На таможенную службу в Благовещенске не берут трусов

С девяти месяцев до восьми лет — столько в среднем служит собака на Благовещенской таможне. Золотистому ретриверу Солли Симпли Зе Бест три года. Вместе с государственным инспектором Алексеем Грошиным она работает в аэропорту и на других пунктах пропуска.

«Ищет свою игрушку»
Сегодня Солли показала свои навыки поиска, обнюхивая импровизированную багажную ленту. В одном из ящиков-«чемоданов» хранилась закладка с запахом запрещенного вещества. Учуяв его, ретривер подала сигнал кинологу: начала активно царапать ящик. В знак поощрения Солли получала любимый мячик.

— Собака не ищет именно наркотик, она ищет свою игрушку или лакомство. Если собака пищевик, она ищет еду. Нашла запах — ее подкрепили лакомством. В нашем же случае все ставится на игре: нашла запах, получила поощрение в виде игрушки, радостная и счастливая побежала играть, — объясняет кинолог Алексей Грошин.

Алексей пришел в кинологический отдел Благовещенской таможни около 11 лет назад, когда он только создавался.

— По образованию я биолог. В 2008 году узнал, что на таможню набирают кинологов. Решил попробовать. Это у меня уже вторая собака. Первым моим служебным псом была спаниель Рада. С ней мы работали на таможне, а также на совместных выездах с другими службами, у кого на тот момент не было собак, с наркоконтролем, например, — вспоминает госинспектор.

Рада на таможне проработала почти до десяти лет. После списания спаниеля забрал к себе кинолог. Как признается Алексей, прикипел к ней душой. Сейчас Рада хоть и «на пенсии», но навыков не теряет.

— Бывает, гуляешь, а на улице грузовик стоит. Отпустишь, говоришь: «Ищи». Она побегает-понюхает. Потом посмотрит на тебя с упреком мол: «Папа, ты чего?» Говорю: «Ну, раз ничего нет, пошли дальше», — делится кинолог.

Старый хвостатый напарник к новому товарищу своего кинолога относится спокойно — никакой ревности. Да они и не встречаются. Солли живет в вольере питомника кинологического отдела. Помимо нее здесь обитают еще 10 служебных собак, еще одна в Пояркове и две в Якутске.

Не берут трусов и меланхоликов
На службе у таможенников — лабрадоры, золотистые ретриверы, русские спаниели, немецкие овчарки и малинуа (бельгийские овчарки).

— Эти породы удобны для работы в силу того, что они хорошо поддаются дрессировке, не агрессивны к людям, с которыми мы работаем. Мы отбираем собак для службы. Закупаем их в возрасте 9 месяцев, чтобы собака уже сформировалась, и мы видели, какая у нее нервная система, может ли она поддаваться дрессировке и работать с людьми. Для службы не идут собаки трусливые и собаки-меланхолики. С остальными мы работаем, — поясняет замначальника кинологического отдела таможни Ольга Шолохова.

У каждого таможенного пса есть своя специализация. Кто-то ищет наркотики, кто-то дериваты — бивни мамонты, струю кабарги, медвежьи лапы, кто-то крупные суммы денег или табак.
— В течение всей жизни мы собаку ставим на новые запахи, потому что контрабандисты не дремлют — постоянно провозят какие-то «новинки». Особенно это касается синтетических наркотиков. Собаки могут обучаться в течение всей своей жизни. Работают они у нас до восьми лет, иногда до девяти, — говорит Ольга Михайловна.

По словам кинолога, сейчас в работе таможенники используют прибор «искусственный нос». Но в полной мере он не способен пока заменить собаку. Набор запахов у него ограничен, требуется время на настройку, да и с его обучением есть сложности.

За прошлый год и пять месяцев этого служебные собаки помогли обнаружить 522,5 граммов наркотиков и сильнодействующих веществ. Пресечены четыре попытки ввоза их из Китая в РФ. Кроме того, с начала года несколько раз собаки помогли предотвратить вывоз дериватов.

Кто для какой службы подходит?
В рабочие дни у служебных псов предусмотрены перерывы на отдых и выгул — по пятнадцать минут в каждый час. Трудятся они весь день вместе с пунктом пропуска. В конце же дня кинологи проводят им небольшую тренировку. У служебных псов есть и выходные, и своеобразные отпуска.

— С ней никто не работает, кроме меня. Я ушел в отпуск, она сидит в вольере, не работает. Дежурный ее кормит сухим кормом, гуляет с ней, выпускает побегать, — уточняет Алексей Грошин.

С девяти месяцев собаки проходят курс послушания и специализированные занятия по нужному направлению. Учеба в среднем занимает полгода. Но тренировки на этом не прекращаются. Кроме того, некоторые собаки в процессе службы еще доучиваются. Так, русского спаниеля Вегу изначально готовили на поиск денег, а затем она прошла аттестацию еще и на дериваты и наркотики.

Кинологи объясняют, что не стоит задача, чтобы служебную собаку на таможне боялись люди, поэтому и выбираются неагрессивные породы.

— Малинуа хороши для службы — очень работоспособные, подвижные. Они и на поиск подходят, и на задержание. С маленькими собаками удобней работать на обследовании автомобилей и кораблей. Ретриверы лучше для монотонной службы, например, на конвейерах в аэропортах. Они неагрессивны, собаки-компаньоны, няньки. Даже среди людей идешь, у них подсознательно не возникает к ретриверу страха. Если же идешь с немецкой овчаркой, люди напрягаются, — поясняет госинспектор Алексей Грошин.

Источник новости: https://portamur.ru/news/detail/na-tamojennuyu-slujbu-v-blagoveschenske-ne-berut-trusov//