Железнодорожные «войны» / Михаил Митрофанов / Колумнисты

Слава богу, что пока с наших рельсов сходят грузовые вагоны, и нет человеческих жертв

В моём советском детстве было довольно много захватывающих кинокартин о Великой Отечественной войне. Список внушительный: это «Подвиг разведчика», «Два бойца», «Баллада о солдате», «Отец солдата» и многие другие. Фильмы военных лет и послевоенные киноленты.

Среди них своё место занимает и кинофильм 1949 года «Константин Заслонов». История о партизанском командире (его играет великолепный Владимир Дружников), который под псевдоним «Дядя Костя» сколотил подпольную группу. Эта команда, находясь в районе белорусского города Орша, в числе прочих дел создавала и подбрасывала в бункера паровозов, двигавших немецко-фашистские поезда, так называемые «угольные мины», то есть мины, замаскированные под куски каменного угля. Попадал такой «кусок угля» в процессе движения в топку, и поезд шёл под откос. В итоге за три месяца с небольшим было взорвано 93 немецких паровоза.

Сам Заслонов геройски погиб в бою в ноябре 1942 года. В фильме правда об этом не говорится. О его судьбе я узнал много позже. Но сейчас о другом. В связи с чем вспомнился героический персонаж.

На восьмой десяток лет пошёл отсчёт со дня окончания Великой Отечественной. И партизан давно нет. Но по-прежнему в Приамурье, да и не только в нашей области, продолжают сходить с рельсов поезда. И зимой, и летом.

Самый недавний случай – на днях 19 марта. Сошло, кстати, именно 19 полувагонов с углём. Мистика!?

Необъявленная «железнодорожная война» продолжается. И если в той, настоящей, 70 лет назад были победители и побеждённые, то в нынешних баталиях победителей точно не будет. И, наверное, слава богу, что пока с наших рельсов сходят грузовые вагоны, и нет человеческих жертв

Местные власти и МЧС на эти, увы, пока что бесконечные сходы реагируют в общем оперативно. Однако это всё постфактум. И главное, в целом проблемы не решает. А вот вопросы к самим владельцам и эксплуатантам РЖД остаются без ответов. Например, почему за последние 15 лет практически не увеличилась протяжённость железнодорожных путей? Или отчего средняя скорость вагона от погрузки до разгрузки не превышает 15 километров в час? И так далее. А главный вопрос: почему основные инвестиции по-прежнему уходят в модернизацию и развитие без того вполне развитых участков на территории Центральной России, а восточным территориям достаются преимущественно программы оптимизации? Результаты этих программ ощутили на себе в том числе и теперь уже бывшие железнодорожники-амурчане. И неудивительно, что почти постоянно действующие комиссии по расследованию регулярных ЧП в числе причин чуть ли не на первое место ставят недостаточно внимательное обслуживание участков, где случаются аварии. Сами железнодорожники разводят руками и сетуют на сокращение обходчиков чуть ли не на порядок.

Зато, как водится, всё в порядке у многолетнего бывшего руководителя монополии и его наследника Андрея Якунина, сколотившего состояние на привокзальных гостиницах. Не обделила судьба и племянника Владимира Якунина Кирилла Амосова, который сдаёт в аренду РЖД полувагоны. Некоторые из них и уходят под откос на необъятных просторах России, в том числе, и в Амурской области.

В прошлом году в РЖД сменился руководитель. Однако необъявленная «железнодорожная война» продолжается. И если в той, настоящей, 70 лет назад были победители и побеждённые, то в нынешних баталиях победителей точно не будет. И, наверное, слава богу, что пока с наших рельсов сходят грузовые вагоны, и нет человеческих жертв.

Источник новости: http://www.amur.info/column/mitrofanov/6336