Строительство российской части моста через Амур финишировало

Мост готов!

На берегу Амура на фоне кристально чистого голубого неба выделяется ярко-красная полоса пролётов и белоснежные ванты нового моста. Работы длиной в три года и почти в 20 километров закончены. Над пограничной рекой перекинулась 1080-метровая железобетонная конструкция. Половину моста – 540 метров – построили российские специалисты, вторую часть – китайские. Кроме того, на территории Приамурья возвели 13 километров подъездных путей, включая мост через Каникурганскую протоку. Еще шесть километров дорог построили в КНР. В пятницу сотрудники УСК «Мост» и АО «Асфальт» собрались на российской части моста, чтобы представить плод своих трудов руководству.

– Чем отличаются мостовые переходы от обычных зданий? Тем, что они рассчитаны на очень длительный срок эксплуатации, – рассказал главный инженер обособленного подразделения АО «УСК «Мост» в Благовещенске Александр Юрьев. – Любой мост рассчитан на 100 лет работы. И когда проезжаешь по такому большому объекту, который ты построил, то понимаешь, что он останется на длительный срок. Его увидят твои дети и внуки. И гордость берёт за то, что, когда мой сын будет проезжать тут, он сможет сказать: «Этот мост построил мой папа».

Первыми качество подъездных дорог и моста оценили Александр Козлов и Василий Орлов. В автомобиле, за рулём которого сидел министр по развитию Дальнего Востока, они проехали по новому пути почти до самой границы. На мосту их уже ждали строители и несколько десятков региональных и федеральных журналистов. Губернатор и глава Минвостока пожали руки и поблагодарили за работу каждого из специалистов, трудившихся на проекте.

– К этой дате мы шли примерно 1070 дней вместе со строителями и всеми теми, кто помогал реализовывать этот проект, – заметил министр Александр Козлов. – Наши строители справились, и мы можем ими гордиться. Всё на этом мосту, кроме вантов, которые привезли из Франции, сделано на заводах в нашей стране. Это – общий труд и результат. Это очень важно.

Как подчеркнул Александр Александрович, проект был очень сложным. В том числе были сложности с финансированием. В итоге амурчане разработали уникальную финансовую модель – объект возводила совместная российско-китайская компания на условиях концессии.

– Китайская половина моста строилась за счёт КНР, а на нашу половину пришлось брать кредит в банке на 16 лет, – напомнил министр. – Его можно будет покрыть за счёт проездной платы.

Заём оформили в китайском банке.

– Помню переговоры на Восточном экономическом форуме с Лу Хао (тогда губернатором провинции Хэйлунцзян, сейчас он министр природных ресурсов Китая). Он говорил: «Так как банк китайский, строить будут китайцы». Мы не согласились, говорим: «У нас есть наши люди, очень сильные коллективы». Было несколько таких сложных встреч, но добились того, что мы сделали это сообща, – рассказал Александр Козлов. 

Теперь большая часть строителей, многие из которых прибыли из других регионов России, покинет объект.

– На сегодняшний день выполнены все строительно-монтажные работы. Теоретически, если бы не погранзона, мы могли бы проехать до города Хэйхэ. Технически это уже возможно, – поделился Александр Юрьев. – Нам остались пусконаладочные работы, установка систем мониторинга и освещения моста. Сейчас продолжается наладка электронного оборудования, которое позволить следить за состоянием моста, безопасностью движения. И в процессе монтажа архитектурное освещение моста, которое позволит осветить его в наиболее выгодном ракурсе. Оно будет сделано на российской и китайской сторонах.

По словам главного инженера, важной особенностью этого проекта было то, что мост возводили два разных государства. При этом строительные технологии, которые применялись двумя странами, практически одинаковы. Единственное отличие: российская часть строилась из российских материалов, а китайская – из китайских.

Окончательно ввести в эксплуатацию мост должны весной 2020 года. Как объяснил Александр Козлов, это время нужно на оформление всех необходимых документов. Кроме того, продолжается строительство пункта пропуска. В апреле будет введён в эксплуатацию временный терминал, а ещё через год должны сдать основной комплекс.

По расчётам специалистов, после начала работы моста грузооборот между Благовещенском и Хэйхэ вырастет в восемь раз. Так, если в 2018 году через Благовещенскую таможню прошло 500 тысяч тонн грузов, то введение в эксплуатацию мостового перехода позволит увеличить эту цифру до 4 миллионов тонн в год. Сейчас обмен товарами между двумя берегами возможен только речным транспортом или по ледовой понтонной переправе, в межсезонье же он полностью останавливается. Мост даст возможность вести торговлю круглогодично.

– Увеличение грузопотока по мосту открывает экспортные возможности, – подчеркнул губернатор Василий Орлов. – Амурская область – один из лидеров по производству сои в стране, и, конечно, продукция сельского хозяйства – одна из наших экспортных фишек. В прошлом году в Китай было поставлено порядка 400 тысяч тонн сои. Наша задача – направлять на экспорт продукцию переработки. И развитие инфраструктуры моста позволит снизить издержки бизнеса на логистику и, как следствие, сделает нашу продукцию более конкурентоспособной и востребованной на китайском рынке.

По словам Василия Александровича, большой экспортный потенциал есть и у продукции газохимии. Компания СИБУР планирует строительство в Амурской области газохимического комплекса.

– Этот завод в минимальной конфигурации будет давать 1,5 миллиона тонн полимеров. Это тоже экспортоориентированная продукция. И, конечно, мост нужен, чтобы эту продукцию доставлять за рубеж, – объяснил глава региона.

Первым, в апреле 2020 года, по новому мосту поедет грузовой транспорт. Пассажирское сообщение сможет открыться после того, как будет построен постоянный пункт пропуска. Как объяснил Василий Орлов, закон не позволяет пропускать через временный переход туристов.

– Поэтому ещё порядка полутора лет наши люди не будут иметь возможности использовать мост как туристы, пересекая его на автобусе, – рассказал губернатор. – Но при этом у нас в этом году начато строительство ещё одного уникального объекта – трансграничной канатной дороги. Я думаю, это будет более удобный для туристов вид транспорта: потому что проезд будет занимать очень короткое время, пассажир сразу попадает из одного города в другой, и это будет относительно недорого. Я думаю, он будет очень востребован.

Поездки в Китай на личном автомобиле тоже станут возможны не в ближайшей перспективе. Как подчеркнул Александр Козлов, изначально этот вариант передвижения не предусматривался международным соглашением, но сейчас его активно прорабатывают.

 

Источник новости: http://2×2.su/society/article/stroitelstvo-rossiyskoy-chasti-mosta-cherez-amur-f-164322.html