В Центре противопожарной пропаганды посетители могут увидеть настоящее колесо телеги конно-бочечного пожарного хода

Сотрудники Центра противопожарной пропаганды, экспозиции которого постоянно обновляются, приготовили для посетителей очередной исторический экспонат. Он, бесспорно, будет интересен не только детям, но и взрослым. О том, как появился новый экспонат, как шла реставрация, рассказал начальник Центра противопожарной пропаганды Дмитрий Беломестнов:

–   28 августа я перевернул последнюю страницу в деле о «тележном колесе»,  которое по счастливому для нас случаю попало к нам в музей.  Мы  мечтали заполучить подобный экспонат достаточно  долго.  Рассматривали разные варианты: покупка, обмен, принятие в дар, искали через курсантов, приезжавших на учебу в Учебный пункт из районов и т.д.  Но, увы… Обмениваться на имеющуюся в моей личной коллекции пожарную каску полувековой давности никто не захотел,  дарить – тем более;  курсанты по приезде из дома доложили, что в деревнях и поселках колес НЕТ!
На наше счастье  колесо от телеги (вернее, два колеса!)  обнаружились …в  холодных складах нашей пожарной части  и, благодаря  благожелательному отношению к нам со стороны руководства 1 отряда ФПС,  были переданы в наш музей.

Казалось бы:  какая связь между пожарной охраной и колесами от телеги?  А самая что ни на есть прямая! Ведь раньше, до создания автомобилей, на чем ездили люди, в том числе пожарные? Правильно! На телегах.  И экскурсанты, особенно юные, должны не только знать об этом, но и потрогать, пощупать настоящее колесо, сделанное из дерева и железа! 
Чтобы воссоздать новый экспонат, мне пришлось овладеть новой профессией, которую современной назвать трудно – колесных дел мастер.   Я разобрал два колеса от телеги и собрал из них одно. С трудом разобрав колеса, я  выбрал более-менее крепкие деревянные спицы,  закрепил при помощи болтов на осевой конструкции – ступице,  пристроил к ним чудом  сохранившиеся дуговые сектора и после двух часов  беспрерывных попыток затолкал-таки все это в железный обод, предварительно отпилив «болгаркой» внутренние болты, которыми дерево крепится к железу.  
Следует  сказать, что данному экземпляру колеса  –  не менее 90 лет, когда уже существовали сварка  и токарные станки.  Поэтому процесс его изготовления не просто сложен, но и  надежен.  Оно бы еще  проездило достаточно долго, но “к несчастью”, произошла полная автомобилизация страны.
     После того, как колесо было собрано, начался этап его реконструкции.   Из интернета я узнал, что в Подмосковье и  других западных губерниях  России деревянные части тележного колеса делались из «взрослого», за 70 лет,  клена, поскольку его древесина практически не портится от влаги, хорошо поддается изгибу, прекрасно пружинит на наших российских дорогах. На Дальнем Востоке, по-видимому,  в ход шли крепкие сорта древесины,  типа дуба или  лиственницы, также весьма устойчивой к влиянию влаги. Для спиц – ясень, осина или ольха.  Словом,  в  разных местах  колеса для  телег делали из разных пород деревьев.

Сначала  «наше» колесо пришлось хорошенько ошкурить наждачной бумагой, чтобы убрать труху. Потом  хорошенько  оштукатурить с помощью замазки по дереву.  После того, как замазка просохла, зашлифовать, чтобы добиться  эффекта гладких спиц и обода.   Дальше – пройтись олифой и, после высыхания, покрасить деревянные части красной краской на первый раз. На следующий день – вторая покраска.  Потом оклеивание малярным скотчем  границ дерева с железом и окраска железных частей черной краской.  После вторичной окраски железа и просыхания – покрытие лаком в два слоя. 

Для  окончательной установки  замеряем высоту от пола до осевого отверстия и сверлим соответствующее отверстие  в  экспозиционном столе, к которому и будем крепить наш новый экспонат. Вставляем отрезок трубы, закрепляем с помощью фланцев от «джокера» и  надеваем на нее колесо. Все!

Место для колеса выбрано с учетом близости макета выезда пожарного обоза на пожар в  18 – начале 19 века. Кроме того, на крышке стола  размещены для сравнения оставшиеся спицы и металлические наконечники  на них, а также несколько  железных болтов.
А теперь приступаем к новой эпопее – переоборудованию пожарного мотоцикла из простого, типа  пассажирского  –   в настоящий пожарный,  с пожарным оборудованием

Источник новости: http://28.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/5771745/