Банки оценили падение оборотов малого бизнеса за три недели самоизоляции

Средний еженедельный оборот малых и средних компаний за три нерабочие недели упал на 20–30 %, оценили банки по своим клиентам. Но это «средняя температура по больнице»: ряд отраслей просели на 60–80 %, в плюсе — несколько секторов.

Средний еженедельный оборот предприятий малого и среднего бизнеса снизился за три недели самоизоляции и нерабочих дней на 21 % по сравнению с уровнями февраля—марта. Такие данные в своем исследовании приводят аналитики Тинькофф Банка, которые оценили входящие обороты малых и средних предприятий — клиентов банка с 30 марта, когда указом президента была введена первая нерабочая неделя, по 19 апреля. Данные сравнили со средними недельными оборотами в феврале и марте. Аналогичную динамику фиксируют Сбербанк, Альфа-банк и «Уралсиб».
По данным Тинькофф Банка, наибольшее падение оборотов зафиксировано у туристических агентств (минус 78 %), в салонах красоты и массажа, саунах (минус 66 %), в сегменте «развлечения, культура, спорт» (минус 64 %), у организаций выставок и мероприятий (минус 64 %), а также в розничной торговле одеждой (минус 63 %).
Сбербанк отмечает сильное снижение оборотов в отраслях, связанных с торговлей непродовольственными товарами и операциями с недвижимостью. Альфа-банк — в сфере туризма, ресторанного бизнеса и деятельности в области культуры и спорта. «Уралсиб» — в сфере операций с недвижимым имуществом (минус 38 %), сегменте «профессиональная, научная и техническая деятельность» (минус 33 %), в строительной отрасли (минус 29 %), в транспортировке и хранении (минус 28 %), оптовой и розничной торговле (минус 26 %).
Прирост, по данным Тинькофф Банка, зафиксирован в грузоперевозках (плюс 9 %), онлайн-образовательных услугах (плюс 4 %), розничной торговле продуктами (плюс 6 %) и розничной торговле онлайн (плюс 2 %). Сбербанк наблюдал рост оборотов в торговле продовольственными товарами, в онлайн-продажах одежды и аксессуаров, «Уралсиб» — в отраслях здравоохранения и социальных услуг, а также образования.
Данные банков выглядят излишне оптимистичными, сказал РБК доцент РАНХиГС Олег Филиппов. «По моим прикидкам, это падение на 50–60 %», — заметил он, напомнив, что у ресторанов, к примеру, выручка упала на 90 %. «Малый бизнес ориентирован на людей, а население сейчас сидит по домам», — пояснил Филиппов. Банки фиксируют «среднюю температуру по больнице», небольшой прирост, который фиксируется в ряде отраслей, все равно не компенсирует потерь, которые несет малый и средний бизнес, добавляет первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.
Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России составляла по итогам 2018 года около 20 %. По итогам 2020 года она может снизиться до 12 %, прогнозирует Филиппов, пишет РБК.

Источник новости: https://www.amur.info/news/2020/04/22/171593