Когда землицу могут отобрать?

Объяснили в Россельхознадзоре

Порядка 8,5 тысячи га амурских сельхозземель приведено в пригодное состояние по итогам проверок инспекторами областного управления Россельхознадзора за 2019 г.

Битьё рублём

Надзором было выявлено 481 нарушение. Хозяева позволяли своим пашням зарасти сорняками, а то и вовсе ничего не высаживали. Уже и в 2020 г. выявлены нарушения на общей площади более 12 тысяч га, оштрафовано 77 лиц (45 граждан, 15 ИП, 1 должностное лицо, 16 юрлиц) на общую сумму 4,3 млн рублей.

Контролёры на первый раз предупреждают нарушителей. Потом уже идут штрафы. Если человек одумался и свои огрехи исправил, то наказание смягчат. Так, в 2019 г. в регионе 63 раза заменяли штрафы предупреждением. Но это в том случае, если аграрий проштрафился впервые и его нарушение не влечёт вреда и ущерба земле.

Впрочем, на некоторых даже битьё рублём слабо действует. Одного такого фермера из Благовещенского района в прошлом году не раз штрафовали за сорняки на его шести гектарах (а за повторное нарушение берут от 30 до 50 тысяч рублей), а ему всё нипочём. Вот и в этом году он свои земли не очистил. Дело по этому аграрию направили в суд. Если хозяин так не любит свою землю, значит, логичным будет лишить его надела.

Однако контролёры не могут на любом огороде проверить, как и для чего используется надел. В перечень земель сельхозназначения, оборот которых регулирует соответствующий федеральный закон, не входят садовые, огородные участки, территории для ведения ЛПХ и гаражного строительства (в том числе индивидуального), а также участки с недвижимостью. А регулируется законом использование пашен, сенокосов, пастбищ.

За гроши?

Участок из земель сельхозназначения могут забрать через суд (исключение – земля, являющаяся предметом ипотеки, а также возбуждение в отношении хозяина земли дела о банкротстве), если:

– надел используется с нарушением законодательства, которое влечёт существенное снижение плодородия почвы или причиняет вред окружающей среде;

– три и более лет подряд участок не используется для ведения сельского хозяйства.

После того как решение суда об изъятии участка вступило в силу, местные власти, если нужно, проводят на территории кадастровые работы, устанавливают вид разрешённых работ и выставляют на публичные торги. Кстати, если обследование покажет, что земля для сельского хозяйства непригодна, начальную стоимость участка сбросят на сумму затрат культуртехнической мелиорации, но не более чем на 20%.

На те же 20% начальную цену снижают при повторных торгах, если в первый раз продать землю не удалось. Если покупателя снова не нашлось, землю выставляют ещё раз, с начальной ценой не ниже 50% от стоимости при повторных торгах, которая и так снижена на 20%. Таким образом, выходит, землю можно взять практически за бесценок. Если же к участку никто интереса так и не проявил, он может уйти в муниципальную собственность по самой минималке.

Деньги от продажи земли на торгах передаются бывшему хозяину участка – за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов. Конечно, если надел в итоге уйдёт в муниципальную собственность, то с учётом всех необходимых вычетов на руки можно получить сущие гроши.

По данным минимущества Приамурья, в 2019 г. досрочно расторгнуты договоры с арендаторами 11,2 тысяч га сельхозземель. Суды рассматривают дела по изъятию земель на площади 6,3 тысячи га.

– Одна из проблем – длительная процедура принудительного изъятия земельного участка (три года) не позволяет своевременно ввести неиспользуемые земли в оборот, – отмечает руководитель ведомства Яна Любченкова. – Предложения по реформированию законодательства были направлены правительством региона в Минвостокразвития и Минсельхоз РФ. Разработанный соответствующий законопроект рассмотрен комитетом Госдумы РФ по аграрным вопросам. Сейчас законопроект дорабатывается, после чего снова поступит в парламент.

А в это время

Есть и такой вопрос: если на сельхозземле, находящейся под угрозой изъятия, расположены постройки (в том числе жильё), как быть прежнему хозяину – сносить их?

– Вообще на пашнях, сенокосах и пастбищах жилпостройки федеральным законом не предусмотрены, а значит, запрещены, – отметили в Россельхознадзоре. – Если говорить в целом о землях сельхозназначения, то п. 11 ст. 85 Земельного кодекса РФ разрешает на участках с/х земель строить здания или помещения для с/х производства.

Строить жильё на с/х землях можно в пределах территории садово-некоммерческого товарищества. Фактически это те же самые отменённые в 2019 г. дачи, только с уклоном на ведение садоводства. Садовый дом должен быть признан капитальным и введён в эксплуатацию. При этом могут возникнуть проблемы с пропиской и коммуникациями.

На землях, отведённых под фермерские хозяйства, также можно возвести не только производственные и вспомогательные строения, но и полноценный дом. Но для этого нужно зарегистрировать коллективное фермерское хозяйство как юрлицо и действительно заниматься на земле сельским хозяйством.

На землях за пределами поселений и отведённых под личное подсобное хозяйство лишь 10-20% площади участка отводится под жилую застройку. Но и в этом случае основным условием остаётся использование земли по назначению.

Материал газеты «Аргументы и факты»

 

Источник новости: http://2×2.su/realty/article/kogda-zemlicu-mogut-otobrat-169821.html