Не развращайте амурского зрителя, не считайте его за дурака

«Мне, считаю, повезло: творческая судьба меня не обижала», – уверяет актёр Амурского областного театра драмы Юрий Роголев

В этом году 6 июля Юрий Владимирович отмечает своё 55-летие. Под юбилей наш гость активно участвовал в работе над спектаклем по пьесе Шекспира «Двенадцатая ночь», которым в Приамурье закрывается 135-й театральный сезон.

Молодость – плохо?

– Весной амурский губернатор публично отчитывался о работе правительства региона за год, также недавно прошла очередная «Прямая линия» с президентом РФ – вы вообще интересуетесь отчётами властей?

– Работа не позволяет смотреть всё полностью, только потом уже, фрагментами. Конечно, эти вечные разговоры уже поднадоели, но иной раз прямо-таки хочется слушать, слушать – и надеяться: вдруг что-то изменится к лучшему.

– А что вас особенно взволновало, возмутило?

– Меня только больше раздражают скачки цен – необоснованные. Вот ещё какая-то странная идея – перейти на 4-дневную рабочую неделю. Раздражают какие-то новые видения властей, часто оторванные от реальной жизни. Больше заняться нечем, кроме как обрезать людям трудовую неделю, доходы? У нас такая нищета, что людям нечем выдать заработанное? Я уважаю труд всех бюджетников, но почему одним, и так при немалых окладах, ещё и повышают их, а других так и оставляют при своих грошах?

Что сказать о губернаторе: молодой – хорошо – и в струе проведённого в последние годы в регионах омоложения губернаторского состава. И хочется, конечно, чтобы для области много полезного сделал. Хотя невольно думается: молодёжь – это прекрасно, но зачем начисто задвигать людей с немалым опытом? А готов ли этот молодняк – на передовую? Вот был в области в губернаторах А. Козлов – совсем молодой. Недолго, правда, побыл, пошёл на повышение (главой Минвостокразвития РФ – Ред.), а теперь у федерального центра претензии: ведомство неизвестно чем занимается.

В целом, хочется, конечно, чтобы молодые и ретивые были в авангарде, чтобы им народ поверил, чтобы они были небезразличны к своей профессии, подбирали под себя хорошую команду – в нынешних условиях, когда в какое-то дело ввязываются исключительно затем, чтобы хапануть, что нынешнее законодательство вполне позволяет.

– А кто из глав региона запомнился вам в последние десятилетия?

– Ну, со своей колокольни могу назвать Л. Короткова и О. Кожемяко. Чем они мне импонировали – ходили в театр. Прочих я ни разу у нас не видел. Может, на это нет времени – важнее ездить в Москву, выбивать деньги для региона. Но хочется же, чтобы область была развита, скажем, не только аграрно, но и интеллектуально.

– Что вообще вам в области не нравится сегодня?

– Да практически во всех сферах что-то да есть. Я сейчас, наблюдая, как внук учится, конкретно беспокоюсь за школьное образование. Какой-то кавардак происходит (вообще всё сейчас шаляй-валяй), с расписанием вечная мешанина. Ощущение, что стремятся понабрать классов, чтобы заработать, а самим детям никакого внимания – они, по сути, брошены. Всё в итоге на откуп родителям – зачем тогда школа? Распишите по пунктам.

С медициной тоже не всё в порядке…Мы, к сожалению, специалистов сейчас не держим, а зря. Нужно именно выращивать свои кадры (на пришлых надежды мало), но этого мало – их надо удержать, и не одними взываниями к патриотизму (который, к сожалению, и сегодня на уровне «галочек» и «палочек»)! Вы-то сами, власть предержащие, не отправляйте своих детей на учёбу за границу – учите здесь! А не нравится – улучшайте образование. Только, ради бога, не оптимизацией! Вот в Благовещенске есть человек – хочет создать симфоническо-джазовый оркестр. А специалистов нет, музучилище как самостоятельную единицу ликвидировали, объединив его с культпросветучилищем.

И в театральной среде специалисты нужны, вплоть до распространения билетов: мало выпустить спектакль – его и продать надо. И даже не просто продать, а привлекать зрителя, чтобы человека с малых лет не добровольно-принудительно строем из школы приводили, а чтобы это были семейные походы, которые будут прививать ребёнку культуру поведения в таком месте: быть красиво одетым, не вертеться, не болтать с соседом и т. д. Вообще, конечно, в Год театра, которым объявили 2019-й, мы, по идее, вообще должны не вылезать просто из всех окрестных организаций с просветительскими лекциями…

– Кстати, половина Года театра прошла – и что?

– Ну, пошумели «наверху». Зато мы в этом году по северу проехались со спектаклями хорошо, в Якутии побывали, впервые – в Магадане. Сейчас, если получится, у нас будут Москва, Великие Луки.

Всем – вырваться

Фото: http://amurteatr.ru/

– Вы часто бываете на своей малой родине в п. Магдагачи? Как там вообще?

– Капитальный упадок, конечно, даже нравственный – когда ни работы, ни перспективы, люди деградируют. Поэтому пытаются вырваться оттуда, уехать. Да вся область пытается вырваться. Это раньше за деньгами из центра России рвались на север, на Дальний Восток. Теперь всё наоборот. Выходит, мы здесь оголяем тылы? С этим нужно что-то делать.

Хотя, смотришь статистику – область, в общем, в середнячках плавает: ни нищие, ни богатые, ни социально напряжённые. Но, простите, возьмём, например, ЖКХ – это такое несовершенство! Имеем дырявые трубы, кучу каких-то компаний непонятных, которые нам перепродают ресурсы – платим дармоедам. Вот эта неопределённость беспокоит, что народ всё время кто-то обманывает. Я уж думаю, когда народ воспрянет ото сна, убаюканный, в том числе, бесконечными разговорами на уровне правительства? Вот эти майские указы – кто их исполняет? Почему всё зациклилось на контроле одного человека – где чёткая команда? Вообще нынешняя форма правления, мне кажется, себя изжила. Нужны какие-то кардинальные перемены, нужна альтернатива, по крайней мере. Должна быть ротация на всех уровнях, вплоть до высших эшелонов власти.

– Бывая на гастролях с театром по области, замечаете ли, какое вообще настроение у людей?

– Те, кто ходил на спектакли, ходят и дальше. Но мы же и этого зрителя завоёвываем. Мы работали и на 17-20 человек, чтобы они потом как «сарафанное радио» сработали, и через год пришло уже на ползала, а зал.

Очень, конечно, развращают все эти нынешние гастролёры, которые устраивают чёс по регионам. А зритель потом думает, что и мы такие же, хотя мы к таким не относимся и не даём себе права привозить некачественные спектакли. Глубинка – вообще особая ответственность: обманувшись раз, в другой там могут уже и не поверить.

И ещё хотелось бы, чтобы нас не считали за дураков, привозя сюда антрепризу. Это издевательство над нашим зрителем, который всё надеется на хорошие постановки. Я несколько лет назад был членом жюри антрепризных спектаклей: из 12 постановок мы обсуждали только три – об остальных сказать было просто нечего!.. Хотя истинное наслаждение я получил, когда сюда приезжал московский ТЮЗ.

– Почему сами не ставите?

– К этому всё-таки прийти надо. Мне проще собой командовать – скажем, сделать добротный творческий вечер. И я вообще в нашей среде забросил удочку на более массовую подготовку таких вечеров: не ленись, покопайся, что ещё умеешь и любишь делать, покажи людям.

– В этом году Международный фестиваль «Российско-китайская ярмарка культуры и искусства» проходит в Приамурье уже в 10-й раз – ваше мнение об этом?

– Это замечательно! Мы – соседи, и культурно должны друг друга всегда поддерживать, потому что от взаимодействия с КНР мы всё равно никуда не денемся. Поэтому у амурской культуры ещё и международная миссия.

А у китайцев нам, безусловно, есть чему поучиться – предприимчивости, умению работать, продавать товар. Я таким продавцам даже внутренне аплодирую. А если продавец на тебя с порога посмотрел и опять в телефон уткнулся, я разворачиваюсь и ухожу.

– Вы, оказывается, однокурсники с известной певицей Викой Цыгановой. И на её концерт в Благовещенске несколько лет назад приходили. Изменилась ли Вика со студенческих времён?

– Она, конечно, умница, очень её уважаю, мы до сих пор поддерживаем связь. Я вообще всегда радуюсь за людей, когда они выходят, что называется, в люди. Я просто как-то услышал не очень лестные отзывы о ней от своих однокурсников: высокомерная стала и прочее. А я вот не верю этому – проверю! Добыл телефон, позвонил, представился – она: «О, привет!..» И пошёл, и пошёл разговор о том о сём. А не виделись лет 20. И ни намёка на высокомерие. И мы потом после концерта часа 2-3 пообщались. Просто, если ты к человеку с душой, то и получишь соответственно. И вообще, какое ваше дело – занимайтесь своим! Кто вас знает? А Вику знает вся Россия.

А я – мне, считаю, повезло: творческая судьба меня не обижала, что я только не играл! Я не загнан в амплуа. И партнёры попадались понимающие и со мной взаимодействующие. Это же прекрасно.

 

Источник новости: http://2×2.su/society/article/ne-razvraschayte-amurskogo-zritelya-ne-schitayte-e-156920.html