“Простые вопросы”: Андрей Субботин

Тема: проблемы амурского здравоохранения (повтор программы)

Добрый вечер! Сегодняшняя медицина одна из самых больных тем нашего общества. Думаю, что ей достается очень много справедливых нареканий. В амурском минздраве сменилась власть, в минувшую пятницу министром здравоохранения Приамурья стал Андрей Субботин. Сегодня новый министр готов ответить на мои совершенно простые вопросы.

— Здравствуйте, Андрей Юрьевич.

– Здравствуйте, Александр.

— Поздравлять не буду, а задам такой вопрос: говорят, у вас тяжелый характер?

– Оценить характер, конечно, могут лучше люди, но я думаю, что тот профессиональный путь врача хирурга, который я прошел, он, естественно, отразился и на моем характере. То есть моя профессия подразумевала принятие мною решений, которые не всегда были понятны, в том числе и для пациента, но они шли всегда ему на пользу. Поэтому тогда, когда я принимаю решение, не всегда люди понимают, что я делаю. Это приходит уже после. Из этих черт и складывается понимание характера посторонними людьми.

— Сколько лет вы в медицине?

– С 1988 года.

— Почти 30 лет.

– Да, в следующем году будет 30 лет.

— Опытный клиницист, в здравоохранении 30 лет, хирург. Чем «больно» наше амурское здравоохранение? Какой бы вы ему поставили диагноз?

– Если смотреть с позиции пациента и врача, то диагноз можно поставить. Во-первых, мы сегодня болеем нехваткой профессиональных кадров – это самое главное. У нас примерно с 1993 года произошел провал в кадрах, и уходили из медицины наиболее активные люди, которые не видели перспективы. Это не говорит о том, что остались самые плохие, но все-таки этот пласт инициативных людей, будущих организаторов, будущих врачей, он был потерян для нас. И сегодня очень сложно восстановить этот потенциал. Считаю, что сегодня необходимо вернуть культуру врача, уважение общества к врачу.

— Денег в здравоохранении не хватает? Жалуются все, что денег нет. Начальство медицинское об этом молчит, видимо, боится. Если нет, то так и скажите: «Дорогая передача, у нас кафтан такого-то размера».

– Количество денег ограничено, это понятно. Есть такая английская пословица – я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи. На мой взгляд, сегодня нужно переоценить ситуацию, в том числе и в нашем здравоохранении. Чтобы ответить на вопрос, сколько денег не хватает, их не хватает однозначно, нужно понять, правильно ли мы их тратим, на что должно их тратить в первую очередь. Потому что нужно тратить приоритетно. Потом четко и ясно довести до руководителя области, какие перед нами стоят задачи, какие вливания необходимы, какое направление нужно развивать. После этого говорить, что на дальнейшее развитие необходимо такое-то количество денег. Сколько денег нам не хватает, сегодня я не готов ответить.

— Но их не хватает.

– Да, их не хватает.

— Что касается трат, то, на мой взгляд, ваши предшественники завалили региональную информационную систему в здравоохранении: электронные регистратуры, электронные истории болезни, коммуникации между лечебными учреждениями. На бумаге принято, действует и фактически не работает, из-за чего идут жалкие судебные тяжбы. Как вы считаете? Система завалена? Деньги бюджетные потрачены, где следователи с наручниками?

– Где следователи с наручниками, я не могу знать (улыбается), это не моя компетенция. На сегодняшний день в Амурской области есть часть учреждений, которая выполняет эту программу, это однозначно.

— Часть.

– Да, какие-то учреждения могу назвать. Есть и такие учреждения, которые, к сожалению, эту программу не выполняют. Здесь необходимо разобраться: это объективный фактор, который не зависит от лечебного учреждения, или субъективный, который завис от руководителя конкретного учреждения, от его коллектива. Не секрет, что программа несовершенна, требует доработки. Есть вопросы к конкретным сотрудникам, которые сегодня работают в этой программе. Бывает, что они тоже недорабатывают. Программу забивает врач. Есть учреждения, которые с этой задачей справились.

— Вы будете разбираться с этим, чтобы довести систему до ума?

– Обязательно. Мы обязаны довести ее до ума, будем это делать. Просто сегодня мне нужно время, чтобы понять, где и почему она не работает, что нужно сделать, чтобы она заработала.

— Наверное, озвучу не только свое мнение, что до минувшей пятницы ваше ведомство больше всего страдало враньем, цинизмом, отписками. Порой такое писали, что читаешь и думаешь: как можно так врать?! Не замечали людей. Самое главное – даже не лекарств не хватало, а просто не видели людей. Будете исправлять эту ситуацию?

– Однозначно будем работать в этом направлении. Во вступительном слове перед сотрудниками министерства я четко обозначил задачу сначала для сотрудников: поднять интеллигентность, квалификацию, человечность до определенного уровня. Сотрудник министерства должен быть так подготовлен, чтобы к нему можно было обратиться по любому вопросу, в том числе с любой жалобой. И он должен не просто компетентно и профессионально…

— Компетентно пенделя нарезать и компетентно помочь.

– Абсолютно верно.

— Больше нарезали.

– Мы можем сказать слово «нет» по закону, но наша задача совершенно другая – нам нужно помочь человеку.

— Помочь, а не сказать нет.

– Согласен с вами. Думаю, что в этом направлении мы приложим максимальные усилия.

— От вас зависит, если не все, то очень многое. Назовите три ваших первых профессиональных шага в должности министра. Наметили их для себя?

– Мне задачи определил губернатор. На сегодняшний день область не выполняет указы по заработной плате медработников. Наша задача проанализировать, кто не выполняет.

— Почему не выполняет.

– Если лечебное учреждение выполняет показатели, узнать, как оно этого достигло. Этот опыт нужно тиражировать. Плюс мы хотим создать общественный Совет.

— Вроде он есть при Минздраве.

– На этой неделе будет создана специальная рабочая группа по проблемам медицины. В нее войдут наиболее подготовленные главные врачи и люди из разных сфер деятельности, в том числе экономисты наиболее успешных учтреждений.

— Чтобы Совет был разносторонний.

– Абсолютно, чтобы во главу угла не были поставлены только показатели – либо экономические, либо лечебные. Подход должен быть комплексным. Сейчас нужно понять мнения различных групп, понять, что они хотят, что они рекомендуют. Ведь сегодня проще всего критиковать.

— Критикуешь – предлагай!

– Совершенно верно.

— На слуху Завитинская центральная районная больница, сейчас сменилась власть, вскрылись различные приписки. Пишешь показатели – и все хорошо. Как уйти от этого?

– Понятие, как уйти от приписок – есть. На сегодняшний день есть такой показатель, как подушевое финансирование. Терапевту нет смысла гнать поток – примет он одного или десять человек. Лечебное учреждение все равно получит подушевое финансирование. Узкие специалисты, которые принимают в амбулаторном звене, никаким образом к объемным показателям не привязаны. В стационаре есть госпитализация, за которую платится. Здесь должна работать лечебная служба, в частности, заместители главных врачей по лечебной работе, экспертизе, заведующие отделениями. Эти люди должны четко понимать: поступил человек – он должен получить лечение в соответствии с диагнозом. Тут в дело вступают страховые компании, которые должны четко понимать, если человек поступил с определенным заболеванием, то в соответствии с ним и должен получить лечение. Если не получил, возникает вопрос – почему? Либо лечение неграмотное, либо необоснованное, если не соответствует заболеванию, с которым человек находится в стационаре.

— Врач имеет право на ошибку? Когда речь об этом заходит, общество напрягается.

– Врачи ошибаются и будут ошибаться. Что бы ни делали, иногда это не зависит ни от опыта врача, ни от желания. Бывает стечение обстоятельств. Ошибок быть не должно, но они бывают и будут.

— Как максимально в профессиональном и человеческом плане выходить из этих ошибок? Сделать все, чтобы исправить?

– Во-первых, нельзя дистанцироваться от этой ошибки, ее нужно принять. Во-вторых, ее нужно понять, почему она произошла. В-третьих, сделать вывод, чтобы больше ошибки никогда не повторялись.

— Спасибо. Я искренне по-человечески желаю вам удачи. Всем нашим телезрителям хочу пожелать положительных изменений в нашем здравоохранении. Замечайте людей почаще, и всё будет хорошо.

– Спасибо.

— Это были «Простые вопросы» для министра здравоохранения Амурской области Андрея Субботина. Мы говорили о главном – о нашем с вами здоровье. До свидания, всего доброго

Источник новости: http://www.amur.info/simple/2017/12/18/8207