“Простые вопросы”: Людмила Чаюн, архитектор ОАО “Амургражданпроект”

Ведущая — Эльвира Оверченко:

Добрый вечер! Кто сказал, что до Нового года ещё далеко? Буквально через месяц ребятня начнёт обживать новый сказочный городок, который в этом году будет на площадке перед общественно-культурным центром. Городские власти предлагают перенести в этом году новогоднее сооружение на новое место. Недели две мы пытались зазвать в нашу программу представителей мэрии, но в итоге они отказались к нам прийти. Не удалось нам раздобыть и примерную схему расположения главных новогодних конструкций. Видимо, схема секретная – нам её никто не даёт.
Тем не менее на следующей неделе городок начнут возводить и поговорить об этом хочется, поэтому сегодня в гости мы позвали архитектора «Амургражданпроекта» Людмилу Анатольевну ЧАЮН.

– Людмила Анатольевна, здравствуйте!

– Здравствуйте.

– Спасибо, что пришли. Будем теоретизировать, но хочется уже поговорить о новогодних конструкциях. Скажите, новогодний городок – это архитектурное сооружение или нет?

– Наверное, это не только архитектурное сооружение. Концепция всё-таки общая между дизайнерским, художественным, скульптурным и архитектурным. Это общее создание городка.

– Но расположение основных объектов – горок, фигур больших – всё равно должно быть как-то согласовано с архитектурными циркулярами?

– Никаких циркуляров на сегодняшний день нет. И слава богу, что этого ничего нет. Потому что наши циркуляры всегда нас загоняют в очень жёсткие рамки. А эта традиция создавать снежные и ледовые городки, хоть и древняя, всё равно осталась в свободном плавании, и возможность творчества тут очень большая. Единственное, что, наверное, как во многих нормативах и правилах, чтобы движение было ровным, без всяких уступчиков, порожиков, и чтобы никто не споткнулся, не дай бог. Тем более что у нас в этих городках гуляют не только нормальные взрослые люди, но и весёлые товарищи, также детки. Они борются, играются. Мы помним своё детство, когда были в восторге от того, что завалились в снежный сугробчик, кинули друг друга.

– То есть должна быть безопасная, достаточно ровная площадка, без неожиданностей?

– Безопасная при движении.

– Когда власть предлагала варианты переноса, то говорили, что на площади ОКЦ сделать снежный городок будет безопаснее, потому что там есть и камеры наблюдения, есть и туалеты, есть кафе и так далее.
На сайте «Амур.инфо» мы проводили опрос. В нём приняли участие 1 049 человек. В итоге 5,5 % респондентов решили, что на главной площади встречать Новый год надоело. У ОКЦ больше удобства – 12,2 %. Слишком мало места на новой площадке – 26,5 %. Не хотят ломать традицию 41,6 %. Вообще нет разницы – 11,5 %. Никто не пойдёт на городок – 11 %.
Вам, как архитектору и благовещенцу, нравится вариант переноса с площади Ленина, главной нашей площадки, на площадку около ОКЦ?

– Мне кажется, что здесь надо немного по-другому рассматривать. Главная традиция – возведение новогодней ёлки с нежного ледового городка. А где будет размещаться, где будет лучше для людей… Мне кажется, что надо всё-таки переносить то в одно, то в другое место. Не стабильно размещать на площади или, как у нас было раньше, на Шевченко, а надо переносить, чтобы человек, благовещенец, понял, где всё-таки лучше. Но чтобы понять, надо экспериментировать.

– Вы за эксперименты?

– Да. Потому что нам нужно понимать, нам нужно с чем-то сравнивать. Конечно же, можно сказать, что тут она была, пусть тут и будет. Но я считаю, что это неправильно. Пусть будет в другом месте.

– А вам, как архитектору, не кажется, что площадка около ОКЦ слишком маленькая для этого? Там же и ёлка будет, и горки, и всё остальное.

– Я прошлась ещё раз по этой площади. Посмотрела, сравнила площади. В общем объёме они одинаковые. Но там стоит сооружение большое, ОКЦ, а здесь, на Ленина, у нас зелёная зона. Это одно.
Второе. В местах парковки, которые были предусмотрены возле ОКЦ, был колесоотбойник. Его срезали. То есть площадки образованы вполне приличные, хорошие. Для скульптур место довольно-таки хорошее.

– Мы уже сказали, что должны где-то парковаться машины, народу будет достаточно много, ведь большинство ездит на машинах. Где там парковаться? Там достаточно большая парковка, но, по-моему, въезды узковатые.

– Как я понимаю, там, наоборот, эти парковочные места будут заняты скульптурами.

– А где машины будут стоять?

– А вот где машины будут стоять, трудно сказать. Там чуть-чуть места от Шимановского, Трудовой и так далее и тому подобное. Всё по кусочкам в радиусе больше 200 метров. Это самая большая проблема. Всё-таки зимнее время, хочется сразу в тепло после такого холода убежать. Но нас приглашают в кафе, будет место раздевалки, туалеты, то есть согреться есть где. А вот по улице Ленина было больше возможности создать парковочные места.

– У нас есть эскизы некоторых снежных фигур. Я предлагаю оценить их с точки зрения художественной ценности и архитектурного решения. Что вы можете сказать о таких конструкциях?

– Я вижу это впервые и немного в небольшом шоке. Как она будет смотреться, эта горка? Я представляю это огромнейшее или, наоборот, очень маленькое сооружение и немного жутковато. Я понимаю, что у нас в основном-то снежные городки на тему сказок, мультяшек. Конечно же, просто любоваться этим сооружением вряд ли кто-то будет. Его будут по назначению использовать, именно катиться и не более. А где катался, это трудно сказать. На макете это видно в общей массе, а когда горка будет в натуре, по-моему, в общей массе никто не увидит.

– То есть вы художественного достоинства не оценили?

– Я особого достоинства не вижу.

– В предварительной беседе вы сказали о том, что у нас есть опыт. У нас эскизы предлагают все кто угодно. Это могут быть просто люди, конкурсы какие-то, могут быть художественные мастерские. Предлагают эскизы снежных фигур, и мы потом делаем. А как в других городах? Там точно так же?

– Обычно, чтобы получить какую-то идею, нужно идти в народ, я считаю. Не может быть такого, чтобы постоянно был один человек, напичканный идеями. Но в больших городах, если посмотреть Интернет, то мы увидим, что такие элементы предлагают хорошие фирмы, которые постоянно занимаются всем этим. Они потом пишут, что участвуют в конкурсах на Аляске, в Китае и ещё, и ещё. То есть не только сооружают горку на сегодняшний Новый год, а занимаются этим постоянно. Они в творческом движении постоянно.

– То есть профессионалы этого дела?

– Да, профессионально этим занимаются. А вот как у нас?! Я не знаю особых способностей, именно профессиональных. Я как-то видела, как работали китайские мастера, которые приезжали создавать один из таких городков. Было интересно смотреть. Было что-то новенькое, что-то интересное.
В прошлом году была интересная крепость. Она всех ввела не только в такой шок. Мы с большим интересом заходили в этот дворец, в сказку и наблюдали всё это. А когда просто из-под топора, быстрей-быстрей…
Я понимаю, что это работа очень сложная, она на морозе, при –34 градусах, но всё равно должен быть профессионализм. Чтобы не ломать, не крушить это, а созерцать и воспринимать.

– Если я вас правильно поняла, у нас в городе, к сожалению, нет пока профессиональной организации, которая занимается созданием из года в год, достаточно постоянно?

– Насколько я знаю, нет. По-моему, несколько ребят имеют свою команду. Подручных имеют несколько человек, обучают, говорят, как делать.

– А творчество, которое мы видим, бывает то удачным, то неудачным.

– Всё, наверное, так и должно быть. Оно есть и в архитектуре, и скульптуре. Бывает, удачно, бывает неудачно. Никто не застрахован от этого.

– Спасибо большое за то, что пришли, согласились поговорить на эту тему. Хотя это достаточно всё-таки теоретически, архитектурный взгляд на вещи теперь у нас есть.

– Да. Только теория.

– Будем ждать снежного городка и Нового года. Надеемся, что нас в этом году обрадуют приятно.

– Будем надеяться.

– Это были «Простые вопросы». Мы говорили о снежном городке, который вот-вот уже начнут сооружать в этом году на площадке ОКЦ. Наш гость – архитектор «Амургражданпроекта» Людмила Анатольевна Чаюн.

Всего хорошего!

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2010/11/26/1839.html