«Не мостом едины»: о бизнесе и жизни Благовещенска и Хэйхэ рассказал «КоммерсантЪ»

Почему русским сложно вести бизнес с китайцами, существует ли на Дальнем Востоке китайская экспансия, как изменилась жизнь пограничных с Китаем территорий России после «поворота на Восток» – об этом и многом другом можно узнать из масштабного спецпроекта «КоммерсантЪ». Одними из главных его героев стали Благовещенск и Хэйхэ – города на стыке цивилизаций. О жизни после падения рубля – в интересном материале.

Спецпроект «Пограничное состояние» вышел на онлайн-страницах популярнейшего федерального издания в начале марта. В нём несколько блоков, два из которых с подразделами о Благовещенске и Хэйхэ. Проделана серьезная журналистская работа. Для выяснения многих нюансов автор материала Маргарита Фёдорова пообщалась с министром внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области Игорем Горевым, хозяином китайской строительной компании «Великая стена» Лю Цзяном и гендиректором Константином Мантро, директором программ восточной школы Института востоковедения РАН Владимиром Невейкиным, деканом международного факультета БГПУ Ольгой Залесской, директором Института Конфуция в Благовещенске Николаем Кухаренко.

О жизни, бизнесе и тонкостях подхода к соседской жизни рассказали тургид, владелица лавки русских товаров в Хэйхэ Фэн Юхун, благовещенский ресторатор Дмитрий Гудзовский, предприниматель, житель Хэйхэ Игорь Путилов (Гудзовский и Путилов – блогеры Амур.инфо) и другие. Кстати, как рассказал Игорь Путилов, с авторами проекта «Коммерсанта» он общался осенью 2015 года.

Журналист в материале пытается найти ответы на многие вопросы, интересующие не только амурчан, но жителей западной части страны: «В 2015 году ставка России на экономическое партнерство с Китаем в условиях западных санкций не оправдалась. Из-за негативных мировых тенденций – в частности, падения цен на нефть – и девальвации рубля товарооборот между странами сократился на четверть. “Ъ” отправился на российско-китайскую границу, чтобы узнать, как изменилась жизнь соседствующих регионов после провозглашённого Москвой “поворота на восток”».

По данным министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области, в 2015 году регион посетили 69 тысяч туристов из КНР – на треть больше, чем в прошлом году. Благовещенск уже пять лет занимает третье место после Москвы и Владивостока среди российских городов по числу туристов, приезжающих из Китая.

«С ослаблением рубля деловые отношения между жителями Благовещенска и Хэйхэ сильно изменились. Раньше китайцы приезжали на российский берег Амура торговать и строить, а русские на китайский – закупить товаров и заодно отдохнуть. Теперь русские в Хэйхэ практически не ездят, зато китайцы массово поехали в Благовещенск уже как туристы и ценители русского шоколада и золота», – отмечается в подразделе «Благовещенск: Не мостом едины».

Компания «Великая стена» собирается построить в Благовещенске, помимо жилого микрорайона на 240 квартир в 18 километрах от города в посёлке Кантон-Коммуна, туристическую деревню с домами в русском стиле. Проект – диверсификация бизнеса в условиях падения курса рубля и спроса на квартиры. Главными посетителями деревни должны стать китайцы.  Руководство компании волнует вопрос выделения квот на иностранных рабочих, а не только экономический кризис. В прошлом году объём был сильно снижен.

«У нас уничтожена система профобразования, специалистов нет, да и сами русские не горят желанием работать каменщиками или плотниками. Могут получить зарплату и уйти в запой. Китайцы же обладают огромным опытом строительства монолитных домов, приезжают бригадами, держатся друг за друга. В прошлом году объём квот на иностранных рабочих был сильно снижен, хотя позиция государства понятна: оно должно защищать свой рынок, особенно в условиях кризиса», – сообщил гендиректор «Великой стены» Константин Мандро. Хозяин фирмы Лю Цзян отметил, что компания платит за обучение и сдачу экзамена каждого гражданина КНР, работающего на них.

Как рассказал изданию министр внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Игорь Горевой, раньше компании Приамурья суммарно подавали заявки примерно на 38–40 тысяч иностранных работников, из  них пять лет назад удовлетворялись около 17 тысяч. С 2014 года квоты стали сильно сокращаться. В 2015 году они составили около 5,5 тысячи человек. «Причин несколько. Во-первых, сильно просел строительный рынок, во-вторых, из-за падения рубля значительно подорожала стоимость услуг иностранных рабочих – я сейчас говорю в первую очередь о китайцах. Вместе с тем и заявок стало в два раза меньше», – сообщил Игорь Геннадьевич. Он отметил, что власти региона заинтересованы в приходе добросовестных иностранных инвесторов в эти отрасли и готовы им помогать, в том числе квотами. Региону интересно, чтобы те же китайские инвесторы вкладывали деньги в развитие животноводства, но пока их больше интересует выращивание сои, которым активно и успешно занимаются российские производители.

Между тем директор программ восточной школы института востоковедения РАН Владимир Невейкин рассуждает, что «Россия по китайской классификации — территория с высоким риском для инвесторов, поэтому масштабных частных инвестиций из Китая в российские проекты ждать не стоит». Но недавно при китайском Комитете по реформам и развитию создана платформа для рассмотрения крупных проектов в РФ. Принципиальное решение о готовности вкладывать средства в Россию принято, но инвестиции будут достаточно жёстко контролироваться. Регионом, где в первую очередь начнется реализация такого подхода, станет по традиции провинция Хэйлунцзян (на ее территории располагается Хэйхэ).

В сентябре 2015 года Китай и Россия подписали соглашение о строительстве и эксплуатации канатной дороги и моста через Амур. Экономическое развитие Благовещенска сильно тормозит отсутствие автомобильного моста через Амур, считают и жители, и чиновники. Сейчас годовой товарооборот между городом и Хэйхэ составляет около 300 000 тонн (2014 год), после строительства  моста он должен возрасти до 2,7 миллиона тонн. Стройка должна начаться в июле 2016 года.

 

Журналисты издания развернули тему китайского подхода к развитию приграничных территорий. В подразделе «Внутри зоны экономического сотрудничества» речь идёт о росте города Хэйхэ по ту сторону Амура – в начале 90-х это была деревушка, а сейчас успешный торговый город.

«Хэйхэ продолжает активно расти благодаря особой политике Китая: приграничные города являются витриной КНР, и на их развитие выделяются крупные инвестиции. Для городов российского Дальнего Востока, к сожалению, ощутимых механизмов поддержки нет», – говорит декан международного факультета БГПУ Ольга Залесская. Хэйхэ – одна из более чем 14 зон приграничного экономического сотрудничества.

Владелица лавки русских товаров в Хэйхэ Фэн Юхун поделилась: сейчас в Китае очень любят русские продукты и хотят учить русский язык. За 200 юаней два дня девушка была гидом у московских журналистов. Сейчас вместе с мужем она занимается небольшим магазином с продуктами только из России. Китайцы товар скупают тоннами.

В разделе «Дружба народов» журналисты и респонденты рассуждают – что бизнесмены, экономисты и чиновники признают проблемы языкового барьера: «Сносно говорить на русском для приграничных китайцев – норма, и Лена здесь не исключение. Что не скажешь про живущих по соседству русских».

«Хэйхэ вырос на деньгах наших туристов и челноков. Китайцы быстро смекнули, что нам сложно учить китайский, и адаптировали под нас вывески, меню в кафе, обучили персонал говорить на простом русском языке. Сделано это было, чтобы языковой барьер не мешал русским тратить в Китае свои деньги. Сейчас всё изменилось, теперь в Благовещенск поехали китайские туристы. Мы решили пойти по их пути и предложили миграционной службе и полиции бесплатно обучать их сотрудников китайскому языку. Ничего не вышло: органы запретили, посчитав, что между китайцами и работниками миграционной службы может возникнуть преступная связка, некое взаимопонимание, и тогда они будут плохо выполнять свои обязанности. При этом бывают случаи, что какой-нибудь чиновник срочно летит на переговоры в Китай и переводчиком с собой берёт студента просто потому, что квалифицированных кадров не хватает», – рассуждает директор Института Конфуция Николай Кухаренко.

В другом подразделе коренной амурчанин Игорь Путилов, теперь предприниматель, живущий в Хэйхэ, рассуждает: «Я ни разу не слышал здесь никакого негодования по поводу того, что сюда переехали русские. Китайцы вообще такая нация, которая абсолютно не стесняется тесноты». Он отмечает, что в Хэйхэ существует «правовой нигилизм», несмотря на то, что в Китае в целом разработаны жёсткие меры по принятию иностранных работников. А в приграничном торговом Хэйхэ можно договориться, все друг друга знают. Игорь Путилов много лет живёт и работает в Хэйхэ. Это ему выгоднее, чем дома. 

У журналистов «Коммерсанта» в рамках поездки по приграничным территориям было несколько пунктов. Среди них, кроме Благовещенска и Хэйхэ, – Могочинский район с «Лесной эпопеей»; «Золотым дном»; беседами с чиновниками; тур в Маньчжурию; выезд в Забайкальск и город Краснокаменск. 

Источник новости: http://www.amur.info/news/2016/03/10/108329