Амурский учитель о том, почему просто любить детей – недостаточно

Двести лет в образовании

Мы продолжаем рассказывать о победителях конкурса Общественной палаты Амурской области «Поступки и люди» – об амурчанах, сделавших, по мнению жителей региона, что-то значимое для общества.

В номинации «Семейные ценности» была отмечена учительница из п. Новобурейский Бурейского района Валерия Косачева из семьи потомственных педагогов. Общий стаж династии, в которой наша героиня является седьмым педагогом, – 235 лет!

Что подтолкнуло?

– Я преподаю английский язык, – рассказывает Валерия. – В своё время окончила педуниверситет с красным дипломом. Говорю это не из хвастовства, а чтобы подчеркнуть, что дело, если оно действительно твоё, даётся тебе не сложно и позволяет добиваться высоких результатов… После университета я вернулась на малую родину, начала преподавать в школе, в которой сама когда-то училась.

Хотя при этом девушка честно признаётся, что не может назвать профессию учителя детской мечтой.

– Иногда у детей спрашивают: «Кем ты хочешь стать?» и они так уверенно отвечают. У меня такого не было, как и мыслей о том, что я хочу быть учителем, – говорит Валерия. – Не могу сказать, что именно подтолкнуло меня к этому. Может быть, влияние окружения. Все родственники, родители – педагоги. Ну и, конечно, будучи учителем, человек без работы никогда не останется – они нужны везде, в любой точке нашей страны – ещё, может быть, поэтому. И вот, я пятый год работаю учителем и ни о чём не жалею!

Педагоги каких дисциплин в династии, частью которой является Валерия?

– Так, я – иняз, моя мама – учитель биологии, папа был математиком; моя тётя, а папина родная сестра, преподавала русский язык и литературу; дедушка по папиной линии был историком; бабушка по папиной линии – математик, – перечисляет Косачёва. – Бабушка по маминой линии была учителем начальных классов, а сестра дедушки по папиной линии – немецкого языка.

Родоначальники династии, дедушка и бабушка Валерии, начали работать ещё в 50-е годы прошлого века. Но сейчас, как объясняет девушка, династия, скорее, расходится вширь, нежели двигается вперёд.

За свои 235 лет педагогического стажа семья получила большое количество наград: звания «Заслуженный учитель РФ», «Отличник народного просвещения», почётные грамоты Министерства образования и науки России и т. д. Всё это – настоящая гордость семьи. Представители династии также становились победителями конкурса лучших учителей России, получали медали и звания, были призёрами конкурсов педагогического мастерства. А отец Валерии даже внесён в энциклопедию «Лучшие люди России».

Кстати, все члены династии – приезжие: кто с Рязанщины, кто из Горьковской области. Но работали все здесь, в Амурской области. И Приамурье смело могут назвать своей второй родиной.

– Сказать, продолжит ли кто-нибудь это дело после нас, пока не могу. У меня нет детей, у моих сестёр – тоже. Когда появятся, будет видно, – смеётся Валерия.

Быть поводырём

Но работа учителя – это не только награды и любовь к детям. Педагоги сталкиваются с многочисленными проблемами, и наша героиня не исключение:

– Первое, что приходит на ум: конечно, невысокая зарплата педагогов, из-за которой в школах не найти молодых специалистов. Всех пугает такой грошовый доход, потому что у педагога, который только приходит в школу, ещё нет ни категории, ни наработок, поэтому его заработок зависит только от часов. Второе – бумажная работа. Хоть и говорят, что работы с бумагами стало меньше, но на самом деле это не так. Волокиты и отчётов очень много, и это тоже многих отталкивает. Лично у меня с этим, слава богу, проблем не возникало, но общаясь со своими однокурсниками, я понимаю, что им эти «бумажные ужасы» не нравятся. Опять же – система ФГОС (федеральный гособразовательный стандарт), которая обязывает учителей давать детям определённый кусочек информации, остальное ученики должны добывать самостоятельно – искать, читать, развиваться. Это для детей очень сложно, и оказалось, что ребята к такому не подготовлены – к получению информации самостоятельно. Но образовательный стандарт обязывает учителей соблюдать такую систему. Если говорить о детях, они действительно сейчас меньше читают, а в этом случае и устная, и письменная речь развиты плохо. Как правило, дети не могут даже выразить свои мысли. Но мы, учителя, боремся с этим.

А вообще становиться педагогом, считает Валерия, должен тот, кто готов много трудиться, развиваться, быть примером детям, уважать их самих, их мысли и труд.

– И я бы даже не стала советовать другим людям, выпускникам, идти на преподавателя. Это тяжёлый выбор каждого, – отмечает амурчанка. – Могу только сказать, что далеко не всем дано с такой профессией справиться. Просто любить детей вообще недостаточно. Уметь быть для них поводырём в мир знаний – вот что важно.

 

Источник новости: http://2×2.su/school/article/amurskiy-uchitel-o-tom-pochemu-prosto-lyubit-detey-164385.html