Профориентация и учеба онлайн: дальневосточники делятся, как удержать в регионе молодежь

Отток кадров стал главной темой итогового форума «ProДФО-2021»

Итоговый онлайн-форум «ProДФО-2021» начался 8 декабря. В рамках мероприятия прошло несколько дискуссий, на которых эксперты обсудили приоритеты развития региона, экономические точки роста, его проблемы и попытались найти пути их решения.

На сессии «Ставка на молодежь: чем Дальний восток привлекает молодежь» эксперты обсуждали одну из самых актуальных проблем не только ДФО, но и большинства регионов России. Как сделать так, чтобы молодые люди не уезжали из родных городов и сел в крупные центры, а успешно строили карьеру на местах, как им в этом помочь, какие стимулы и мотивации способны справиться с этой задачей.

— Мы в нашей стране до сих пор находимся в ловушке «идей евроцентризма»: считаем, что все самые важные и интересные события происходят в Европе и Америке, «на западе». Мы не понимаем, что сейчас, последние 20-30 лет центр мировой экономической активности сместился на восток. Мы пока не осознаем, что Дальний Восток — зона развития нашего будущего, будущего всего мира. Поэтому нам в первую очередь надо создавать каналы, для того чтобы люди могли войти в это пространство, начать в нем действовать и созидать, — считает Павел Лукша, профессор практики московской школы управления Сколково, эксперт центра трансформации образования Сколково.

Сергей Дубовицкий, министр профобразования и занятости Приморского края среди главных «достоинств» Дальнего Востока, способных привлечь молодежь, назвал два основных: близость к Азиатско-Тихоокеанскому региону и удачное расположение по отношению к океану, поэтому сюда стремятся те, кто хочет получить «морскую» специальность. По его словам, среди абитуриентов, поступающих в учебные заведения Приморского края, немало тех, кто стремится изучать языки азиатских стран и учиться на специальностях, связанных с этими странами. И среди этих людей значительную часть составляют те, кто приехал из западных регионов страны.

—  Вопрос привлечения — не такой сложный вопрос. Самый сложный вопрос — удержание, — констатировал Сергей Дубовицкий. 

Профориентация со школьной скамьи дает свои положительные результаты, чтобы молодежь возвращалась в свои родные села и поселки. Так, большой акцент на профориентации школьников делается в Амурской области. 

— В центре внимания — не только обучающиеся старших классов, но и ученики среднего звена. Для этого в регионе реализуются проекты «Билет в будущее», «Кадры будущего для региона», «Проектория», «Большие вызовы» и множество других. Разобраться в сложном мире профессий помогаем детям через информационные встречи с представителями предприятий, профориентационные тестирования, профессиональные пробы, в том числе и на площадках работодателей. В этой части тесно работаем с компаниями «Газпром», «Сибур», «Роскосмос», энергетическими и сельскохозяйственными организациями, — рассказала Елена Бурдуковская, первый заместитель министра образования и науки Амурской области. — В регионе даже имеется практика организации профориентационных мероприятий для детей дошкольного возраста. Конечно, они проходят в игровой форме. Например, такие мероприятия для дошкольников проводятся в ЗАТО Циолковский. Как все догадались, что направленность у них космическая».

Председатель комиссии по вопросам повышения качества жизни населения и социальной поддержки Общественной палаты Амурской области Ольга Мажарова, которая внимательно смотрела форум, отметила видеоролик, демонстрировавший положительные результаты профориентационной работы в регионе на примере Амурского аграрного колледжа.

— Вопрос подготовки таких кадров нужно развивать на ДВ, создавать рабочие места, которые будут интересны конкретной личности. В Амурской области акцент смещен на экономику региона, конкретные предприятия. Необходимо поддерживать одаренных детей, создавать условия для их дальнейшего развития. Пословица «Где родился, там и пригодился», озвученная на форуме Еленой Бурдуковской, стала лейтмотивом форума и требует дальнейшего претворения в жизнь, — прокомментировала Ольга Мажарова.

Участие в дискуссии принял учитель гимназии № 13 Магаданской области Константин Зеленский. Он рассказал о том, почему сам остался в родном крае несмотря на то, что многие его знакомые, друзья приняли решение уехать из Магадана. Тем не менее, по его словам, большинство современных старшеклассников, которые сдают государственные экзамены на высокие баллы, планируют уехать в Москву и Санкт-Петербург. 

— ЕГЭ как фактор удержания молодежи на Дальнем Востоке свою миссию выполняет, — говорит Константин Зеленский. Потому что из тех 18 ребят, которые планируют уехать, примерно 12 смогут сдать экзамен на том уровне, чтобы быть конкурентоспособными на федеральных площадках. Остальные выберут либо платную основу, либо останутся в Магадане.

Обсудили в рамках дискуссии и тему онлайн-образования.

— Онлайн-образование начинает вносить такую трансформацию, что молодые люди начинают интересоваться не только выездом из страны. Нужно найти тех, кому это действительно интересно и дать им площадки, возможность проявляться. Для того, чтобы это организовать, нужны люди, которые говорят с аудиторией на одном языке, — считает Александра Дорофеева, основатель первой компании в РФ по масштабированию и систематизации бизнеса в онлайн-образовании Myproduce. — Почему в Тиктоке такая большая популярность? Потому что там есть большое поле для самопроявления и самовыражения, а это самое основное, что ценится сейчас у аудитории 16-25.


Источник новости: Portamur.ru