Эхо Любви / Александр Ярошенко / Колумнисты

Анна Герман – символ любви. Певица, которая покорила сердца миллионов. Никто не видел в красавице с серебряным голосом искалеченного человека.

Анна Герман – символ любви. Певица, которая своим хрустальным голосом покорила сердца миллионов во всем мире. На эстраде найти человека с более трагической судьбой трудно, никто не видел в этой красавице с серебряным голосом искалеченного человека. В последние годы Анна не могла надевать облегающее, это напоминало ей гипс…

Дом на Учительской

Красавица Варшава отгорала последними теплыми днями убегающего ноября. Время, договоренное на встречу с мужем Анны Герман, давно ушло. Бесконечные европейские пробки…

– Та ничего, не переживайте. Я вас жду, – успокаивал меня по мобиле муж великой певицы.

Куцая улочка с щербатым асфальтом, не по-столичному тихо и патриархально… Серый дом с застекленной мансардой, строгий забор, скрипучее крыльцо.

На тихий звонок дверь открыл высокий, грузный мужчина с остатками седой шевелюры.

– Проходьте, с Дальнего Востока у нас никогда гостей не было. Это так далеко.

Ее песни, как кровь из сердца – нет ни одной пустой строчки, все на века и до слез

Узкий коридорчик завален ворохом стоптанных тапочек, светлая зала со старенькими занавесками на окнах. Простенькая мебель, потертая плюшевая скатерть. Во всем предельная скромность, граничащая с бедностью. На стене черно-белая фотография Анны, где она – полная жизни, с развевающимися, непокорными локонами.

Збышек поясняет что фотографий в доме немного. Больно…

Они познакомились на пляже курортного Вроцлава, Аня там училась на геологическом, а Збышек приехал по делам.

– Эта стройная девушка внушила мне такое доверие, что я доверил ей покараулить свою одежду, – улыбается седовласый пан.

Через пару месяцев они поняли, что порознь уже нельзя…

Кровь из сердца…

Певческая карьера Анны началась стремительно, ее небесный голос покорил всех.

Жили скромно в крошечной однокомнатной квартирке на окраине Варшавы. Збышек преподавал в политехническом, зарабатывал соответственно.Так получилось, что кормилицей была Анна, она не вылезала с гастролей и из поездок. Предложили годовой контракт в Италии, по итогам которого можно было купить нормальную квартиру. Скрепя сердце она согласилась на такую долгую разлуку.

Она воскресла только благодаря его любви

Там-то и случилась страшная трагедия: ночью по дороге в Милан водитель задремал, Анна вылетела через лобовое стекло прямо на камни. Получила чудовищные травмы, ее нашли только под утро.

– Когда мы с Аниной мамой прилетели в Италию, Аня была с головы до ног в гипсе. Она 14 дней была без сознания. Мы тихо молились, – вспоминает муж.

Потом были три месяца итальянских госпиталей, длительная реабилитация в Польше. Когда Аня попала к себе домой, тогда началась их со Збышеком борьба за ее выздоровление. По квартире протянули веревку, по которой она со слезами училась ходить – переломанный позвоночник болел нещадно.

Ночами она на сильных руках Збышека спускалась к Висле и там вновь делала свои первые шаги по земле.

Тогда они не были связаны узами официального брака. Он здоров, она калека.

– Вы не представляете, как я ее любил…

Она воскресла только благодаря его любви. Вновь стала петь, записывать новые песни, давать сольные концерты.

Ее песни, как кровь из сердца – нет ни одной пустой строчки, все на века и до слез.

Пан Збышек помнит все ее песни – эту Аня пела, когда белье гладила, а эту – на отдыхе в Болгарии…

«Спи мой сыночек…»

В 38 Анна решается рожать. Врачи были категорически против – победило материнство. Сына назвали тоже Збышеком. Мальчик родился крупным (сегодня это стеснительный великан ростом 208 сантиметров). Когда мама ему пела «Спи мой сыночек..», он ее просил: «Ты мне лучше про поезда спой».

– Сегодня у Збышека самая большая в Польше коллекция паровозных макетов, – признался отец.

Пан Збышек больше не женился. Он так и живет одиноким лебедем

Когда мальчику было шесть лет, у Ани на ноге появилась большая опухоль. Думали, что это последствия травмы, оказалось намного страшнее – рак.

Она писала тогда в Москву одной из своих подруг: «У меня дела так плохи, что ни писать, ни говорить не хочется…» А за два месяца до смерти ей же написала: «Я счастливая, я приняла крещение. Я приняла веру своей бабушки».

Анны не стало в августе 1982 года. Миллионы людей вздрогнули от страшной вести: смолк голос небес…

Когда ее хоронили, в Варшаве разразился страшный дождь: рыдало небо истерикой ливня…

Пан Збышек больше не женился. Он так и живет одиноким лебедем. После смерти Ани к нему переехала жить ее мама. Пани Ирма прожила в доме у зятя до 97 лет.

– Аня всегда со мной, и мы с ней встретимся на небесах, – сказал пан Збышек.

Помолчав, добавил:

– Мы там все встретимся.

Мать с дочерью уже встретились…

В Польше забыли

Семья великой певицы живет очень скромно. Хотя песни в исполнении Анны Герман звучат ежедневно и в Польше, и на всей территории бывшего Союза, ее наследники не получают куцые авторские. Сутяжничать по судам они не хотят. Они люди не нашей суеты.

– В Польше про нас просто забыли, а в России Аню помнят, там проходят вечера ее памяти. Я был на таком в Рязани. Когда запели «Надежду», зал встал. Я не мог сдержать слез, – говорит муж великой певицы.

Перед смертью дала слово, что если выживет, то будет петь только в церкви…

О своей Ане ему говорить легко и тяжело одновременно. Легко – потому что любимая. Тяжело – потому что рядом нет.

– Она обожала мороженое и орехи. Певцы не едят этого, считают, что голос пропадет. Если он есть, то не пропадет, – убежден пожилой поляк.

И продолжает:

– Аня безумно любила Россию, считала, что русский и итальянский языки просто созданы для пения. Она совсем не знала нот и пела душой… А душа ее была такая, как голос: чистая, чистая…

Безнадежно остыл чай, пить совсем не хотелось. На душе лежал камень какой-то несправедливости. Почему все так?

Почему эти стены так долго не слышат божественного голоса своей хозяйки? Почему самые близкие люди певицы, которая окрасила своим талантом нашу жизнь, живут так скромно? Вопросов много – ответов нет.

…А на Варшавском кладбище на могиле Анны Герман стоит скромное надгробие из черного камня, на котором высечены ноты, скрипичный ключ и всеобъемлющая фраза из Писания: «Господи, да будет воля Твоя…»

К Божьему слову добавить нечего…

Справка

Анна Герман родилась в Узбекистане 14 февраля 1936 года. После войны с родителями уехала в Польшу. Ее мать была по национальности норвежка, отец – поляк.

Записала несколько сотен песен на русском и польском языках. Среди них много бессмертных хитов: «Надежда», «Один раз в год сады цветут», «Эхо любви». Эти песни стали гимном миллионов людей.

Перед смертью дала слово, что если выживет, то будет петь только в церкви…

Источник новости: http://www.amur.info/column/yaroshenko/7014