Морская пыль, бакланы-тролли и коечка по-белому: как живут и служат амурские моряки-пограничники

На Порт Амуре — репортаж со сторожевого корабля

Они могут месяцами находиться на воде, не видясь со своими родными, празднуют день рождения своего корабля, у них практически свой собственный язык, который, как они сами говорят, пошел еще со времен Петра I, и даже слово «компас» они произносят с особым шармом, делая ударение на букву А. Речь идет о моряках, но не обычных, а тех, что охраняют рубежи нашей Родины. В День пограничника мы публикуем эксклюзивный репортаж с одного из сторожевых кораблей. 

По волнам

Три недели назад, 7 мая, пограничники открыли навигацию на амурских реках. Первыми в дозор ушли лучшие экипажи кораблей и катеров. На свое дежурство они заступают не на день, а на недели. Поэтому палубы судна становятся для них настоящим домом, куда неохотно пускают посторонних. Например, журналистов. От того особенно интересно узнать, как устроены их служба и быт. К счастью, нам такая возможность представилась.

Корабли стоят на месте своего патрулирования до самого закрытия навигации, а «пересменка» экипажа происходит так: членов команды к ним забрасывают на катерах. И вот на одном из таких выдвигаемся и мы. Место старта нашего водного приключения — затон в благовещенской Астрахановке. Катер, набирает скорость, разрезая вздернувшимся на скорости носом тихие воды Зеи, а за ним остаются пенные волны.

Берега с домиками и деревьями — все дальше, а впереди показывается он — сторожевой корабль. Мягко покачиваясь на волнах, он приветливо подставляет свой бок маленькому по сравнению с ним катеру, нас приветствует командир — Евгений Михайлов. Он же устраивает нам экскурсию. 

Обед по расписанию

Узкие коридорчики, освещаемые неяркими лампочками, ведут в разные помещения. Тут и санузел со всеми удобствами, включая стиральную машину-автомат, и кают-компания, и небольшая кухня, где над обедом колдует шеф-повар, ловко кружащийся между плитой и шкафчиками с припасами.

Олег Вольский уже четвертый год готовит для моряков-пограничников. Окончив техникум в Благовещенске, молодой человек сразу же получил приглашение на службу, прошел курсы повышения квалификации и теперь отвечает за завтраки, обеды и ужины всего личного состава корабля. 

Он признается: в первое время очень волновался, боялся сделать что-то не так. Впрочем, и сейчас считает свою работу очень важной. Представьте: вы на воде, вокруг ни души, а с вами в сравнительно небольшом пространстве несколько десятков недовольных пересоленой пищей мужчин. Тут не забалуешь.

— Сегодня у нас на обед гречневый суп, макароны со свининой, салат витаминный и компот, — рассказывает Олег. — Готовим по раскладкам, разнообразно и сытно. На первое всевозможные супы, на второе — разные гарниры, мясо и рыбу. 

Утро у шеф-повара начинается в 5:30 утра — время готовить завтрак. После того, как все приняли пищу, нужно все убрать и начать готовить обед. Потом снова — уборка и приготовление ужина. И так — каждый день, неделями. К слову, поскольку День пограничника экипаж корабля проведет на дежурстве, шеф-повару предстоит удивить их особенным праздничным меню. Впрочем, Олег не переживает — он знает, что команда щедра на благодарности.

21 год на службе

Интересный факт: моряки признают кулинарный талант своего шеф-повара, однако многие из них по возвращению на сушу просят своих жен приготовить борщ. Говорят, домашний все равно не сравнится с тем, что подают на корабле.

Так, старший боцман Игорь Шаров с нетерпением ждет, когда вернется домой к семье и отведает фирменного блюда супруги. Но и без службы, признается, жизнь ему не мила. Так и живет уже 21 год: дома думает о воде, а на воде — о доме.

— Служу я не так давно — с 2001 года, — шутит старший помощник по содержанию корабля Игорь Шаров. — В этой службе классно все! Ты понимаешь, что ты маленький винтик в большой машине по охране государственной границ. Это престижно. Да, бывает сложно находиться вдалеке от дома, но трудности мы стойко преодолеваем. Я родом из Рязани сначала было непривычно, а потом — втянулся. 

Игорь Шаров говорит, что для того, чтобы сдружиться со всем экипажем, порой приходится быть настоящим психологом — практически с первого взгляда понимать, что собой представляют новички, находить разные подходы к каждому товарищу.

— Да, в построении отношений иногда приходится идти на уловки, но экипаж — это одна семья, мы дружим и за пределами корабля, — добавляет старший боцман.

Спасение утопающих — дело рук пограничников

Командир корабля — Евгений Михайлов. С начала учебы он прошел три океана и восемь морей. Акваторию, вверенную ему под охрану режима госграницы, он знает, как свои пять пальцев.

— Служба, безусловно, очень ответственная, особенно — для командира корабля. Нужно сплотить коллектив, сделать его максимально эффективным, — поясняет Евгений Анатольевич. — Цель одна: чтобы каждый знал, что ему нужно делать. На корабле никто никому не мешает. Даже по расписанию передвижение личного состава происходит с кормы на нос по правому борту, а с носа на корму — по левому.

За годы службы, преодолев много миль от границы с Забакальем до соседства с Хабаровским краем и ЕАО, командир Михайлов получил колоссальный опыт работы. Примечательно, что количество нарушений режима госграницы не сопоставимо с обычными бытовыми передрягами: то рыбаки заплывут не туда, то владельцы маломерных плавсредств забудут разместить на своем судне государственный флаг. Но самые распространенные случаи — спасение утопающих.

— Нередко амурчане пытаются купаться в неположенных местах. Понадеявшись на свои силы, они оказываются беспомощны перед быстротечным Амуром. И тогда мы стараемся их уберечь от беды, — рассказывает о буднях командир корабля.

Примечательно, что за легкомысленность незатейливых пловцов не наказывают (а ведь те резвятся недалеко от госграницы): доставляют на амурский берег и отправляют восвояси. А в это время пограничники выдыхают, спася очередную жизнь, и продолжают вглядываться в горизонт.

День рождения корабля

Кстати, корабль, на котором служат герои этого материала, спущен на воду в 1980 году. День рождения судна отмечается в начале июня. И каждый год для экипажа это настоящий праздник, словно очередную веху преодолел их сослуживец.

— Вообще, у моряков много интересных традиций. Например, всех вновь прибывших членов экипажа ждет обязательный ритуал — нужно выпить плафон морской воды. В нашем случае мы подсаливаем питьевую воду. Каждый новоиспеченный моряк получает особое свидетельство. Кроме того, пап новорожденных девочек и мальчиков мы приветствуем особым образом: кому-то предстоит съесть кусочек сливочного масла, а кому-то — искупаться за бортом, — знакомит с традициями корабля гостей Евгений Михайлов.

Интервью журналистам он дает на открытой палубе. В это время свинцовое небо щедро одаривает жителей Благовещенска моросью. Это «морская пыль» — шутят обитатели корабля, протирая рукавами своих кителей одну из достопримечательностей судна — рынду (корабельный колокол).

Коечка по-белому

Служба на корабле — это действительно отдельный мир со своими традициями и языком. Так, в каютах членов экипажа у каждого — своя кровать. Ее здесь называют «коечкой». У тех, кто спит внизу, она заправлена вполне обычно: покрывало закрывает всю видимую часть. 

А те, кто спит на втором этаже, заправляют коечку по-белому, особым образом складывая одеяло и простынь, от чего на постели появляется четко выраженный рисунок по диагонали. Такой же способ уборки постели можно увидеть и в каюте командира, хоть он и живет там один.

Другой пример особого морского мира — особый язык, в котором у обыденных для нас вещей свое название. Например, шкапчик (шкаф), баночка (стул), бак (стол), подволок (потолок) и так далее.

Тревожные бакланы

Жизнь на корабле не замирает ни на секунду, потому что охрана госграницы ведется в несколько смен. Пока одни моряки отдыхают, другие тревожно вглядываются в горизонт. На помощь последним приходит и современная техника, позволяющая разглядеть малейшее движение даже в кромешной тьме.

Правда, самый современный датчик не заменит на страже пограничника. Последние смеются, рассказывая: находясь на дежурстве, у экипажа начали срабатывать системы, обнаруживающие даже в самой беспросветной тьме движение. Оказалось, недалеко от корабля никак не могли успокоиться в ночи бакланы — стайные птицы. 

Беспрестанно шевелясь, они привлекали к себе внимание не только компьютеров, но и людей. Впрочем, маневры птиц служивые раскусывают довольно быстро. Все-таки опыт.

Тем не менее, рано или поздно пернатые тоже успокаиваются. По Амуру пробегает легкая волна, с обоих соседних государств долетают разные звуки быта. Но, несмотря на кажущуюся пастораль, граница на замке.

Редакция Порт Амура благодарит ПУ ФСБ России по Амурской области за подготовку этого материала, а также желает всем пограничникам (на суше, воде и в воздухе) всего самого наилучшего.

Источник новости: Portamur.ru