«Хрюшек гнали через грязное поле, вот вам и чума»

Есть ли будущее у амурского свиноводства после серии вспышек вируса АЧС

В Приамурье сняли режим ЧС по африканской чуме свиней (АЧС). В течение почти месяца область от всей этой ситуации буквально лихорадило.

Молниеносно возникали вспышки во всё новых районах региона, ветеринары с силовиками бегали в сёлах по дворам, спешно переписывая хрюшек и отправляя их на костёр, амурчан захлёстывала истерия всевозможных версий и вопросов (всё-таки заболевание в области зарегистрировано впервые).

Резали тайком

Сразу о причинах: судя по высказываниям в соцсетях, мало кто сомневался, что вирус пришёл из Китая. Просто потому, что соседство у нас опасное и из Поднебесной вечно какую-нибудь заразу приносит. Но официальных результатов долго (учитывая скорость развития событий) не было – в Приамурье таких ветисследований не проводилось и не проводится. Взятые пробы анализировали в спецклиниках Покрова и Владимира. Итог: штаммы, зафиксированные в Приамурье, схожи с китайскими, российскими, украинскими и даже бельгийскими…

Любопытную версию выдали жители с. Усть-Ивановка Благовещенского района, откуда, собственно, чума и пошла.

– Мы, конечно, можем только догадываться, но разговор был такой: во время нынешнего паводка фермеры и нашего села, и соседней Владимировки, спасая скот от подступающей воды, гнали его куда-то на окрестный бугор в безопасное место, – рассказывает жительница Усть-Ивановки Любовь П. (у неё уничтожили 12 хрюшек). – И один из крупных местных хозяйственников гнал своё поголовье через соевое поле, на котором китайцы работали. А они дня за три до этой эвакуации как раз обработали свои посевы какой-то химией. Кроме того, этот крупный фермер своих свиней постоянно кормил пищевыми отходами и китайскими же овощами (кстати, по заверению специалистов, это действительно способствует распространению заболевания – Ред.). И вот после этой эвакуации у того фермера начался падёж.

Бред? Но, может, стоило бы соответствующим органам проверить эту версию?

Конечно, сельчане до сих пор в шоке от того, что подчистую уничтожался единственный у многих источник дохода, ещё и в преддверии зимы.

– Вот как выживать? У нас, например, многодетная семья: женщина – одна да в декрете. И из петли отчаявшихся людей вынимали (подобную историю, якобы произошедшую в другом селе – Волково, потом назвали фейком. – Ред.), – возмущается Любовь Петровна. – А вот холода на носу: машина угля 30-35 тысяч стоит, да машина дров 20 тысяч…В соседнем с нами Ровном работы вообще никакой, поэтому в каждом втором дворе держат чушек: минимум 3-5, а так 15-20. И вот представьте: ходят по домам, забирают здоровых свиней, анализов никаких перед этим не проводят (зато потом аж 15 всяких проб взяли – с чего угодно, но не от уничтоженных хрюшек). Даже для себя резать не разрешают (хотя везде же писали, что для человека вирус не опасен), а иначе – 6 тысяч штрафа. Ещё и грозили: «Кто не сдаст – потом с полицией пойдём проверять». В том же Ровном ОМОН вызывали, потому что люди с вилами и топорами защищали свои хозяйства. Кто-то резал тайком по ночам, как будто воровали, потом в холодильники мясо прятали. У одного мужчины 5 дней дежурили около дома, сумки проверяли у него с женой на выходе, чтобы, не дай бог, на продажу не вынесли, хотя они только для себя всё позамораживали…Свиней и по подвалам прятали, где они задыхались. Потому что неизвестно было, дадут ли компенсации. Кто-то говорил, что гроши, кто-то – что ещё и подоходный налог возьмут. Вообще по ситуации информации было ноль! А местные власти ещё и масла в огонь подливают: «Не скрывайте свиней – область много потеряет! Заключены большие контракты – это всё прервётся, область не получит транши на развитие АПК». Так область-то как раз и получит, а частник – ничего! Сами же наверняка знают, что свинью растить дорого. Только на корма 30 тысяч рублей уходит, не считая, что у нас, например, своя картошка, тыква, кабачки – 3 огорода сажаем. А в итоге компенсацию за 12 свиней дали 62 тысячи. То есть сейчас 2-месячный поросёнок стоит 3,5-5 тысяч, а мне за него дали 1,5 тысячи.

Добрались и до мини-пигов

Зато сейчас раздолье будет тем, кто торгует говядиной, полагают фермеры – другого-то мяса нет. Мол, подрастёт она сейчас в цене рублей до 500 за кг. Или вот курицу домашнюю уже продают по 300-350 рублей за кг, то есть целая курочка – 1000, а петух так на 1,5 тысячи вытянет.

Кстати, по ценам на говядину есть и возражения: какой смысл поднимать цену, если свинина – уже не конкурент, и люди в любом случае будут говядину брать. Впрочем, в амурском УФАС отметили, что пока не было ни указаний «сверху» проверять цены, ни жалоб от населения на завышенную стоимость. Посмотрим, что будет к зиме.

Конечно, обидно терять уже, так сказать, раскрученное дело – свинопоголовьем наша героиня из Усть-Ивановки обзавелась после наводнения-2013. А вот в одном из хозяйств Райчихинска ещё ни одного килограмма продать не успели – хрюшек взяли только в прошлом году.

– Сперва про чуму из СМИ узнали, потом уже по городу разные разговоры пошли, – вспоминает райчихинский животновод Андрей С. (хозяйство лишилось 112 голов). – Соседи начали своё поголовье резать. Мы этого делать не стали, сидели молча, надеялись на лучшее…Естественно, все свиньи у нас были здоровы, пробы у нас не брали (по крайней мере, меня лично об этом не уведомили), да и вспышка была в самом городе, а мы далеко на окраине находимся, в промзоне. После уничтожения оставили нам опись изъятого, по которой дадут компенсацию. К слову, ущерб нашему хозяйству ориентировочно оцениваем в 1 млн рублей…А что дальше с фермой – не знаем, не думали пока об этом.

Кстати, о пробах было много вопросов: где они, почему их не обнародуют? Как отметил начальник областного управления ветеринарии Сергей Самохвалов, результаты на всеобщее обозрение выставляться, естественно, не будут – каждому свиновладельцу лично, под подпись. Уважаемые читатели, сообщите, пожалуйста, все ли эти результаты получили? Как нам сообщили в той же Усть-Ивановке, никаких рассылок не было, несмотря на то что в селе карантин давно уже снят.

Что же касается компенсаций: 150 рублей за 1 кг живого (подчёркивается) веса – откуда цифра? Сумма по запросу ветеринаров рассчитана Амурстатом. В переводе на мясо это 230-250 рублей на кг. Также ходили слухи, что компенсировать буду отчуждение только взрослого поголовья. В управлении ветеринарии возразили: выплаты положены за всех уничтоженных.

Смешной на первый взгляд могла показаться весть о том, что забирали на уничтожение даже мини-пигов – декоративных хрюшек, которых люди держат как домашних собак и кошек. Ветеринары признают, что проблематично взывать к сознательности владельцев, но как могли разъясняли необходимость этого. Свинья, простите, и в Африке свинья.

Откуда вирус?

Теперь о том, почему АЧС не лечится и почему забивать свиней даже к своему столу нельзя, несмотря на безопасность вируса для человека.

Как пояснили амурские ветеринары, АЧС – проблема глобальная и национальная. В РФ заболевание стали регистрировать с 2007 г. – на Кавказе, потом по югу страны вплоть до Сибири. Полыхает вирус в приграничье всех бывших республик СССР. Недавно в Калининградской области под уничтожение пошло более 40 тысяч голов, в Курской области – почти 37,5 тысячи. В 2018 г. на всей территории КНР отмечено более 100 вспышек АЧС, в этом году – 35. И летом 2019 г. вирус добрался до ДФО (а специалисты в рабочих переговорах так переживали, чтоб не дошло, уповая на то, что Дальний Восток – это далеко). Вспышки пошли прямо по границе Приамурья и Приморья. Поэтому вероятность «привета» из Китая очень высока.

Так что поголовное уничтожение хрюшек – во-первых, требование международного ветзаконодательства (а РФ является членом Международного эпизоотического бюро); во-вторых, действительно, отсутствие вакцины против АЧС. Её в принципе невозможно пока создать – вирус очень сложен, он мутирует – существует более 20 генотипов. Даже переболевшие и чудом выжившие хрюшки являются пожизненными вирусоносителями. Так что всех в огонь!

Вирус особо опасен, распространяется быстро и широко, очень устойчив в окружающей среде, скрытый период заболевания – 5-13 дней (а вам в это время хрюшка кажется здоровой). А что самое плохое – распространяется всем, чем угодно: синантропными птицами (живущими рядом с человеком – воробьи, вороны), дворнягами, грызунами и, конечно, человеком, особенно при перевозке и самого скота, и мясной продукции. И забой свиньи даже для себя запрещён как ещё один фактор передачи заболевания. Грубо говоря, пустили чушке кровь – её склевала птица, крыса слизнула, она прилипла на подошву сапога – и вперёд, куда угодно!

Кстати, насчёт крыс и бездомных собак и кошек: как гласит ветзаконодательство, дополнительными мерами пресечения распространения вируса АЧС, помимо всего прочего, должно быть уничтожение грызунов, а также «ограничение численности безнадзорных животных». Применяя эту формулировку, например, к расплодившимся в Приамурье волкам, смысл сюда вкладывали однозначный – отстрел до определённого количества. Значит, и дворняг под флагом борьбы с последствиями АЧС нужно отстреливать? А до каких пределов? А представляете, что будет с зоозащитниками, которые при принятии многострадального областного закона о борьбе с безнадзорными животными стояли стеной: «Не вздумайте отстреливать, это запрещено, не будьте зверями!»? Выходит, теперь всё это побоку?

Кроме того, хорошо бы проинспектировать регион на предмет нелегальных скотомогильников – дополнительного источника заразы (правда, легализация и обустройство их по всем правилам неизбежно упрётся в деньги). А хозяйственникам хорошо бы знать об обязанности, по закону, в 24 часа сообщить о павшем животном и принять меры к его изоляции, а не тащить труп куда-то на свалку или в лес.

Но вот как уберечься от таких скопищ, что называется, за речкой? Ведь китайцы, заметив падёж, молниеносно режут здоровое поголовье на продажу, а трупы – на свалку. А благовещенские вороны каждое утро стаей уносятся за Амур, вечером – обратно. Чего они там за день нахватаются? Так что все границы, увы, не проконтролируешь…

Может, вопрос уже не актуален, но пару недель назад стоял весьма серьёзно: если АЧС не вылечить, то она либо остановится каким-то образом сама, либо «съест» всех свиней в регионе. Специалисты-ветеринары отметили, что не хотелось бы, конечно, поднимать излишнюю панику, но в первичных пунктах (там, где заболевание, собственно, отмечено впервые – как в Приамурье) заразность и смертность от вируса может достигать 100%. Будем надеяться, что это не наш случай?..

Пиком общественной истерии в регионе, пожалуй, стало предположение, что никакой АЧС на самом деле нет, что причина всему – экономика. Кто-то, мол, старательно расчищает дорогу на амурский рынок либо китайским, либо столичным поставщикам свинины, избавляясь от местных конкурентов.

В защиту китайцев Национальный союз свиноводов отметил, что Поднебесная остро заинтересована как раз в импорте свинины – собственное поголовье из-за АЧС катастрофически сокращается. При этом китайцы ещё и долго выбирают, у каких потенциальных экспортёров (все они уже давно на низком старте по части поставок) свининка почище и покачественнее. В амурском минсельхозе как-то отметили мечтательно, что, может, когда-то и область сможет экспортировать в КНР свою свинину. Теперь, после последних событий, уже неизвестно, каким тоном с нами будут разговаривать о возможности поставок.

Может, предположение о так называемых торговых войнах не обсуждалось бы так широко и горячо, если бы речь шла только об АЧС. Но параллели проводятся и с 2013-м, когда разнеслась весть о якобы выкошенном ящуром поголовье КРС – более 1,5 тысячи голов (а факт заболевания тогда не подтвердился), и с 2017-м, когда «Амурскому бройлеру» – единственной в области птицефабрике мясного направления с полным циклом производства, пришлось уничтожить около 1 млн бройлеров из-за подозрения на птичий грипп (что также не подтвердилось). Честно говоря, в такую расчистку от амурской конкуренции верить не хочется – слишком уж грубый и циничный ход, свинский какой-то.

 

Источник новости: http://2×2.su/society/article/hryushek-gnali-cherez-gryaznoe-pole-vot-vam-i-chum-160380.html