“Простые вопросы”: Наталья Белякова


Тема: новшества в выплате льгот по ЖКУ

Региональным льготникам с нового года по-другому будут начислять льготы по ЖКХ. При этом для людей, имеющих задолженности, выплаты будут приостанавливаться. О новом порядке мы поговорим сейчас с Натальей Александровной Беляковой, начальником отдела организации «Мир социальной поддержки» министерства социальной защиты населения Амурской области. Здравствуйте.

– Здравствуйте.

Ну что же, сначала нужно дать понять, кто такие региональные льготники, и сколько их живет в Амурской области?

– Региональные льготники – это люди для которых право на льготу определено областным законодательством. Это ветераны труда, ветераны труда Амурской области, ветераны военной службы, реабилитированные, многодетные семьи и некоторые категории сельских специалистов. Их примерно 77 тысяч человек у нас в области. Это те люди, которые получают свою льготу по ЖКУ в соответствии с областным законодательством.

Немало людей, да.

– Да.

Сейчас они получают, получается, по нормативам, да? Постоянная у них сумма, у каждого своя. Она перечисляется министерством соцзащиты каждый месяц вместе с пенсией, большинство из них пенсионеры. Но будет не так.

– Да, действительно механизм расчета начисления этой выплаты несколько изменится. Он будет таким же, как применяется в отношении федеральных льготополучателей. Два года назад с вами в этой студии встречались и как раз говорили о том, что изменился механизм расчета льготы на ЖКУ у федеральных льготников. Сейчас то же самое происходит у областных. То есть, им льгота будет исчисляться исходя из фактических расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Что это означает? На какую сумму человек потребил коммунальные услуги, на такую сумму он и получит льготу. Ну, у кого-то это пятьдесят процентов, у многодетных семей тридцать процентов. То есть, если до настоящего времени льгота не зависела от фактического потребления и, как вы верно сказали, исчислялась исходя из норматива, то есть в максимально возможном размере, то сейчас будут анализироваться и фактические расходы гражданина.

Что это значит? Значит, что сумма изменится и будет каждый месяц разная?

– Совершенно верно. Сумма действительно изменится, и она будет каждый месяц разная, потому что каждый месяц у нас не одинаковое потребление коммунальных услуг.

А показатели мы вписываем в квитанции?

– Совершенно верно, данные о фактическом потреблении и фактических платежах в органы соцзащиты будут передавать и передают управляющие компании, ресурсоснабжающие организации, то есть те, кто эти услуги предоставляет.

Насколько отладилась эта работа с федеральными льготниками? Два года прошло.

– Можно сказать, что да, отладилась. Потому что уже все управляющие компании, уже все поставщики передают эту информацию в отношении федеральных льготополучателей и, основываясь на этой информации, органы соцзащиты исчисляют размеры льготы. Она действительно меняется каждый месяц, производится сравнение выплаченных сумм с фактическими расходами. Производится перерасчет либо в большую сторону, если, допустим, выплаченная сумма льготы не дотянула до 50% фактических расходов, либо, наоборот, уменьшение, если выплаченная сумма льготы превысила 50% фактических расходов гражданина. Условно скажем, если гражданин в месяц оплатил коммунальные услуги на тысячу рублей, то 50% от этой суммы – это 500 рублей. А льготу мы заплатили предположим, исчисленную по предыдущим данным 530. Соответственно, 30 рублей – это уже излишне выплаченные, они будут зачтены в счет будущей выплаты. Или же наоборот, гражданин все те же тысячу рублей заплатил, 50% – это пятьсот рублей, а ему заплатили 450. Соответственно, соцзащита доплатит 50 рублей, потом скорректирует размер выплаченной льготы. Будет производится вот такая процедура сравнения ежеквартально на основании тех сведений, которые будут поступать от поставщиков за прошедший квартал.

Сейчас, я так понимаю, уже идет тот месяц, который будет использован для расчета льготы на январь.

– Да, совершенно верно. Сейчас, в декабре, управление соцзащиты получит сведения от поставщиков о том, сколько люди заплатили за ноябрь. Это будут последние на текущий момент сведения об их платежах. Для того, чтобы исчислить размер выплаты на январь, они воспользуются вот этими сведениями. Потом, когда придут уже сведения по январю о фактических расходах гражданина, конечно же, размер льготы будет скорректирован так, как я уже объяснила, либо в большую, либо в меньшую стороны. Но для начисления на январь действительно возьмутся данные ноября.

Но получать больше сумму льготы не будут. Есть потолок, он и останется.

– Да, потому что у каждого льготника льгота ограничена нормативом потребления. И вот сейчас то, что они получают, это максимально возможный размер. То есть, выше этого размера не может быть.

Может быть меньше.

– Меньше может быть. Если, конечно, потребление коммунальных услуг меньше, чем норматив. Например, норматив по холодной воде – это 2,4 куба. Одиноко проживающий человек, как правило, не потребляет воду в таком количестве. Если объем потребления меньше, соответственно льгота, размер выплаты, уменьшатся. Если объем потребления соответствует, близок к нормативу, то льгота не изменится. Будет такой же.

То есть, сколько написали в квитанции, вот по этим данным.

– Все будет зависеть от реальных расходов. Выплата теперь по сути будет компенсировать реальные расходы гражданина. То, что он заплатил поставщику, то ему государство и компенсирует. Ну и появляются дополнительные условия как у федеральных льготников – это отсутствие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Вот это важный момент, раньше такого не было, да? Если была задолженность все равно шли льготы.

– В отношении региональных льготников, областных, действительно законодательство не содержало такой привязки, такого требования, и поэтому задолженность не анализировалась, и действительно льготы получали и те люди, которые вообще не платят за жилищно-коммунальные услуги, и те люди, которые накопили задолженность. То есть, этот процесс никак не связывался с выплатой. Теперь, как и у федеральных льготников, будет анализироваться наличие задолженности в течение двух месяцев подряд. Это не значит, что человеку с января вдруг раз, и приостановят выплату. То есть, мы будем ожидать данных за январь, за февраль, и если в течении этих двух месяцев поставщик передаст, что гражданин не оплачивает коммунальные услуги, накапливает задолженность, выплата будет приостановлена. Опять же, это не означает полное лишение выплаты. То есть, она будет приостановлена для того, чтобы гражданин мог урегулировать вопрос погашения задолженности либо погасить ее, либо заключить соглашение по гашению задолженности.

Как он об этом узнает?

– О приостановлении выплаты?

Понятно, что он не получит эти деньги.

– Да.

О том, что нужно прийти.

– Мы проводим сейчас разъяснительную работу со всеми гражданами. В принципе, два года с федеральными льготниками мы объясняли, что для того, чтобы возобновились выплаты, необходимо урегулировать вопрос наличия задолженности. Каждый человек знает, есть она у него или нет. Он видит как минимум в квитанции наличие этой задолженности. И при желании он сможет ее как-то урегулировать с поставщиком, как я уже сказала, либо погасив, либо заключив соглашение, и уже после того, как этот процесс завершится, ему будет возобновлена выплата.

А вот если говорить детально, то он что, идет и гасит задолженность, берет какой-то документ, и идет к вам?

– Да, он показывает документ, что задолженность погашена. Это квитанция, чек. Либо поставщик передает эти сведения.

Но при этом два месяца, которые ему не платили. Что если, допустим, месяц в который он не получил сумму льготы, вот этот пропущенный месяц будет компенсироваться?

– Будет компенсированным в обязательном порядке, да.

У вас такой механизм уже был отработан с федеральными льготниками. Не выросли ли коммунальные долги после этого? Потому что люди, наверное, какая-то часть, не платит не потому что они не хотят ходить и платить, а потому что у них, наверное доход какой-то не очень большой. Федеральным льготникам не привело ли это к ухудшению ситуации?

– Нет, я бы не сказала, что ситуация ухудшилась. Насколько мы имеем возможность отслеживать количество людей, у которых приостанавливаются выплаты, мы видим, что их с каждым голом все меньше и меньше. Потому что люди вошли в это режим. Они понимают теперь, что размер льготы зависит от того, как они платят. Ну, а для людей у которых низкий уровень дохода, есть субсидия. Это еще один вид государственной поддержки. Как раз для людей независимо от наличия льготного статуса, но обладающих невысоким уровнем дохода, есть субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Заявительная?

– Да. Люди могут обратиться за ее получением и получить денежные средства на оплату жилищно-коммунальных услуг в дополнение даже уже к имеющейся льготе. Есть и такая возможность для людей у которых действительно такой низкий уровень дохода.

Процесс приравнивания региональных льготников к федеральным уже, по сути, стартовал с ноября. Процесс запущен. Нужно ли идти подавать документы, заявления в соцзащиту?

– Нет, от граждан не требуется никаких заявлений, никаких дополнительных обращений. Все сведения, которые необходимы для нового расчета, управление соцзащиты получит от поставщиков. И только в том случае, если вдруг по каким-то причинам поставщик не передаст нужную информацию, в этом случае управление соцзащиты может обратиться к гражданину с просьбой предоставить квитанции, какие-то документы, чтобы было видно, какие у него платежи, расходы.

По компенсациям, по платежам в фонд капремонта. Кто имеет льготы? И ведь есть такое мнение, что можно не платить. Потому что есть решение Верховного Суда.

– На самом деле никаких решений Верховного Суда по этому поводу нет. Есть Жилищный Кодекс, который говорит о том, что все собственники, за исключением отдельных групп, должны платить взнос на капремонт. А то, что предоставляют органы соцзащиты, это компенсация расходов на уплату взносов на капитальный ремонт. Она не означает, что гражданин освобождается от обязанности платить, она означает, что гражданин оплачивает взнос, а органы соцзащиты компенсируют определенную законом часть. Вот эта часть определяется у нас областным законом, он называется « О социальной поддержке граждан отдельных категорий», и она существует для собственников жилых помещений старше 70 лет, одиноко проживающие, либо проживающие в составе семьи, состоящей из пенсионеров и обязательно неработающие.

Нужно заявление?

– Если сейчас гражданин достигает возраста 70 лет и является собственником жилого помещения, не работает, проживает одиноко, либо в составе семьи из пенсионеров, ему, конечно же, нужно обратиться в орган соцзащиты по месту жительства для назначения этой компенсации. Важно отметить, что рассчитывается она не на всю плорщадь жилого помещения, а на региональный стандарт нормативной площади. Проще говоря, на норму площади. Для одиноко проживающего человека это 33 квадратных метра, для семьи из двух человек – это 21 квадратный метр, три и более – 18 метров. А с нового года появляется в законодательстве определенное новшество. Если раньше было условие, что человек должен проживать либо одиноко, либо в составе семьи, состоящей только из пенсионеров, то есть из граждан пенсионного возраста.

А для тех, кто достиг возраст 70 лет, получается, механизм такой он: уплачивает взносы на капремонт, а вы ему возвращаете в этой же сумме, да?

– Да, но не всей сумме, у 70-летних – 50%, компенсация рассчитана на норму площади, как я уже сказала, у 80-летних – 100% компенсации. Компенсация рассчитана также на норму площади.

Но при этом если не написано заявление, то производится взыскание потом уже всеми методами предусмотренными законом, да? Если человек при этом не платит?

– Если человек не платит, то у него правоотношения уже возникают с фондом капремонта. Не с органами соцзащиты, в этом процессе орган соцзащиты не участвует. Задача управления соцзащиты – выплатить человеку компенсацию расходов по уплате взносов на капитальный ремонт.

Вопросов будет много у людей, потому что это касается доходов. Естественно, и доходы будут каждый месяц разные. Мы говорим о региональных льготниках с нового года. Напомните телефон горячей линии куда можно обратиться, возможно уже сейчас появятся вопросы.

– Телефон горячей линии 200-213. Мы всегда готовы ответить на все возникающие вопросы и дать подробные разъяснения.

Спасибо, что разъяснили. Я думаю, это не последний раз, потому что переход болезненный для кого-то, конечно, будет. В студии сегодня была Белякова Наталья Александровна, начальник отдела организации «Мир социальной поддержки» министерства социальной защиты населения Амурской области. Мы говорили о том, что с нового года региональных льготников приравняют к федеральным в части того, как им будут начислять льготы по ЖКХ, и при наличии задолженности возможно приостановление этих выплат. Спасибо.

– Спасибо.

Источник новости: http://www.amur.info/simple/2018/11/28/9457