“Простые вопросы”: Игорь Путилов

Хэйхэ без российских туристов

  

В соседний китайский город Хэйхэ мы когда-то ездили легко и просто: кто-то ежемесячно, кто-то – вообще каждые выходные. Тут тебе и экзотика под боком, и недорогие товары. Прошло время. К экзотике привыкли, да и ездить стало дорого. Как он там без нас, любимый город Хэйхэ? Обо всём обстоятельно расскажет живущий в этом городе Игорь Путилов – знаток Китая, блогер Амур.инфо.

— Здравствуйте, Игорь!

– Здравствуйте!

— Многие уверены: Хэйхэ жил за счёт российского туриста, теперь наши туда не ездят, и торговля захирела. Бизнес умер? Миф?

– И да, и нет. Не весь Хэйхэ жил за счёт туризма. В основном за счёт туризма жили мелкие торговцы розничных товаров. В целом город строился не на эти деньги. На деньги русских туристов, которые что-то покупали, кушали, жили простые китайские семьи, то есть местные торговцы. Город строится и развивается за счёт налогов и сборов с большой приграничной торговли, которая проходит через грузовую таможню. По китайскому законодательству большая часть налогов и сборов с грузовой таможни остаётся именно на развитие города. Только небольшая часть уходит выше, государству. Во-вторых, строятся не какие-то торговые центры или развивается какая-то инфраструктура, а развито жилищное строительство. В основном оно идёт за счёт частных строительных компаний, которые каким-то образом находят деньги или привлекают государственные деньги через различные программы по жилищному строительству. Строят дома и распродают. Мелкий частный бизнес не полностью, но держался на русских туристах, по крайней мере, добрая его часть.

— Это те, кто располагался на этой тропе российского туризма – «Остров Большой Хэйхэ» и центр «Хуафу», маршрут был не настолько подробный.    

– Маршрут небольшой на самом деле, потому что, потому что это действительно был «Остров Большой Хэйхэ» и магазины, расположенные по центральной улице. Многие из них ориентировались исключительно на русского покупателя, старались подбирать ассортимент, привлекательный для русских покупателей. Сейчас туристов практически не стало, можно сказать, что их нет, если сравнивать с тем, что было раньше. Тем не менее нельзя сказать, что город опустел или, грубо говоря, загнулся. То, что происходит на острове, конечно, грустное зрелище, но это ожидаемый результат, потому что там всё было ориентировано исключительно на русского покупателя. Сейчас торговый центр на острове, который рядом с таможней, практически весь пустует. Крыло, которое ближе к Амуру, опустело процентов на 90, оттуда уехали практически все.

— А «Юань Дун» – он и в лучшие времена не пользовался успехом?

– Ошибка владельцев этого заведения была в том, что, когда они его построили и запустили, сразу брали очень высокую арендную плату и в дальнейшем не снижали. Предприниматели туда заехали, расположились, начали торговать. Люди приезжали и видели, что всё дорого, естественно, брать ничего не стали. Тут же все стали моментально помаленьку оттуда уходить. Постепенно, ещё до кризиса, он как-то опустел. Сейчас стоит бесхозный, его используют под склады. Ощущение такое, что руководству вообще не интересна его дальнейшая судьба.

— По сравнению с теми временами, когда «Остров Большой Хэйхэ» и центр «Хуафу» были «заточены» под русского покупателя, что сейчас преобразовалось, изменилось? Главные отличия?

– Нельзя сказать, что «Хуафу» какой-то частью был ориентирован на русского покупателя. Он находится в центре, поэтому был ориентирован на всех. В принципе с ним ничего такого не произошло, все отделы заполнены, он приобретает такой цивилизованный вид. Если раньше на первом этаже были просто непонятные развалы, хаотичная торговля, сейчас всё стало более упорядоченно: появились красивое торговое оборудование, что-то вроде супермаркетов. Например, в них все товары в однотипной упаковке, с установленной фиксированной ценой, всё на вид красивое, привлекательное. Китайцы сейчас не как раньше. Раньше китайцу было достаточно, чтобы у него просто что-то было. Сейчас уже нет. Они сейчас довольно разбогатевшая нация, все живут в достатке, если брать усреднённо. Живут гораздо более лучше, чем жили ещё совсем недавно.

— Им стало важно, как поётся в песни Ваенги – не что, а как.

– Вот именно, да. У них уже нет такого, чтобы что-то купить – лишь бы купить. Они уже смотрят – им важно качество, сервис. Смотрят и выбирают, понимают, что лучше взять дороже, но лучше, потому что будет качественнее. Соответственно предприниматели должны идти следом за этими привычками, создавать более хорошие условия, санитарное состояние, внешний вид, качество товаров. Вот как в целом меняется Хэйхэ. Конечно, для них было шоком, что пропал лёгкий доход от туризма. Не все отчаялись, кто привык зарабатывать, иметь быстрый заработок, поехали куда-то дальше, например, на юг, торговать русскими товарами.

— Верно ли, что у китайских продавцов теперь в ходу российские товары? Что продают? Знаю, популярен шоколад, «молочка».

– Везут всё, что готовы купить китайцы. Например, я наблюдал на китайской таможне, что везут, там почему-то очень тщательно досматривают, какие продукты везут. Везут всё, даже пшённую крупу, бытовую химию, стиральный порошок.

— Потому что у нас дешевле или более всё натуральное?

– Во-первых, дешевле. В целом, если брать цены на продукты, бытовую химию, то сейчас они и в России, и Китае во многом сравнялись, а в чём-то даже ниже, чем в Китае. Если брать во внимание Благовещенск, то в Китае дешевле овощи, фрукты и свинина. Всё остальное дороже, то есть Китай – это уже дорогая страна. Того дешёвого Китая, к которому мы привыкли, больше нет. И вряд ли уже будет.

— Тем, кто всё-таки отважится посетить Хэйхэ, дайте ценные советы. Во-первых, где выгоднее покупать юани?

– В Хэйхэ, насколько мне известно, в банке рубль на юань не меняют. Меняют, как сказать, такие…

— Андрей под лестницей, как всегда.

– Да. Может быть, сейчас кто-то в банках и меняет, но, по крайней мере, я ни разу не менял, а где спрашивал – такой информации не было. Обычно, этим занимаются менялы на острове, где-то там приходится менять таким образом. При этом в Благовещенске можно поменять дешевле рубли на юани, чем в Хэйхэ.

— Лучше это сделать заранее.

– Да, может быть, где-то через знакомых спросить, узнать, по какой стоимости меняют в Хэйхэ и в Благовещенске. Часто в Благовещенске оказывается дешевле. Правда, есть такая проблема, что всю наличку быстро разбирают. Можно прийти в банк, а наличной валюты нет. Лучше всё делать заранее.

— Где лучше питаться? Вы говорили, что сами китайцы становятся более требовательными и взыскательными к сервису, услугам. Наверное, лучше ходить в приличные рестораны, а не в старые добрые чифаньки, такие как «У Наташи», «У Светы» и так далее? Или просто нет?

– Тут дело вкуса, ходить или не ходить – каждый сам решает.

— Они ещё есть?

– Они ещё есть. Кто был в Хэйхэ, наверное, знает ресторан «Лена», он есть, существует. Прохожу мимо него, я там недалеко живу. Он здравствует, народ помаленьку ходит. Причём сейчас туда стало ходить очень много приезжих китайцев, так как для них провели такую рекламную кампанию, что там «чисто русская» еда. Они в это искренне верят, действительно еда не похожа на китайскую. Настоящей русской еды они не пробовали, то принимают как русскую еду. В целом рестораны сейчас меняются, им стараются придать хороший внешний вид. Старые чифаньки закрываются, полностью делается ремонт, придаётся такой европейский вид. Не просто столы с жёлтыми скатертями, а уже цивильная мебель, барная стойка, всё чистенько, культурно, цивильно. В рамках китайского фастфуда – это не гамбургеры и прочее – а лапша, рис, в общем, быстрое питание. Где раньше всё делалось буквально на коленке, чуть ли не на улице, (в других регионах это до сих пор можно видеть), всё приобретает цивильный вид. В центре Хэйхэ появляются такие точки.  

Источник новости: http://www.amur.info/simple/2016/05/23/6520