“Поговорим за жизнь” c Александром Ярошенко:

Узницу фашистского концлагеря власти не слышат через шестьдесят пять лет после Победы. Которую все называют «святой».

То, что она выжила и дожила до 75 лет, баба Галя называет одним словом: «чудо». Ее семилетнюю солдат вермахта бил головой об стенку добрых полчаса. Девочка оглохла. Но прожила большую, полную каторжного, деревенского труда жизнь. На излете которой просит от государства самую малость: «комнатку с теплой батареей». Чиновники не слышат ее мольбу. Но каждый год поздравляют с днем Победы. На казенной открытке.

Мы с бабой Галей Ткачук виделись один раз в жизни. Несколько лет назад газета, в которой я работал, подарила ей слуховой аппарат. Письмо ее, полное ошибок и горькой правды жизни, потрясло редакцию. Я сгонял в село Ленинское, что в архаринском захолустье. Вручил ей слышащее швейцарское чудо. Посидел часок в ее полусгнившей избе. Послушал рассказ за жизню и побежал дальше по своей дороге-судьбе.

Это был единственный (по ее признанию) подарок в ее жизни. И единственное внимание. Прошли годы – пришло новое письмо от бабы Гали, полное печали. Пишет, что хата ее в любую секунду готовится упасть на ее седую голову. Сгнила до последнего венца. Что с годами все труднее и труднее стало ей жить в режиме «печка, огород, колодец». Что слышала своими глухими ушами, что вроде президент наш родной приравнял малолетних узников концлагерей к участникам Великой Отечественной войны. Ей даже к минувшему юбилею Победы дали разовую денежную подачку в размере 5 000 рэ. И каждый май открытки шлют. Здоровья желают. Пошла старушка по властным коридорам просить «комнатку с батареей».

В ее селе с жизнеутверждающим именем Ленинское таких комнат отродясь не было. Там одноэтажно-печная пастораль. А в райцентре Архара фашисткой узнице вроде как ничего и не положено. Не там прописана баба.

– Мы ей можем предложить только домишко на соседней улице. Больше у нас ничего нет, – говорит сельская глава Татьяна Овсюкова.

«Какой цинизм делить всех тех горевших в военном аду на категории. Как мясо в гастрономе»    
 
 

Местная власть сама до конца не может понять, положена ли бабе Гале комнатка. Первый президент России своим указом в 1992 году приравнял малолетних узников к участникам войны. (Вообще, какой цинизм делить всех тех горевших в военном аду на категории. Как мясо в гастрономе.) А гаранты дня сегодняшнего не включили малолетних невольников фашизма в льготу, кому положено от Родины благоустроенное жилье.

Ну, себя включили в реестры госслужащих и госпенсий. В списки жильцов элитных депутатских квартир внесли себя достойно и чинно. В число пассажиров, летающих по миру исключительно бизнес-классом, тоже себя не забыли включить. За наши с вами деньги.

А вот бабу Галю Ткачук из деревни Ленинское не включили. Ее, битую немцами и выросшую совсем без детства; отработавшую десятилетия в колхозе; заработавшую только обиду и грыжу в этот заветный список не внесли. Ей там места не хватило…

Александр Ярошенко

 

Источник новости: http://www.amur.info/column/2010/10/25/