Медвежьими тропами: корреспондент «Порт Амура» поднялась на таинственный хребет Тукурингра


В минувшие выходные корреспондент «Порт Амура» Вера Куликова в компании своих коллег и опытных туристов совершила восхождение на хребет Тукурингра в Зейском районе. Поднявшись на высоту более 1400 метров над уровнем моря, она забыла про боль во всем теле, зудящие от укусов таежных насекомых лицо и руки, некипяченую воду из местных рек и болот, выпитую ею, а также про страх быть съеденной медведем или загипнотизированной снежным человеком. О том, как это было — в ее репортаже. 

В путь

Мысль о покорении мною какой-нибудь горной вершины тлела во мне долго. В своих мечтах я лелеяла мысли о тернистых путях, которые я преодолею, не смотря ни на что. Поэтому, когда коллеги позвали меня в экспедицию на Тукурингру, я с радостью согласилась, не вполне отдавая себе отчет в том, на что подписалась.

Тукурингра — это хребет протяженностью около 230 километров. Часть этих гор располагается на территории Амурской области. В тени ее зеленых летом и белых зимой вершин под надежной защитой вот уже 55 лет живет Зейский заповедник. Именно его руководство развивает на своей территории так называемый познавательный туризм. 

— Для нас работа с этими маршрутами не бизнес и не коммерческий проект. Это часть нашей работы, прописанной в уставе заповедника. У нас есть места, которые интересно посетить как школьникам и студентам, так и взрослым туристам, желающим попробовать свои силы в горном походе, — поясняет директор ГПЗ «Зейский» Сергей Игнатенко. — Поэтому и плата за это приключение невысокая — от 270 рублей для детей и от 540 рублей для взрослых. Практически все эти деньги идут на поощрение проводников. Обычно идет один сопровождающий с оружием.

Но прежде чем добраться до Зейского района, наша группа, в которую вошло больше десятка человек, в двух машинах отправилась из Благовещенска в Зею, взяв с собой все самое необходимое: консервы и крупу, чай, сгущенное молоко, свечи, спички, комплект сухой одежды и обуви, дождевики, аптечку и позитивный настрой. 

Однако вся подготовка могла потерпеть фиаско из-за досадной поломки одного из автомобилей на подъезде к Свободному. К счастью, помогли профессиональные знакомства — с сигналом бедствия мы обратились в администрацию Свободного. Сломавшуюся деталь достаточно быстро починили, несмотря на то, что вечер был предпраздничным, а привез ее к нашему стихийному привалу мэр города Юрий Романов. Пожелав нам счастливого пути, он отправился по своим делам. Экспедицию продолжили и мы. 

В Зею прибыли уже глубокой ночью. Набираться сил остались в хостеле при Зейском заповеднике. А утром отправились на кордон «Каменушка», от которого и начинается подъем на Тукурингру. 

Медвежья тропа

До кордона из города ведет грунтовая дорога «Зея — Золотая Гора». О том, что мы в диких местах, напоминают коренные жители — перед одной из машин нашей группы на дорогу выскочил мишка. Но показывать характер косолапый не стал, тут же ретировавшись в заросли по другую сторону тракта. 

Полуторачасовая поездка по дороге без сотовой связи привела нашу группу на кордон «Каменушка». Раньше в добротном деревянном доме жили работники, обслуживавшие дорогу. Теперь же здесь дежурят сотрудники заповедника. Первые «звоночки» того, что мы на севере, — цветущие одуванчики, которые в южных районах Амурской области побелели еще в мае.

С кордона выходим на тропу в 13:30. Перед этим колонну выстраивают в особом порядке: первым идет сопровождающий с ружьем, сразу за ним — самые слабые участники группы, от которых будет зависеть темп похода. Колонну замыкает еще один вооруженный проводник. Напоследок инструктаж: что делать, если мы повстречаем медведя. 

— Туристические тропы проложены по тем же, которыми пользуются другие звери, в том числе — медведи, — рассказывает инспектор ГПЗ «Зейский» Сергей Козлов. — На территории заповедника обитает около 30 косолапых. Встречи с ними случались, но никаких опасных ситуаций не возникало — ни разу не приходилось применять оружие. Главное, встать как можно кучнее, не разбегаться. Как правило, звери сами не хотят встречаться с людьми.

И вот, наконец, мы отправляемся в путь, который у опытных туристов занимает в среднем три часа. За время восхождения к горному приюту «Грозовое плато», которое находится на высоте выше одного километра над уровнем моря, нам предстоит пройти шесть высотных поясов лесной растительности. Сначала лес преимущественно мелколиственный, потом лиственничный, затем он уступает место таежным хвойным деревьям, а после — поясу каменной березы (береза шерстистая), далее идут кедровый стланик и тундра, но до них еще нужно добраться. 

Восхождение с тяжелыми рюкзаками за спиной в достаточно жаркую погоду — задача не из легких. Осложняется она еще и тем, что в тайге хозяйничают гнус и клещи. Впрочем, от тех и других помогает спасаться закрытая одежда из плотных тканей, головные уборы и репелленты. Несмотря на крутую тропу, открывающийся вокруг вид завораживает: на пути попадаются и розовые ландыши (грушанка мясокрасная), и кусты дикой красной и черной смородины, и самый настоящий багульник, цветы которого, к слову, белые. 

Через два километра сумеречной тропы, которую от жаркого июньского солнца заботливо прикрывают кроны лиственных и хвойных деревьев, встречаем станину от трактора и развалившуюся избушку лесозаготовителей. Деревья здесь рубили до образования Зейского заповедника. Сейчас же это — один из первых привалов на пути к вершине. 

Короткий перерыв, и проводники ведут нас дальше мимо родника, из которого можно напиться воды, и тополя Максимовича — в его огромных стволах на юге Амурской области любят обустраиваться гималайские медведи (здесь они не водятся). К слову о косолапых, напоминанием о том, что мы находимся на медвежьей тропе, служат деревья, на которых клочками висит шерсть бурых хищников — она прилипает к смоле, когда настоящие хозяева тайги осматривают свои владения. 

Горный приют

Спустя пару-тройку часов начинается самая сложная часть пути — крутой подъем. Несколько сотен метров даются с большим трудом после серии коротких привалов. Решимости продолжить путь придает тот факт, что до нас теми же самыми тропами шли 12-летние школьники, которые ходят в поход на Тукурингру регулярно и с большим удовольствием. 

Как отметил Сергей Игнатенко, подъем мы осилили хорошо, хоть и потратили на него вместо обычных трех часов почти пять.

— Это нормальное состояние, когда ты чувствуешь себя усталым, и сердце вот-вот выпрыгнет из груди при таких нагрузках. И даже самый тренированный спортсмен на подъеме испытывает подобное, но он к этому привык, поэтому спокойно относится, — делится опытом директор Зейского заповедника.

Затем еще немного по кедровому стланику, и мы выходим на роскошную смотровую площадку, где с гигантских валунов открывается потрясающий вид на подножие Тукурингры и ее хребты. В закатном солнце тайга на горе становится золотой, а после того, как светило уходит на покой, по вершинам разными оттенками разливается синева. Совсем рядышком отсюда — наш дом на ближайшие три дня — горный приют «Грозовое плато». 

Сотрудники Зейского заповедника облюбовали это местечко около 10 лет назад, с тех пор здесь началось строительство лагеря. Два лабаза, в которых спрятаны продукты от незваных гостей на четырех лапах, вигвам, двухэтажное зимовье, дровяной сарай и почти готовый душ — все это инспекторы строили сами, поднимая на километровую высоту необходимое оборудование и строительные материалы, чтобы здесь с комфортом могли разместиться как целые классы школьников, так и отдельные тургруппы. Здесь одновременно могут проживать до трех десятков человек. 

Вся жизнь тут подчинена своду правил: за территорию без сопровождения не ходить, в лагере не мусорить и ни в коем случае не выбрасывать пищу или упаковку от нее — чтобы не приманить медведя интересными запахами. 

Электричества здесь нет, как и сотовой связи. Единственный способ общаться с внешним миром — спутниковый телефон. С ним начинаешь ценить каждое сказанное и услышанное слово, ведь звонок по такой «трубе» обходится дорого. Воду набирают из ручья поблизости. Правда, в засушливый период сделать это не получится — источник пересыхает. Зато есть повод для нового приключения — похода за водой на Грозовое плато.

Вооружившись канистрами, ведрами, дуршлагом и ситом, отправляемся в дорогу. У ближайшего озерца, по краям заросшего ряской, набираем воду и несем ее в лагерь. Наши сопровождающие уверяют — несмотря на желтоватый цвет, вода пригодна для питья. Именно она идет на приготовление пищи и чая, а также для мытья посуды и водных процедур. Как оказалось, вода действительно абсолютно нормальная — корреспондент «Порт Амура» пила ее даже некипяченой — никаких неприятных последствий не наблюдалось.

Набрать воды, натаскать дров, разжечь костер и приготовить на нем в походном котелке борщ и кашу — часть того самого познавательного туризма, который развивают в Зейском заповеднике наравне с туризмом экопросветительским. Впрочем, на этом «интересности» похода на Тукурингру не заканчиваются. Вечером, когда сытые и разморенные туристы собираются в вигваме вокруг большого костра, им поведают о легендах Тукурингры. О йетти, который при встрече с человеком может «залезть ему в голову», о Духе горы, которого нужно обязательно задобрить чем-нибудь вкусненьким, чтобы удача не покидала путника на протяжении всего похода. 

Продолжительный и полный впечатлений день подошел к концу. Над тайгой загорелись звезды, в кронах деревьев зашумел ветер. Нужно было набраться сил для решающей части экспедиции — подъема на вершину.

На куполе

Подъем на хребет Тукурингры (купол) длится примерно полтора часа. Через Грозовое плато, где цветет рододендрон и морошка, начинаем взбираться на вершину, проходим мимо фотоловушки, после чего начинается крутой подъем. К счастью, удержаться на ногах помогают заросли каменной березы, за которые можно ухватиться в случае чего. 

Внезапно тайга расступается, и мы оказываемся в цветущей тундре, где высота даже привычных нам деревьев достигает разве что одного метра, а от ивы на поверхности — только листочки и сережки.

— Это копеечник — растение, у которого в корнях осенью накапливается крахмал. А весной медведи поднимаются сюда, чтобы выкапывать их и есть. То есть, не исключено, что где-то в соседнем распадке точно таким же корешком может лакомиться медведь, — знакомит туристов с местной флорой директор Зейского заповедника. — А вообще особенность тундры в том, что здесь все растения под сильным натиском температуры и очень сильного северо-западного ветра. Например, голубика. Видите, какая она маленькая — на поверхности только листочки. А между тем, ягода у нее такого же размера, как и у той, что растет внизу на кустарниках. Или вот — это не трава, это ива. Видите, у нее листья и сережки над землей. А все остальное у нее в почве — стволы превратились практически в корни, лежат под грунтом и камнями. 

Рядом с цветами сосуществуют кедровый стланик, 20-сантиметровая ольха и белые колокольчики из семейства вересковых, носящие имя Кассиопеи — весь это пышный многоцветный ковер соседствует с камнями, на которых вольготно себя чувствуют всевозможные лишайники.

С вершины, которая поднимается на высоту более 1,4 километра над уровнем моря, видно все окрестности на многие километры вперед, и даже снег, не растаявший в соседних горных распадках. От увиденного захватывает дух, ощущаются покой и умиротворение. А небо будто становится ближе. Именно поэтому часто сюда приходят группы, которые практикуют йогу. Здесь хочется долго сидеть в тишине.

Тишину во время нашего созерцания окружающего мира с высоты птичьего полета прерывают раскаты грома — к Тукурингре идет гроза. Но, покружив вокруг вершин, ливень обходит нас стороной, оставив сухими. Наверное, о нас позаботился дух, которому мы принесли в качестве подношения печеньку, спрятав ее в одном из лабазов в горном приюте. 

— Я не любитель экстремального отдыха, походов. Там, где нужно тащить рюкзаки, спать в палатках. И даже посиделки у костра меня не всегда впечатляют. Сюда я пошла, во-первых, за интересным материалом, а, во-вторых, из-за духа авантюризма — проверить себя, — признается корреспондент одного из амурских телеканалов Юлия Долгорук. — Если честно, я не представляла, на что согласилась. Потому что не просто нести на себе тяжелый рюкзак и подниматься по крутым тропам. Несколько раз я задавала себе вопрос: зачем я на это согласилась. Но все это забылось, как только мы поднялись на купол. Когда мы увидели все эти красоты, я поняла, что все было не зря. Больше всего понравилась тундра, совершенно не знакомая для нас природа. Все для меня было открытием: то, как выглядит настоящий багульник, ива, которая похожа на траву, масштабы гор, чистый воздух — это все впечатляет. И, если честно, очень хотела увидеть мишку, хотя было страшно. Жаль, что мы с ним не встретились. 

Восхождение на вершину Тукурингры состоялось при поддержке Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы (WWF) и дирекции ГПЗ «Зейский»

Источник новости: https://portamur.ru/news/detail/medvejimi-tropami-korrespondent-port-amura-podnyalas-na-tainstvennyiy-hrebet-tukuringra//