Государственному пожарному надзору России исполнилось 92 года

Датой образования  государственного пожарного надзора России считается 18 июля 1927 года. В этот день  Всероссийским центральным исполнительным комитетом и Советом народных комиссаров «Положения об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР»,  в котором впервые законодательно были закреплены основополагающие функции ГПН, призванного осуществлять контроль состояния пожарной безопасности во всех коммунальных, ведомственных и общественных организациях. А разработан проект этого положения был на Всероссийском совещании пожарных в мае 1926 года. 

На вновь созданные органы Госпожнадзора были возложены функции разработки противопожарных мероприятий в области предупреждения пожаров и их тушения, надзор за состоянием пожарной безопасности организаций, техническая нормализация пожарного инвентаря, снаряжения и оборудования, руководство делом автоматического огнетушения и пожарной сигнализации, рассмотрение уставов добровольных пожарных организаций и содействие развитию пожарно-технического образования в стране.

Созданию Государственного пожарного надзора предшествовал многовековой период накопления опыта в области обеспечения пожарной безопасности.

Уже в первые годы после утверждения Положения издается более десяти циркуляров по усилению пожарной охраны на различных объектах.

31 марта 1930 года был учрежден Научный пожарно-технический комитет, который взял на себя функции координации развития научной основы пожарной охраны.

Осенью того же года было создано Всесоюзное научное пожарно-техническое общество, деятельность которого была направлена на ускорение темпов внедрения научно-технических достижений в пожарное дело.

 Важным шагом в последующем развитии пожарно-профилактической деятельности стало новое Положение «О государственном пожарном надзоре», утвержденное в 1936 году. В соответствии с ним на Главное управление пожарной охраны НКВД СССР были возложены функции по разработке нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности, осуществлению мероприятий по контролю, подготовке заключений по проектам и типам противопожарного оборудования и ряд других. Данное Положение действовало без изменений более 40 лет.

 С первых дней Великой Отечественной войны пожарная охрана была переведена на особый режим работы. Сотрудники ГПН проводили обучение гражданского населения приемам тушения зажигательных бомб, организовывали противопожарную защиту зданий и сооружений.

Правительство высоко оценило работу пожарных в годы войны. Пожарная охрана Москвы и Ленинграда награждена орденами Ленина, высокими государственными наградами были награждены 31832 человека из личного состава пожарной охраны.

 Для оказания помощи сотрудникам ГПН в 1945 году были созданы первые подвижные пожарные лаборатории в гарнизонах Москвы, Ленинграда, Горького и Свердловска.

В 1947 году был образован специальный отдел для организации пожарной охраны особо важных объектов, принимавших участие в работах по созданию «ядерного щита» нашего государства.

 В 50-е годы происходит становление головного подразделения в области исследования и расследования пожаров – специальной научно-исследовательской лаборатории ЦНИИПО МООП СССР.

С самого начала становления Государственного пожарного надзора активно проводится нормативно-техническая работа. Именно на стадии проектирования и строительства объектов можно предусмотреть и практически реализовать весь комплекс мероприятий по противопожарной защите людей и имущества.

Важным событием, отразившим отношение государства к профессии пожарного, стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1957 года об учреждении медали «За отвагу на пожаре».

Результаты профессиональной деятельности советских пожарных были высоко оценены и за рубежом, что способствовало вступлению в 1958 году в Технический комитет по предотвращению и тушению пожаров.

 В 70-е годы широкое распространение получила пожарная автоматика. За короткий срок более 2 млн. объектов были оборудованы системами автоматического обнаружения пожаров.

Руководящим составом и сотрудниками Главного управления пожарной охраны внесен ощутимый вклад в организацию работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

 В начале 90-х годов 20 века в результате изменения форм собственности предприятий был утерян статус многих ведомственных нормативных актов в области пожарной безопасности, в результате резко снизилась эффективность работы при осуществлении функций государственного пожарного надзора.

Все эти обстоятельства стали причиной катастрофического роста количества пожаров в Российской Федерации.

Подробный анализ сложившегося положения был изложен Президенту Российской Федерации в докладе «Горящая Россия», подготовленном сотрудниками Государственного противопожарного надзора.

 21 декабря 1994 года был подписан Федеральный закон «О пожарной безопасности», в котором заложены основы единой системы обеспечения пожарной безопасности.

С принятием Федерального закона «О пожарной безопасности» впервые появилась возможность существенно изменить формы и методы нормативно-технической работы: организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы в области пожарной безопасности.

 Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2002 года была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

  Несмотря на то, что в последние годы обстановка с пожарами в Российской Федерации стабилизировалась, тем не менее, вопросы защиты населения и территорий от огня в нашей стране являются актуальными и требуют поиска новых форм реализации.

 

Сегодня Государственный пожарный надзор – мощная и результативная система предупреждения и профилактики пожаров, реализации эффективных мер по защите населения и материальных ценностей от огня.

Проводимая органами ГПН работа позволила добиться значительных результатов в области предупреждения и профилактики пожаров. Так, последние четыре года наблюдается устойчивая тенденция снижения количества пожаров в Российской Федерации в среднем на 4%, а гибели людей на 3%.

В настоящее время в области обеспечения пожарной безопасности последовательно проводится работа по совершенствованию этой функции. Основная цель проводимых реформ – создание эффективных механизмов государственного регулирования пожарной безопасности, включая систему организационных, нормативных и экономических мер, адекватных угрозе возникновения пожаров и обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства.

В Приамурье государственный пожарный надзор осуществляет управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Амурской области и 19 территориальных отделов (отделений) надзорной деятельности и профилактической работы, в которых служат 90 человек.

Ежедневно инспекторским составом ГПН области осуществляется комплекс контрольно-надзорных и профилактических мероприятий, самое пристальное внимание уделяется объектам с массовым пребыванием людей, учреждениям здравоохранения, образования и социальной защиты населения.

Самым проблемным, с точки зрения пожарной безопасности, считается жилой сектор, здесь происходит более 75% ежегодно регистрируемых на территории области пожаров. Работа инспектора государственного пожарного надзора круглосуточная: выезды на пожары в любое время суток –  неотъемлемая часть их работы. Опросить очевидцев, подготовить документы, провести осмотр места пожара. По крупицам восстанавливают специалисты события, предшествовавшие пожару. А чтобы установить его причину, нередко, в прямом смысле слова, разгребают пепел.  Нужно не просто установить виновника пожара, но и доказать его вину.

Управлением надзорной деятельности и профилактической работы в нынешнем году проводились сезонные профилактические операции «Пиротехника», «Победа», «Водоисточник», «Чистый двор», «Особый противопожарный режим», «Месячник пожарной безопасности», «Лето», «Детский отдых». Все эти мероприятия были направлены на обеспечение пожарной безопасности объектов и населённых пунктов, снижение количества пожаров и последствий от них.

В Приамурье уже началась подготовка к предстоящему учебному году и осеннему пожароопасному периоду. Государственным инспекторам по пожарному надзору предстоит проверить противопожарное состояние учебных заведений области, населенных пунктов, потенциально подверженных угрозе распространения лесных пожаров.

Источник новости: http://28.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/8246468/