“Простые вопросы”: Анатолий Белоногов

Тема: уход из заксобрания Амурской области

Добрый вечер! Анатолий Белоногов – для большинства амурчан это имя не нуждается в расшифровке. Он прошёл путь от совхозного зоотехника до губернатора региона. В последние годы Анатолий Николаевич был депутатом законодательного собрания. Недавно он объявил о своём уходе из большой политики. Не буду пафосно говорить, что вместе с Белоноговым из нашей общественной жизни уходит эпоха. Эпоха, может быть, не уходит, но уходит очень большой отрезок времени, жизни – его и нашей. Сегодня в гостях у «Простых вопросов» Анатолий Белоногов.

— Анатолий Николаевич, здравствуйте!

– Здравствуйте!

— Почему вы решили уйти на покой?

– Сказать, что полностью ухожу на покой, не могу. Но по истечении срока депутатских полномочий на выборы не пойду. Думаю, надо молодым давать дорогу. Сейчас время несколько другое. Пожалуй, такие, как я, не всегда могут найти своё место в этой работе.

— На ваш взгляд, сегодняшняя власть какова: лучше или хуже?

– Власть одного дня.

— Власть одного дня?

– Да, сегодня человек пришёл во власть, и он стремится сделать всё возможное, чтобы обеспечить себе будущее. Причём себе, не думая больше ни о чём, пользуясь тем моментом, что сегодня он у власти. Если завтра он будет не у власти – он будет никто.

— Сколько лет Анатолий Белоногов находится на руководящей должности? Давайте начнём с директора совхоза.

– С 1968 года.

— 48 лет. Что нажили? Знаю, что у вас есть 3-комнатная квартира, по-моему, балкон не застеклённый.

– Выделил обком КПСС, когда я сюда приехал.

— И есть какая-то дачка, домик, даже часть дома, в Заречном.

– Есть.

— Всё?

– Всё. Разве мало? Этого вполне достаточно.

— Смеются сегодня. Сидят сейчас по ту сторону экрана и скажут, что пятьдесят лет у власти и балкон не застеклил.

– Во-первых, возможности такой не было. Ведь кто-то считает, что раз был главой администрации, то получал сногсшибательную зарплату.

— Один звонок – и вам бы всё сделали.

– А потом надо быть обязанным, когда тебе сделали, плюс делать то, что тебе ни совесть, ни порядок не позволяют. Можно быть в нормальных товарищеских отношениях, можно спорить, не соглашаться, но, по крайней мере, лучше всего быть независимым. Я сегодня могу спать спокойно. Мне не надо никаких замков, запоров. Всё спокойно, открыто. Пожалуйста, приходи, только предупреди, чтобы я собаку привязал.

— Мне интересна ваша оценка сегодняшней так называемой оппозиции. Какие у неё сильные стороны, если они есть? И чего ей не хватает? Партии не будем называть, чтобы в суд не побежали, скажите в общем.

– Могу прямо сказать, что сегодняшняя оппозиция – ни та, которая в думе, ни та, которая туда стремится – её нет.

— Нет?

– Нет. Говорить – это ещё не значит находиться в оппозиции. Оппозиционерами можно считать тех, которые, кроме того, что высказывают, ещё вносят определённые предложения, добиваясь, чтобы эти предложения принимались, чтобы по ним работали. Это самое главное. А просто говорить, что мы там что-то сделаем…

— Чего только не говорят.

– Да, и послушаешь… Вот, я в отпуске, слушаю, что и как говорят, диву даюсь – а где вы раньше были? И в депутатах многие были, но почему вы раньше этого не делали?

— Почему не делают?

– Надо спросить оппозицию, почему они не делают.

— Вы же коллеги, все рядом. Вы же чувствуете дыхание. У каждого, прежде всего, свой бизнес? Интересы?

– У большинства, конечно, свой бизнес, свой интерес. Тех, у которых нет личного интереса и бизнеса, их незначительное количество. Конечно, они не смогут решить те проблемы, которые бы надо решать. На законодательном собрании я вносил предложение о том, чтобы 2/3 депутатов сделать одномандатниками и только 1/3 – по партийным спискам. Считаю, что всех депутатов надо избирать по одномандатным округам.

— Чтобы выбирал народ именно тебя.

– Совершенно верно. Кроме того, чтобы ты обещал и твои обещания были записаны, как было ранее. Если я пообещал, то должен добиться, чтобы мои обещания прошли соответствующим образом в план. Его, в свою очередь, рассмотрели на сессии, чтобы мои обещания были узаконены. Мои обещания – это часть той программы, по которой будет развиваться территория. Сегодня этого нет.

— Анатолий Николаевич, в вашем окружении есть люди, которым вы при встрече не подадите руку?

– Есть, которым я не подаю руки.

— Их много?

– Немного, но есть.

— Почему, что надо сделать?

– Знаю только одно, что они соответствующим образом писали на меня доносы в администрацию президента.

— Вы это точно знаете?

– Точно знаю. Так из-за чего меня освободил Ельцин от должности председателя исполкома областного совета? Хотя я в ГКЧП не участвовал, был в это время в Москве, но совершенно по другим делам. Пока летел из Москвы до Благовещенска, был освобождён от должности. Почему не волновался и ни с кем не спорил – потому что в течение двух дней меня избрали председателем областного совета.

— За что Ельцин вас освободил?

– За поддержку ГКЧП.

— Вы же не поддерживали.

– Мало ли. В доносе было написано, что поддерживал.

— Знаете, кто писал?

– Знаю примерно, кто писал. Не один писал, а несколько человек.

— У вас есть или был настоящий друг?

– Был. Погиб.

— Кто он был – простой человек, работяга или тоже работал у власти?

– Сначала был простым водителем, потом был избран в профсоюз руководителем. Потом я ему помог, и его отправили в Хабаровскую высшую партийную школу. Он её окончил и только тогда уже пришёл к власти.

— Анатолий Николаевич, оглядываясь назад, за что не стыдно в жизни?

– За то, что я так жил.

— Не стыдно?

– Не стыдно. Я не думаю, что кто-то будет плевать мне вслед, когда понесут ногами вперёд.

— Есть вещи, о которых жалеете? Может быть, что-то сделали не так?

– Есть вещи, которые можно было бы сделать несколько по-другому. Но это пришло значительно позже.

— Много таких моментов, о которых жалеете?

– Нет. Есть один такой момент, он в дальнейшем отразился на жизненном пути.

— Чем планируете заниматься на пенсии? Я не представляю вас дома с собакой, в тапочках.

– Могу сказать, что, уйдя на пенсию, буду продолжать работать. Губернатор Амурской области Александр Александрович Козлов сделал мне предложение быть советником по аграрным вопросам.

— Вы согласились?

– Я согласился с предложением, принял его. Когда закончатся мои полномочия в качестве депутата законодательного собрания, думаю, что мы определимся, как правильно это оформить. Почему? Потому что по возрасту я не могу работать на государственной должности.

— Форму найдёте.

– Поэтому работать буду безвозмездно.

— Безвозмездно?

– Да. Единственное, это было оговорено с Александром Александровичем, что буду обеспечен транспортом. Потому что, сидя в кабинете, можно насоветовать такое. Надо встречаться на местах.

— Зачем вам безвозмездно в вашем нежном возрасте ехать куда-то, трястись по этим дорогам?

– Саш, ну что, разговаривать с одной собакой? Это же не жизнь будет. А так – приезжаем в район, надо побывать во многих районах, о северных не говорю, где сельского хозяйства нет. А начиная с Архаринского района и заканчивая Шимановским. Есть проблемы, есть вопросы.

— Есть опыт, есть знания, есть понимание.

– Некоторые проблемы сейчас надо решать, которые можно решить ещё сегодня. Чтобы было не хуже, и сегодня это дешевле обойдётся.

— Анатолий Николаевич, можно на посошок пожму вашу руку за то, что не стыдно оглядываться на жизнь. А вам, правда, не стыдно.

– Спасибо.

— Спасибо вам. Это были «Простые вопросы» для Анатолия Белоногова. Мы говорили о его и о нашей жизни. Всем добра и здоровья, берегите себя и живите, пожалуйста, долго. До свидания.

Источник новости: http://www.amur.info/simple/2016/09/26/6839