«Школа может работать и в выходные»: директор 16-ой школы Благовещенска о новом корпусе, тайм-менеджменте и саморазвитии

В сентябре 2023 года свои двери для юных благовещенцев откроет новая школа на 1500 мест. Точнее, новый филиал всем известной 16-ой школы. Педагогический состав недавно отстроенного учебного корпуса только формируется, идет подготовка к записи учеников, здание обзаводится современным оборудованием, а контролирует все это хрупкая молодая женщина – Мария Бессонова, директор самой большой школы областного центра. О том, как она «докатилась» до жизни такой, почему именно ей доверили огромный филиал с «нуля» и каким Мария видит будущее своей школы, мы спросили у неё лично.

— Мария, глядя на Вас, хочется спросить, с какого Вы курса? Сложно поверить, что у вас уже за плечами и стаж, и опыт, а Вы не просто педагог, а директор школы. Когда все началось? Почему выбрали педагогику и как Вам удалось так стремительно построить карьеру?

— Выбор, конечно, не случайный, а вполне осознанный и предсказуемый. Выросла я в педагогической семье. Бабушка – учитель русского языка и литературы, уже пять лет на пенсии, почетный житель города Благовещенска. Мама – учитель начальных классов в Санкт-Петербурге. Думаю, что учительские основы дала мне моя семья. После окончания школы я поступила на филологический факультет в АмГУ, но по количеству баллов прошла и на психолога. И когда встал выбор, куда отдать подлинник аттестата, я сутки раздумывала: быть филологом или психологом. И все-таки я выбрала филологический факультет. Только я защитила диплом, на следующий день пошла в 25 школу, в ту, в которой училась сама, устраиваться учителем. И директор сразу мне доверила три пятых класса, классное руководство в одном из них, как раз в том, в котором работала моя мама учителем начальных классов.

— Прямо семейная эстафета!

andnbsp;— Наверное, можно и так сказать. Так я вошла в школу. А уже на второй год своей работы получила муниципальную премию молодому специалисту, в тот же год на школьном конкурсе «Молодой педагог» я заняла первое место. Еще через год получила почетную грамоту Благовещенского района. Так что только за первые три года работы успела получить достаточно высокие награды. Я творческий человек, и с каждым не то что годом, а месяцем своей работы, нахождением в атмосфере детей, я больше и больше заряжаюсь тем, что хочу творить. И порой даже какие-то интересные идеи появлялись и появляются, которые совсем, кажется, не имеют места в педагогической деятельности, но на практике прекрасно вписываются в процесс. Всё при желании можно «подвязать» и выдать очень мощный результат, который пойдет в первую очередь на благо детям. Потому что, работая в школе, я и по сегодняшний день считаю, что учитель должен быть другом ученику.andnbsp; Ребенок, приходя в школу, должен попадать в комфортные условия. Если ребенку комфортно, то воспитательную составляющую и учебную деятельность он будет принимать с большим удовольствием.

— Хорошая установка для молодого педагога, у которого на первом месте работа. А как быть со временем и идеями, когда есть семья?

— Все прекрасно совмещается, проверено на личном опыте. Секрет в тайм-менеджменте. Работа не помешала мне построить семью. Как раз в первой своей школе я ушла в декретный отпуск, но даже там не сидела без работы. Занималась домашним обучением с девочкой, которая по состоянию здоровья не могла посещать школу. Мне хотелось работать. После декрета вернулась в школу, отработала несколько лет, получила тогда первую квалификационную категорию. И случился такой момент в жизни, когда захотелось попробовать что-то другое. И, к собственному удивлению, приняла решение, ушла на полгода в аудиторскую компанию, где получила мощный ресурс в сфере менеджмента. Но мне не хватало детей: движения, шума в какой-то степени. И я вернулась в школу. Руководитель 25-ой школы объявила о муниципальном проекте «Подготовка будущих руководителей образовательных организаций города Благовещенска». Я направила анкету, успешно прошла собеседование: из 40 кандидатов отобрали 11-12 человек. В течение года раз в месяц для нас проводили занятия. Обучение началось в апреле, а уже в сентябре я получила предложение стать заместителем директора по методической работе во 2-ой школе. Я довела тогда до окончания модуля первого триместра девятый класс, не смогла их оставить, все проекты доделала и перешла во 2-ую школу. Там проработала два года, и это было замечательное время. Хорошая поддержка руководителя, директор все мои идеи принимала, помогала, и я просто творила. За эти два года я провела большое количество городских и областных мероприятий. Коллектив отзывался. Потом мне предложили перейти заместителем в 16 школу, я долго не задумывалась, она заманчиво близко находилась от дома, а моим двойняшкам тоже очень нужна мама, хотелось почаще видеться. Это был октябрь 2020 года. А отработав год и 4 месяца, я стала и.о. директора, и в этот же период подхватила стройку. 14 февраля назначили и.о., а 20 мая постановлением мэра я уже стала директором.

— Как-то и правда стремительно. И в то же время логично и своевременно. Менеджментскую практику получили, с детьми поработали, методическую работу освоили, что еще нужно для руководителя школы? А, если честно, сами-то хотели эту должность или боялись ответственности?

— Я никогда не скрываю того, что я не рвалась стать директором, заместителем – да, и именно по методической работе, потому что у меня есть образец, это мой учитель русского языка и литературы Корнеева Анна Борисовна. Когда я пришла работать в школу, она занималась молодыми специалистами, очень помогала, это человек с большой буквы, общаемся по сегодняшний день! Я работала учителем, заместителем, работу очень люблю и делаю её хорошо. Во мне сидит творческий потенциал, который хочется реализовать в воспитательном и образовательном процессе. А когда у тебя это получается, ты видишь блеск в детских глазах, отклик от педагогов, сотрудников, родителей, вот именно это и дает силы преумножать свои ресурсы, работать дальше на благо всех участников образовательного процесса. Ответственность меня особо не напугала, но работы прибавилось. Новый филиал рассчитан на 1500 мест. Кстати, вспомнилось как раз, когда я участвовала в проекте по подготовке будущих руководителей школ города, в этот период шла информация, что будет строиться новая школа в микрорайоне. В СМИ даже были посты с «голосовалками» за фасад здания. Я даже поучаствовала, сделала свой выбор, и мне почему-то хотелось написать комментарий: «Моя школа будет именно такой». Но я никогда об этом никому не говорила. И завершающий проект по окончании школы резерва был посвящен именно новой школе, я даже вставила фото. Коллеги, с которыми я тогда работала, говорили: «Вот новая школа будет, Мария Сергеевна, тебе обязательно надо пойти туда руководителем». Кто ж знал, что так и получится. Стройка мне и досталась. Были определенные, конечно, сложности. Это уникальный и ответственный случай, что мне выпала роль принимать участие в строительстве социально-значимого объекта нашего города. Это очень-очень на самом деле заряжает, осознание того, что ты можешь внести вклад в образовательную организацию на этапе строительно-монтажных работ. Из совпадений мысли с делом: сначала разговоры шли, что это будет отдельная школа. А я, будучи сотрудником 16 школы, думала, что это будет наш второй корпус. Ну это так, к слову. А про ответственность, ее хватает, порой чересчур. С первого дня, как я стала исполнять обязанности директора школы, стали привозить документ «КС». Я вообще не понимала, как их читать, что это такое. Сначала была полная атмосфера непонимания. Суммы большие, финансовая ответственность колоссальная. Помню, как в первый раз пришла на объект, мне выдали каску, я пошла по этажам, где еще не было даже перил, в актовом зале не было крыши, здание без окон, конкретная стройка. И на тот момент я, наверное, еще не осознавала масштаба, с которым столкнулась. Мне привезли целые тома: архитектурные, технологические. А в этих книгах целые развороты со схемами. И весь март-апрель я просто погружалась в эти схемы, изучая планировку школы. Сегодня, конечно, вы придете, я смогу вам все показать.

— И какое оно, новое здание?

— Оно достаточно большое, четырехэтажное, разбито на блоки. Только представьте, 33 000 квадратных метров. А сколько еще работы нам предстоит! И сколько уже сделано непосильным трудом. К примеру, в мае прошлого года нужно было полностью обработать перечень необходимого оборудования для комплектации школы: от доски до ложек-поварешек. Это колоссальная работа, непосильная ни одному, ни двум специалистам. Здесь должна работать целая команда, сплоченная. И прорабатывать надо каждый пункт.

— Сразу возникает вопрос: у Вас большая команда и с какими сложностями сталкиваетесь?

— Как раз нехватка людей – первое большое препятствие, с которым мы столкнулись. Объектом по штату на сегодняшний день занимаюсь я и моя коллега Кукушкина Елена Александровна, сейчас она на ставке заместителя по строительству. Эту ставку мы выбили себе в мае прошлого года, буквально несколько недель назад нам дали еще одну ставку замдиректора по закупкам. Это человек, который сейчас нам активно помогает. Но и этого недостаточно. Сейчас идет уже поставка и монтаж оборудования. При возникновении проблем обращаемся за помощью в правовое и финансовое управления администрации города, в управление муниципального заказа.

— Неужели ни разу за это время не хотелось все бросить и сбежать от трудностей? Как-то такой объем задач в одной голове не умещается даже теоретически.

— Нет, бросить нет, и мыслей не было. Сложности есть и будут. Но мы постепенно, шаг за шагом, их преодолеваем. В данный период идет подбор педагогических кадров. Но не все так страшно. В 16-ой школе 2190 детей, примерно половина из них перейдет во второй корпус, соответственно, и учителя, которые сегодня работают в первом, некоторая часть из них перейдет во второй. На 70 % педагогами у нас уже укомплектован второй корпус.

— Если не секрет, как подбираете кадры? Лично? Заготовлен некий список требований, есть кодовое слово?

— Кодового слова нет, а требования, конечно, имеются. Собеседования провожу лично сама. Пока с человеком тет-а-тет не поговоришь, не поймешь, сработаемся ли. Так как у нас школа с аэрокосмическим профилем, есть инженерные классы, хотелось бы побольше педагогов математики, физики. Есть даже педагоги, которые к нам приедут из области. В первую очередь, я хочу, чтобы у человека, который придет в нашу школу, горели глаза, чтобы не боялся браться за новое, участвовать в конкурсах и проектах. Ведь если у педагога глазки горят, то и у учеников будет азарт. Обычно собеседование начинаю с вопроса о личных достижениях, а потом говорим о профессиональных результатах.

— Правда, все сами? Совсем нет помощников?

— Почему же! По контролю у меня есть помощники, заместители по учебной и воспитательной работе в первом корпусе. И во втором корпусе мы планируем штат заместителей. Сейчас я как раз в процессе обдумывания механизма функционирования обоих корпусов как единого целого с максимальной эффективностью. Мне, естественно, придется быть и тут, и там. Потому заместители должны быть максимально компетентными, ведь они несут на себе большой пласт работы. А ответственность на директоре, так что о качестве менеджерского состава тоже важно думать.

— С тем, как решаете кадровый вопрос, более-менее ясно. А как в новый филиал попасть ученикам и кого будете брать в первую очередь?

— С первого апреля мы ведем набор первоклашек, которые проживают на закрепленных территориях, и в первый, и во второй корпус. По проекту в новом корпусе шесть первых классов по 25 детей. Но уже ясно, что потребность намного выше. Заявлений у меня уже на 8-9 классов. Также есть жители из Чигирей, которые хотят к нам, мы их тоже будем брать. На первом корпусе планируем открыть четыре первых класса, на втором – восемь. Будут классы полного дня и продленка. Будет еще и закручена внеурочная деятельность, дополнительное образование. В летний период проекты будут готовы и опубликованы на сайте школы, а часть уже там есть.

— Как руководитель Вы все решения принимаете сами или есть те, к кому ходите за советом?

— За советом редко хожу, но, если нужно, обращаюсь к начальнику управления образования администрации Благовещенска, Ларисе Григорьевне Поповой. Впрочем, и сложных вопросов не прячу и не замалчиваю проблем. Если действительно нужна помощь, всегда позвоню, обращусь.

— До старта работы нового корпуса считаные месяцы. Что еще хотите успеть за это время?

— Сегодня хочу охватить абсолютно все, максимально предусмотрев все направления открытия нового корпуса, чтобы потом ничего не упустить. Это и система навигации в новом корпусе: уже есть идеи, как интересно сделать оформление. Я хочу, чтобы второй корпус был интересен современным детям. Все будут учиться только в первую смену, а после при школе могут оставаться на дополнительные занятия, кружки, ходить в школьное кафе, зоны коворкинга, информационные центры. Это нужно еще и для того, чтобы прямо в школе можно было делать домашнее задание, а домой идти отдыхать и проводить время с родителями, не ругаться над нерешенными примерами, а заниматься по интересам. Есть у меня мысль, чтобы школа работала еще и в выходные. Это будет некий такой социальный центр, где будут проводиться мастер-классы не только для школьников, но и для взрослых, но эта уже тема другого разговора. Первый корпус я тоже не упущу, там будет такое же движение. У меня все это уже в проектах, за летние месяцы внесем последние штрихи и будем внедрять. Информация о мероприятиях будет доступна всем. andnbsp;Микрорайон растет, застраивается, людей много, в таких центрах, уверена, есть необходимость.

— Масштабно и необычно! Про современные библиотеки как центры притяжения для жителей городских районов уже многие наслышаны, а вот про школы, думаю, нет. А до этого у Вас были личные проекты, не связанные с обучением школьников, так сказать выходящие за границы профессионального интереса?

— Конечно. Как раз сейчас я курирую корпоративную программу, которую сама разрабатывала, по сохранению и укреплению здоровья сотрудников школы. Одним из ее направлений является повышение физической активности. И мы уже на протяжении практически двух лет каждое воскресенье в 10 утра занимаемся на территории школы: зимой – в спортзале, в теплое время – на спортивном стадионе. Я стараюсь эту программу развивать и уже выиграла два гранта от министерства здравоохранения Амурской области. На их средства мы приобретаем инвентарь для тренировок, чтобы они были разнообразными и интересными. Я, к примеру, после такой тренировки чувствую себя намного лучше, бодрее, ведь вся жизнь – это движение вперед. Также участвовала в проекте «Лидеры России», стараюсь не упускать и эту интересную составляющую своей жизни, опыт участия в конкурсах у меня приличный!

— Вы упомянули недавно, что школа должна быть интересна современным детям. А каким, на Ваш взгляд, должен быть современный директор школы?

— Отличный вопрос и непростой. Просто быть руководителем школы однозначно уже недостаточно, нужно заниматься, нужно развиваться, нужно гореть, что-то читать, куда-то бежать, реализовывать. Когда на тебя смотрят твои коллеги, смотрят дети, то это хороший повод, чтобы не просто сидеть дома, плыть по течению, а развивать в себе новые компетенции и развивать их в других, тогда в окружении будут сплоченные люди, которые смогут реализовывать большие проекты. Моя команда будет именно такой!

— А школа нового образца, которую Вам, кстати, предстоит открыть, какая она, есть понимание?

— С одной стороны, это просто новая школа, новые стены, новое оборудование. Да, в ней будет много современного оборудования, которое может позволить на углубленном уровне изучать предметы. Конечно, я в какой-то степени переживаю, как все это заработает, нужно еще обучить работать на этом оборудовании педагогов. Но все процессы по обучению запланированы. Знаю, будет непросто, но у нас все получится. И наш новый корпус будет греметь в хорошем плане, и понимаю, что все значимые мероприятия городского и областного, регионального уровня будут проходить именно там.andnbsp; С другой стороны, школа должна воспитывать ученика и выпустить конкурентоспособного к жизни. Это говорит о том, что он должен быть функционально грамотным. Про функциональную грамотность говорим на протяжении последних пяти лет. В освоении этой самой грамотности должны помогать педагоги и родители. Это развитие таких компетенций как лидерство, коммуникация, эмоциональный интеллект, различные дисциплины как тайм-менеджмент. Кстати, именно эту дисциплину я буду вести в предпрофильных и профильных классах. И такому функционально грамотному ученику будет проще устроиться в жизни, потому что он будет пробовать все реализовывать с практической точки зрения.

— Ну если тайм-менеджменту ребята будут учиться у Вас, то мы за них спокойны. Спасибо, что в своем графике нашли место и для нас. Удачного Вам старта и хороших учеников!

Источник новости: Amur.Info