По следам СВО: операция «Гуманитарщики»

В начале февраля корреспондент Амур.инфо вернулся из поездки по Украине. Будем рассказывать о ней подробно в течение нескольких недель. Вас ждут истории о миссии гуманитарщиков, о городах новых регионов России, а главное, истории людей, которые живут там и защищают освобожденные территории. Эта командировка удалась благодаря связям и средствам одного из добровольцев Донбасса – он пожелал

В начале февраля корреспондент Амур.инфо вернулся из поездки по Украине. Будем рассказывать о ней подробно в течение нескольких недель. Вас ждут истории о миссии гуманитарщиков, о городах новых регионов России, а главное, истории людей, которые живут там и защищают освобожденные территории.

Эта командировка удалась благодаря связям и средствам одного из добровольцев Донбасса – он пожелал остаться неназванным. Подвернулся случай – группа амурских волонтёров из Серышева собрала посылки на фронт. Помимо инструмента, оптических приборов и предметов первой необходимости, на передовую отправлялись письма амурских школьников и личные посылки.

— Военная почта пока не работает как надо – люди жалуются. Вот мама одного из военнослужащих отправляет с нами третью по счёту посылку. Надеется, что мы её довезём. А всё потому, что предыдущие две так и не дошли, – рассказывает о причинах поездки Дмитрий Назаров, фермер из Серышево и местный депутат.

В поездке Дмитрий – старший группы и основной организатор. Пользуясь зимним перерывом в сельскохозяйственной деятельности, он собрал пожертвования и закупил кое-какое полезное на фронте оборудование.

Фото: Амур.инфо

Помощь Дмитрию оказывает фермер Андрей из Лиманного, также депутат, ветеран войны в Афганистане. За информационное освещение, как уже говорилось, отвечает журналист Амур.инфо. Позднее к волонтёрской команде присоединится водитель с автомобилем – он также согласился помочь на общественных началах.

Прилетели

В середине января мы оказались на аэродроме в Ростовской области, разминаясь после многочасового нахождения в пассажирских креслах. Когда улетали из Благовещенска – кругом был снег и дальневосточная стужа «за тридцать», а здесь под ногами – незамерзающая вода.

Через некоторое время за нами пришла «Газель». Автомобиль ничем не примечательный, каких много в России, кроме того, что он предоставлен одной из политических партий и поэтому обклеен винилом с партийной символикой. Впрочем, там, куда мы отправляемся, люди пока мало что знают о российских политических партиях – им эта символика ни о чём не говорит. Тем более, в слякоти российского юга любая машина быстро зарастает до половины тонким слоем грязи.

Полминуты на знакомство с водителем и мы получаем наш груз. Картонные коробки переносим сразу в машину – в мокрое их ставить нельзя.

Короткий разговор прямо на трассе – нужно прикинуть планы. Стоянок здесь нет, поэтому плотно припарковались в треугольнике разметки на пересечении двух дорог. Мимо на расстоянии вытянутой руки проносятся военные «Уралы», КамАЗы и гражданские фуры, обдавая нас брызгами с выхлопом.

Фото: Амур.инфо

Всё становится интереснее. Трасса «Дон», где мы стоим, наглядно показывает нам, как будут выглядеть ближайшие восемь дней.

Доукомплектование

Остаток дня проводим в Ростове в поисках отдельных позиций, которые решили закупить уже после перелёта. Это либо самое тяжёлое и габаритное, либо то, что можно купить в любом городе. В первую очередь отправляемся в строительный супермаркет и покупаем генератор – вдобавок к ещё одному безвозмездно переданному земляками.

Фото: Амур.инфо

Долго выбираем наборы гаечных ключей. Все сходятся во мнении, что весь инструмент, представленный в продаже, для наших целей не подходит – он слишком бытовой. Так или иначе, Дмитрий и Андрей оба имеют отношение к сельскому хозяйству, их не проведёшь, они точно знают, какой инструмент нужен для обслуживания техники в полях.

Фото: Амур.инфо

Через некоторое время после череды звонков во все концы нужный инструмент наконец находится в другой торговой точке.

Фото: Амур.инфо

Попутно общаемся с нашим водителем. Его зовут Надир – он волонтёр, уже бывавший в Донбассе. В более ранних поездках он помогал строителям, теперь на нём – транспортное обеспечение.

Граница, которой нет

С утра, не теряя времени, выезжаем в сторону бывшей российско-украинской границы. На российской стороне мы проходим проверку документов. С другой стороны постройки бывшей украинской таможни стоят запертыми, здесь нет ни одного человека. На окнах аккуратно закрытые жалюзи. Несколько покорёженных автомобилей на обочинах наводят на мысли о том, что здесь происходило.

Фото: Амур.инфо

andnbsp;— Вот здесь, в овраге, лежат машины, их бронетехникой туда с дороги столкнули, чтобы проезд для колонн освободить, – рассказывает наш водитель о событиях начала СВО.

Фото: Амур.инфо

Чем дальше заезжаем на территорию новых субъектов России, тем больше погружаемся в девяностые годы – с той лишь разницей, что начинают появляться вывески на украинском языке. В машине нас четверо и все помнят советские времена. И всем очевидно, что здесь очень давно не было никакого благоустройства, ничего не возводилось в последние лет тридцать. Тем не менее с этих регионов украинское государство исправно собирало налоги и прочие «подати» в государственные и местные бюджеты.

Фото: Амур.инфо

Дороги от прежней власти здесь остались такие, о каких россияне давно забыли. Вообще, все нормальные, ровные магистрали, встреченные нами на территории новых субъектов РФ, проложены здесь в течение последнего года именно российским дорожниками – и эта работа непрерывно продолжается.

Фото: Амур.инфо

Чем ближе к Луганску, тем чаще встречаются следы боёв. Иногда в совершенно обычном шахтёрском городке, очень похожем на наш амурский Райчихинск, вдруг встречается дом, полностью разнесённый чем-то, упавшим сверху.

Фото: Амур.инфо

Наша группа ночует в одной из гостиниц Луганска. Здание такой же советской постройки, как и большинство домов здесь. В нас сразу признают россиян, поэтому и отношение очень хорошее.

Передовая

Мы прибываем на передовую на транспорте встречающих, перегрузив всё, что нужно. Долго едем по блокпостам, останавливаясь почти на каждом. Здесь мы должны отдать военным первые посылки от амурчан.

Командир войсковой части, полковник, сам родом из Амурской области, из Серышево. Он давно не был дома и очень рад встретить земляков. После общения и совместных воспоминаний, передаём все отправления адресатам. На фоне разговора в некотором отдалении слышны «прилёты» и «отлёты». Боевую работу никто не отменял.

«Церемония вручения» происходит в деревянном сарае между тюками сена и стоящим здесь же бронеавтомобилем «Тигр». В армии много таких машин, но конкретно этот «Тигр» – амурский, что подтверждается собственным именем «Полосатик».

Фото: Амур.инфо

Вместе с кое-каким недешёвым оборудованием и предметами первой необходимости командиру передали письма от учеников его родной 2-й серышевской школы.

— То, что вы приехали ко мне, большое спасибо. Я, конечно, даже немного растроган. Честно признаюсь, мне очень приятно. Даже немного тяжело говорить – я прочитал от кого это. Это моя родная школа. Да, я учился когда-то давно, но я всегда о своей школе помню. Обязательно сам всё это прочитаю и передам своим подчинённым, – благодарит полковник.

Фото: Амур.инфо

Мы выезжаем обратно уже в темноте. Задерживаться здесь надолго – означает стать обузой подразделению и командирам, привлекая к себе ненужное внимание. Да и плотный график не позволяет нам остаться надолго.

На кочевье

Переночевав в Луганске, отправляемся в сторону Донецка. Где-то между этими городами заезжаем на один из блокпостов, где несут службу сотрудники подразделения Росгвардии из Благовещенска. Долго общаться некогда – у сотрудников есть обязанности. Передав всё, что нужно, и записав короткий ролик с благодарностями, едем в Донецк – путь предстоит неблизкий.

Фото: Амур.инфо

Вдоль всей трассы работают бригады дорожных рабочих. С покрытием здесь уже всё в порядке, идёт оборудование ограждений. И не только дорожных. В полях по обе стороны появляются полевые инженерные рубежи – линии из бетонных пирамидок, соединённые тросами и обмотанные колючей проволокой. Они предназначены для осложнения манёвров бронетехнике противника по этой плоской, как стол, местности.

Фото: Амур.инфо

Там, куда ещё не добрались российские дорожники, обочины заросли так, что не видно указатели. Мы проезжаем через Ясиноватую, рассматривая следы боёв. В одном месте дорожная машина измельчает деревья, очищая обочину. Впереди неё по этой же обочине двигаются несколько военных и фургон с надписью «РАЗМИНИРОВАНИЕ».

Фото: Амур.инфо

Прибыв в Донецк, после недолгих поисков заселяемся в отель «Централь». Раздвижные двери не работают, потому что разбиты, стеклянный фасад до сих пор хранит пробоины от осколков – 23 августа прошлого года натовский снаряд калибра 155 миллиметров разорвался на входе, попав в козырёк. В тот день по городу было выпущено 17 таких снарядов. Возле отеля тогда никто не пострадал, но в городе погибли двое мирных жителей. Напротив стоит управление железной дороги – на верхнем этаже также выбиты окна, видны следы пожара.

— Если будет обстрел – все спускаются в подземный паркинг, он у нас вместо убежища, – приятным голосом сообщает администратор.

В Донецке проблемы с водой – она подаётся в дома и отели один раз в день, с восьми до девяти часов. Иногда на такое же время – ранним утром. График подачи воды рассылается населению по SMS.

Остаток дня мы проводим за уточнением маршрута, встречами и беседами с нашими местными знакомыми, о которых расскажем отдельно, в следующих статьях. На следующий день – стартуем в Мариуполь.

Фото: Амур.инфо

Этот город – самый разрушенный из всех, что мы посетили, но при этом в нём есть, что посмотреть. Жители добры и приветливы. Город активно восстанавливается: куда не посмотри – везде строители. Здесь мы знакомимся с главой одного из районов, ночуем у наших военных в бомбоубежище, а утром отправляемся далее, в сторону моря, где назначена встреча с нашими земляками: добровольцами и мобилизованными.

Общаемся здесь с Артёмом Евдокимовым – добровольцем из кальмиусских казаков, которого амурчане хорошо знают, – он долгое время работал в Амурской области.

Фото: Амур.инфо

После беседы и раздачи подарков отправляемся в Запорожье. Долго едем в прифронтовую зону, снова встречаемся с военными в нескольких местах. Рядом по передовой взад-вперёд снуют реактивные системы и постреливают в сторону противника – на них никто не обращает внимания.

На обратном пути нас останавливают с просьбой подарить тепловой прицел – в подразделении нет ни одного. У нас к этому моменту они тоже закончились, поэтому записываем контакты.

— Был здесь один мужик, не из местных. Мы думали гуманитарщик, хотели электронику попросить, а он оказывается квартиры в Энергодаре по дешёвке скупает. Чтобы потом, когда война закончится, дорого продать. Кому война, а кому бизнес, – рассказывает доброволец.

В завершение поездки, уже в темноте, посетили целое подразделение мобилизованных из Амурской области. Они живут прямо в лесу, в землянках.

В основном здесь бойцы из Белогорска и Благовещенска, Серышево, единицы из Нерюнгри. Мобилизован здесь даже командир, он из Новосергеевки, до этого работал лесником. Мужчина в возрасте и возможно не имеет какой-то очень серьёзной военной подготовки, но зато он очень хорошо знает, как обустроить быт подчинённых в лесу. Здесь есть всё, что нужно: кухня, баня, и даже стенды с наглядной агитацией. Выглядит всё это в точности как «Партизанская деревня» в парке «Патриот» на полигоне ДВОКУ. Только это партизаны уже 21 века.

Мы выезжаем через Крым и расходимся разными путями. От Джанкоя каждый отправляется в свою сторону.

— Примерно через месяц снова едем сюда. А потом уже к посевной можно начинать готовиться, – прикидывает планы Дмитрий Назаров.

Фото: Амур.инфо

Продолжение следуетand#8230;

Источник новости: Amur.Info