунова. – Для начала сотрудник службы примирения встречается с каждой стороной и объясняет, что такое медиация, как её провести, как разрешится конфликт. И только после встречи с каждой из сторон проводятся совместные переговоры. На этой встрече поссорившиеся высказывают претензии друг другу и приходят к взаимовыгодному соглашению. Обязательно составляется примирительный, или медиативный, договор, но, поскольку стороны сами пришли к этому решению, в данном случае это решение выполняется ими, потому что оно принято ими совместно.

Источник новости: Amur.Info