По дороге в Зею случился массовый падёж цыплят Белогорской птицефабрики

По пути с Белогорской птицефабрики в Зею в грузовике погибли 1 138 цыплят из 1 772. Партия птиц предназначалась для жителей сёл Зейского района. Как сообщает «Зейский вестник», падёж такого количества голов – происшествие чрезвычайное.

После обнаружения гибели птицы водитель микрогрузовика сообщил о случившемся на станцию по борьбе с заболеваниями животных. Ветеринарные врачи выехали на место, осмотрели автомобиль, взяли на патолого-анатомическое вскрытие несколько пернатых трупов, сообщили о ЧП в вышестоящие инстанции. Для бактериологического исследования (для исключения инфекционных заболеваний) две птицы были направлены в Амурскую областную ветеринарную лабораторию. Результата баканализа пока нет, заключение по результатам вскрытия: птица пала от гипоксии вследствие перегрева.

«Птица завозилась по программе развития сельского хозяйства Зейского района, – прокомментировала ситуацию главный специалист отдела экономики и социального развития администрации района Мария Марченко. – В этой программе предусмотрено мероприятие по оказанию транспортных услуг по доставке птицы населению. Администрация провела конкурс на определение перевозчика. Конкурс выиграл житель Соснового Бора Евгений Скачидуб. Это опытный водитель, не один раз он, как частное лицо, перевозил живой груз из дальних районов. Всегда всё было без эксцессов. Население в сёлах делает предоплату, перевозчик рассчитывается на фабрике за приобретённых цыплят и, согласно контракту, несёт ответственность за их благополучную доставку. Понятно, что за совсем небольшую оплату желающих взять на себя такой груз заботы не много. Кстати, уже после инцидента Евгений Владиславович привёз две партии суточных бройлерных цыплят, эти пернатые доехали без проблем, не погибла ни одна особь».

Мария Марченко однозначной вины водителя, по её словам, не видит. Птица, как показало вскрытие, была с пустыми зобами, а значит, в дорогу изначально была отправлена голодной. Иначе как обезвоживанием из-за отсутствия кормления перед дорогой почти поголовную гибель пернатых объяснить, сказала специалист сельхозотдела, трудно: в 10 утра партия была отгружена с птицефабрики, в 15 часов обнаружен массовый падёж.

«Цыплят перевозили в тентовом фургоне, в картонных коробках из-под яиц с редкими, небольшими отверстиями, – рассказал о происшедшем начальник межрайонной станции по борьбе с заболеваниями животных Дмитрий Лесков. – При температуре воздуха +26 градусов в наглухо закрытом кузове создался парниковый эффект. При таких условиях при длительной перевозке погибает даже крупный рогатый скот, не только цыплята. Мы вскрыли несколько трупов. Все органы чистые, симптомов инфекционного заболевания не выявлено. Но сердце, наполненное рыхлыми сгустками свернувшейся крови, ярко-красного цвета, отёчные лёгкие, признаки гипоксии кожного покрова, скелетных мышц, других органов позволяют сделать заключение, что смерть птицы наступила вследствие затруднения нормального дыхания и кровообращения в результате перегрева и недостатка воды в организме».

«При перевозке птицы, как и других животных, рядом с пернатыми “пассажирами” обязан находиться сопровождающий, который следит за их состоянием, – пояснила врач-эпизоотолог ветстанции Людмила Соснина. – Но водитель перевозил партию один: в Белогорске загрузил, в Амуро-Балтийске открыл. В фургоне должна быть обеспечена хорошая вентиляция и температура. Через каждые два часа пути цыплят необходимо поить.

Если бы перед перевозкой нас поставили в известность о предстоящей транспортировке крупной партии птицы, ЧП можно было бы предотвратить. Но о ветеринарных врачах вспомнили только тогда, когда случилась беда. Это прямое нарушение законодательства, поскольку на территорию ввозится живой груз из другого района. Когда мы открыли коробки, семь цыплят оказались ещё живы, глотнув воздуха, они пришли в себя. Это – косвенное доказательство причины гибели остальных. Животные – не стройматериалы, у них, даже при соблюдении всех условий, в результате стресса бывает транспортная болезнь, случается единичный падёж. Поэтому требования к их перевозке строгие. Но в данном случае, если бы организаторы перевозки не понадеялись на авось, ветврачи могли бы подсказать правила и предотвратить гибель более тысячи птиц. Теперь остаётся только посочувствовать случившемуся. Кстати, сопроводительные документы партии этого груза оказались в порядке».

Водитель этот рейс отработал себе в убыток, так как ему пришлось возвращать деньги людям, оплатившим доставку птицы. Сейчас все ждут окончательного результата бактериологического исследования из областной ветлаборатории. Вполне возможно судебное продолжение истории, если вдруг выяснится, что цыплята уже перед отгрузкой с птицефабрики были больны или обезвожены. Хотя, по мнению Дмитрия Лескова, это маловероятно, поскольку признаков инфекции вскрытие не показало, а без еды и воды цыплята без ущерба здоровью могут находиться не один день.

То, что перевозка домашней птицы для населения без постановки в известность местных ветеринаров – многолетняя практика администрации района, ещё не делает её легитимной. По закону такие мероприятия должны проводиться с ведома специалистов. Тем более, как показал инцидент, по-другому – себе дороже.

Источник новости: http://www.amur.info/news/2016/07/09/113300