Как не стать жертвой буллинга?. 26.01.2020 12:00

Психолог Юлиана Канунникова дает ответы на самые популярные вопросы накануне 27 января - Всемирного дня борьбы с буллингом

К сожалению, дети всегда становились жертвами травли. У кого-то нет последней модели смартфона, у кого-то не такая внешность, как надо, – причины у тех, кто травит, находятся быстро. Но вот почему они так поступают со сверстниками и как вести себя в таких ситуациях детям и их родителям, мы выясняли с психологом Юлианой Канунниковой.

Моего ребенка травят

- Юлиана Юрьевна, самый главный вопрос для мам и пап – как все же понять, что ребенок подвергается травле в школе?

- Если ребенок не говорит об этом прямо, то возможны следующие признаки:

1. Ребенок становится вялым, апатичным, меняется осанка (понурые плечи), он становится тихим, плаксивым, все время пребывает в плохом настроении.

2. У ребенка начинаются трудности с учебой, ухудшается успеваемость, ему становится сложно усваивать и понимать материал.

3. Ребенок начинает много болеть, начиная с простых простуд и заканчивая серьезными заболеваниями – гастрит, сердечные нарушения, дерматит, бывают сильные головные боли. Болезнь обостряется ко времени выхода в школу, а при отмене посещения школы ребенку физически становится легче.

Стоит ли бежать сразу в школу и разбираться?  И если да, то с кем в первую очередь – учителем, директором, родителем того, кто травит, или самим обидчиком? Или же все-таки нужно поговорить со своим чадом? Что необходимо ему сказать, чтобы не сделать хуже?

- Сначала стоит попробовать доверительно поговорить с ребенком, выслушать его полностью, не отмахиваться и ни в коем случае не ругать за то, что он не может дать обидчикам отпор. Важно максимально поддержать ребенка и донести до него главную мысль: он не плохой.

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой человек, не за что-то, а просто потому, что агрессор выбрал в жертвы его. Конечно, стоит пойти в школу, но важно, чтобы ребенок был с этим согласен, не пугался, что родитель сделает хуже. Затем стоит поговорить о ситуации с классным руководителем, узнать его позицию и обозначить наличие проблемы. Желательно, чтобы он включился в ее решение.

С обидчиками родителю разбираться не надо. Бесполезно ругать или стыдить агрессоров, но важно в рамках класса найти решение таким образом, чтобы участвовал весь класс. Кроме группы агрессоров при буллинге важную роль играют свидетели – это те дети, кто не участвует активно в травле, но при этом не препятствует агрессорам. Это происходит по разным причинам: и из страха стать очередной жертвой, и из интереса. Задача классного руководителя – сплотить класс и зародить в детях интерес к взаимодействию внутри коллектива. Возможно, на этом этапе, учитывая, что буллинг уже зародился, стоит для достижения этих целей прибегнуть к помощи специалиста, но работа должна проходить в рамках всего коллектива – агрессорам при буллинге обязательно нужны свидетели, без них он невозможен.

Кстати, агрессорам обязательно нужна компания, как правило, каждый из них в отдельности является адекватным ребенком. Если не удается решить проблему другими способами, то возможно разделение компании агрессоров, разведение их по разным коллективам. Это решение принимается на уровне директора, если работа с классным руководителем не дала результатов или классный руководитель отказывается принимать факт проблемы.

 Если травят ребенка – может ли быть проблема в семьях участников конфликта?

- Да, обычно это так. Очень часто агрессором становится тот ребенок, который подвергается агрессии со стороны значимых взрослых или в другом детском коллективе. Часто это происходит из-за страха быть жертвой: «Я ударю первым, чтобы не ударили меня». Также часто у таких детей серьезные трудности с самооценкой, поэтому они самоутверждаются за счет других детей.

Как стоит воспитывать ребенка, чтобы он не стал травить других детей? О чем с ним важно разговаривать?

- Конечно, об уважении – к себе и к другим, но эти разговоры важно подтверждать уважением к ребенку и к себе самому. О сочувствии и сопереживании - также важно не только говорить об этом, но и уметь сочувствовать и сопереживать ребенку, показывать ему пример этого. О ценности разных чувств и разных мнений, о том, что все мы разные, и это здорово, и мы при этом можем быть вместе и рядом.

Меня травят

Как себя вести, если ребенок стал жертвой травли? К кому стоит обратиться в первую очередь, чтобы решить этот вопрос?

- Обратиться нужно к тому взрослому, кто оценит серьезность проблемы и не отмахнется: родитель, учитель, школьный психолог, кто-то еще. Важно описать проблему максимально полно – не преувеличивая, но и не преуменьшая.

Как вести себя с обидчиком? Есть ли какие-то методы, которые помогут прекратить это?

- Стоит помнить следующие важные вещи:

1. Быть жертвой – не стыдно. По-настоящему стыдно – быть агрессором.

2. Жертвой может стать любой человек, абсолютно любой, совсем любой, просто потому, что на него упал взгляд агрессора.

3. Агрессору нужна реакция и публика. Публике нужны зрелища. Как бы ни было трудно, но отсутствие реакции – не отмалчивание, а безразличие – делает процесс неинтересным для публики, а, значит, и для агрессора. Не стоит ничего доказывать. Достаточно фраз: «Ну и что?» и «Ты имеешь право так думать». Конечно, если речь не идёт о физическом насилии. Но, как правило, буллинг начинается с обидных шуток и прозвищ. Если дело дошло до физического насилия – важно помнить, что человек имеет право защищать свою жизнь и неприкосновенность любым способом: ответной агрессией или бегством. Бежать – не стыдно. Но важно и нужно в этом случае обязательно обратиться за помощью к тому, кто способен защитить.

Из-за чего чаще всего дети становятся жертвами буллинга?

- Абсолютно любой человек может стать жертвой буллинга. Просто «потому, что ты». Нет никаких критериев. Но первая реакция на издёвки имеет значение – буллинг продолжится в том случае, если жертва даёт реакцию, желаемую агрессору: обижается, злится, плачет, оправдывается. В случае безразличия со стороны жертвы агрессор обычно теряет к ней интерес.

Становятся ли дети с каждым годом злее и жестче?

- Жестокость буллинга была всегда. Вспомните фильм «Чучело». Меняется культура, не меняется суть.

Какие последствия для детей могут быть из-за буллинга?

- Всегда последствием травли становится психотравма. Также ребенок может перестать доверять миру, иметь трудности с выстраиванием контактов. Жертве буллинга важно своевременно обратиться за помощью к специалисту.

Моих подопечных травят

Как понять, что ученик стал жертвой буллинга, что делать и с кем разговаривать в первую очередь?

- Важно регулярно проводить мероприятия, в которых участвует весь класс, возможно – проводить анонимное анкетирование (без опубликования результатов!) по рейтингу популярности детей друг у друга. Внимательно наблюдать – не стал ли кто-то из детей объектом насмешек. Прислушиваться к детям и не отмахиваться от их конфликтов. Внимательно наблюдать за детьми «группы риска» - в случае неблагополучия в семье или авторитарных родителей. И, наверное, самое важное: порождать в классе взаимовыручку, но ни в коем случае не конкуренцию. В этом случае при буллинге свидетели не станут молчать, а встанут на сторону жертвы, и травить кого-то не получится.

Как выяснить причину конфликта?

- Никак. В таком случае важно признать сам факт проблемы. Причины буллинга в том, что в коллективе есть группа агрессоров. Повод их зацепок значения не имеет.

Как помочь ученику?

- Самостоятельно или при помощи специалиста заняться командообразованием класса.

Стоит ли самому вести себя аккуратно, чтобы ненароком сказанная фраза не стала причиной травли ребенка? На каких вещах лучше не акцентировать внимание при всех? ( тут сразу же вспоминаются многочисленные видео из Сети, где учителя оскорбляют детей, говоря им, что они неопрятные, глупые и т. п.)

- Это правила человечности и вежливости: не говорим о качествах личности, говорим только о действии ребенка. Важное правило: взаимовыручка и командная работа работает на коллектив. Конкуренция и индивидуализм скорее породят буллинг.

Откуда вообще растут корни у детской травли? 

- Корни любой травли – в паре «жертва - агрессор». «Ударь первым, пока не ударили тебя». «Ты должен быть сверху, иначе тебя затопчет другой». Здесь мы говорим, как правило, про травму любого насилия – жестокого отношения к ребенку, будь то побои, тычки, пинки; эмоционального воздействия – оскорбления, унижение или пренебрежение ребенком – игнорирование его самого либо его потребностей и интересов: ребенок сыт и одет, что вам от меня ещё нужно?

Насколько масштабна эта проблема на сегодняшний день?

- Проблема буллинга вне времени и пространства. Она существовала всегда и во всех культурах, существует и сейчас. Здесь стоит говорить не только про агрессоров, выбирающих себе жертву, но и про свидетелей – тех, кто потакает, позволяет этому быть. Причем это как дети в классе, так и взрослые, игнорирующие проблему, отмахивающиеся: «Дети сами разберутся».

Источник новости: http://2x2.su/society/article/kak-ne-stat-zhertvoy-bullinga-166592.html


Просмотров новости: 265