Почему вода не уходит с амурских сельхозземель?

Новых мелиоративных систем в госсобственность по области с прошлого наводнения не поступало

По данным минсельхоза региона, паводок-2019 погубил урожай на площади 255 тысяч га. Также возможен недобор и по заготовке кормов – как бы их не пришлось из других регионов РФ завозить.

Кому повезло?

Как известно, один из способов максимально спасти поля от переувлажнения – это мелиорация. И после нынешнего наводнения этот вопрос, видимо, нужно ставить ребром. Тем более, как оказалось, эта тема по-прежнему топчется на месте.

Проблемные моменты ещё после наводнения-2013 поднимал экс-глава амурского минсельхоза Сергей Вологдин, отметив, что от былых пропускных и магистральных каналов, дамб, дренажных систем и т. д. мы имеем лишь остатки дорожных полотен на инженерных системах. Заниматься мелиорацией приходится чуть ли не самим сельхозпроизводителям. Есть федеральная программа компенсаций до 70% затрат на восстановление, реконструкцию, модернизацию мелиоративных систем. Но объекты и сооружения должны быть в собственности.

С той поры ничего не изменилось. Вопрос по-прежнему актуальный (общий износ мелиоративных систем – 80%), но не решается, госпрограмма компенсаций существует, но никто из фермеров ею не воспользовался.

Часть амурских мелиоративных систем находится в госсобственности, их содержанием занимается управление «Амурмелиоводхоза». Остальное – бесхозяйное.

– Площадь мелиоративных земель в области более 251 тысячи га, самих мелиоративных систем – порядка 230. Из них в госсобственности – 30 систем, обслуживающих 70 тысяч га земель, – поясняет замдиректора ведомства Алексей Корнев.

Но не думайте, будто всё, что в федеральной собственности, исправно ремонтируется и содержится. Денег на обслуживание более 1000 км каналов и дорог и нескольких сотен сооружений на них дают не более 20% от необходимого. Так, в год выделяется 40 млн рублей (за минусом всех обязательных платежей на сам ремонт остаётся минимум), а требуется в 3-4 раза больше. Конечно, Департамент мелиорации Минсельхоза РФ понимает всю серьёзность ситуации, просит деньги у руководства ведомства, в том числе и для Приамурья, но пока безрезультатно.

Новых мелиоративных систем в госсобственность по области с прошлого наводнения не поступало. Лишь расширилась площадь мелиорированных земель (на 5 тысяч га) – за счёт реконструкции сооружений. В 2014 г. заработала госпрограмма по реконструкции объектов мелиоративных систем. Из четырёх объектов работы завершены по трём. С 2021 г. вступает в силу очередная программа, по которой области профинансируют реконструкцию ещё двух объектов.

– Для строительства новых сооружений нужны частные инвестиции, – подчёркивает Алексей Корнев. – А если и подавать заявку для финансирования на федеральный уровень, то для этого нужны достаточно серьёзные обоснования необходимости такого строительства, и инициатива должна исходить от руководства региона. Но в необходимости новых сооружений сомнений нет: в области общий объём пашни 1,3 млн га, а мелиорировано лишь 250 тысяч. По идее надо все земли охватить если не мелиорацией, то хотя бы сетью сельхоздорог, чтобы, скажем, не оставлять самосвал за километр от поля, потому что иначе техника увязнет в грязи.

А представляете, как повезло тем аграриям, на землях которых по воле случая располагаются объекты мелиоративных систем, находящихся в госсобственности! Всё на балансе, а значит, содержится и работает. Впрочем, давно уже ведутся разговоры о том, чтобы с таких фермеров брать арендную плату за пользование подарком. Но «Амурмелиоводхоз» пока не может в полном объёме обслуживать эти земли, поэтому деньги брать пока не за что. Давала бы Москва хотя бы 50-60% средств от необходимого, тогда уже можно говорить и об аренде.

Поспорь с судом

Тем же, кому удача не улыбнулась, рассчитывать приходится только на себя. А на одну только документацию столько потратить надо! И фермеры, даже крупные, боятся разово выкладывать большие деньги за проектирование мелиоративной системы. Исходя из предложений, уже поступивших от проектировщиков, это примерно 7 тысяч за 1 га. То есть по полю, скажем, на 1000 га – 7 млн рублей. Поэтому некоторые пытаются сами проводить кое-какую мелиорацию, водоотводы прокапывать и т. д. Но, не имея этого в собственности, просто зарываешь свои расходы в землю – их никуда официально не записать, чтобы просить потом какие-то компенсации.

А возьмись всё делать по закону, столкнёшься с тем, что первым делом на мелиоративную систему нужно оформить право собственности как на объект недвижимости, а это непросто – в плане самой процедуры. Нет прецедента в области, чтобы кто-то это сделал, поэтому и механизм не отработан.

В этой ситуации два пути решения:

1. Мелиоративную систему на баланс принимает район, а потом уже передаёт в собственность или продаёт. Насколько известно, одна с/х организация в Октябрьском районе сейчас оформляет право собственности с помощью местных властей. Это и будет прецедентом.

2. Собственник земли обращается в суд: «У меня на земле есть такой-то объект, вот документ о том, что он был построен. Хочу поставить его на учёт как объект недвижимости». Но подобное обращение в суд было единственным (лет 10 назад), и попытка была нерешительной: заявителю тогда отказали, и дальнейшая борьба быстро прекратилась.

– Вообще оба варианта перспективны, но всё зависит от желания и настойчивости самого собственника, – отмечает Алексей Эдуардович. – В том же суде нужен хороший юрист, способный всё правильно обосновать и грамотно оформить. Ведь суды часто работают по какому-то примеру. А если его нет, судьи к вопросу подходят субъективно. И нужно активно, но аргументированно возражать. Например, те же мелиоративные системы как объекты недвижимости нигде не прописаны. Есть понятие мелиорированных земель, и позиция судов такова: все объекты на таких землях (скажем, водоотводный канал) являются неотъемлемой частью участка. То есть это не объект недвижимого имущества, а составляющая часть земельного участка. Но ведь это же неправильно! В общем, нужно доказывать, спорить с судом.

Впрочем, есть планы у правительства области, насколько известно, компенсировать 50% стоимости проектно-изыскательских работ. Но опять же и этот механизм не отработан – нет примеров, чтобы кто-то им воспользовался. Нужен пионер!

Источник новости: http://2×2.su/society/article/pochemu-voda-ne-uhodit-s-amurskih-selhozzemel-159744.html