«Идите отсюда», или Как потребитель доходит до Верховного суда

Почему предпринимателям стоит сразу разбираться с недовольными клиентами

На вопрос «Насколько часто предпринимателей штрафуют по разного рода обращениям недовольных покупателей, клиентов?» отвечает юрист Виталий Злочевский:

– Тема защиты прав потребителей часто всплывает в судебных процессах. Существует термин «потребительский экстремизм», и он все чаще проявляется в нашей жизни, поэтому предпринимателям необходимо знать, что обращения потребителей в различные инстанции, включая судебные, чаще всего оказываются для них «печалькой».

Рассмотрим весьма интересный момент, который стал предметом разбирательства в Верховном суде РФ.

Суть проблемы такова. Гражданин сдал в ремонт автомобиль для покраски. Предприниматель автомобиль покрасил, но не в установленный срок и с недостатками. Гражданин обратился к предпринимателю с претензией и, как водится, получил от предпринимателя «идите отсюда…». Потребитель не пошел «туда», куда его направил предприниматель, и обратился в суд. В ходе процесса проводилась экспертиза недостатков, которая выявила нарушения в технологии окрашивания.

Однако суды посчитали, что потребитель злоупотребил своими правами, указав в претензии завышенные требования к ремонту, и поэтому отказали потребителю в части требования о взыскании штрафа. Потребитель оказался упорным и дошел до Верховного суда РФ, который развернул дело на новое рассмотрение, пояснив следующее:

Для взыскания штрафа достаточно установить факт неудовлетворения в добровольном порядке требований потребителя. Из материалов дела следует, что судами установлены факты нарушения ответчиком согласованного сторонами срока исполнения заказа и некачественного выполнения работ, а также обращения с досудебными претензиями, которые оставлены без удовлетворения.

Однако суд, усмотрев факт нарушения ответчиком прав истца как потребителя, во взыскании штрафа отказал и указал на злоупотребление истцом правом, которое было выражено в направлении досудебной претензии, содержащей необоснованные требования.

Между тем необоснованность требований, изложенных в досудебной претензии, при установлении судом факта нарушения прав потребителя сама по себе не свидетельствует о злоупотреблении правом, вследствие чего при разрешении спора в части взыскания штрафа подлежит установлению факт того, имелась ли у ответчика возможность удовлетворить в добровольном порядке требования потребителя в той части, которая являлась обоснованной.

Последующего решения пока нет, но предполагаю, что с вероятностью 99% оно будет о взыскании штрафа за нарушение прав потребителей, а этот штраф составляет 50% от взысканной судом ранее суммы!

Проблемы, подобные этой, могут возникать в самых разных сферах деятельности предпринимателей (продажа товаров, предоставление услуг и т.д.). Надо понимать, что наш закон «О защите прав потребителей» весьма жесток по отношению к предпринимателю, и поэтому советую относиться к нему с большим вниманием. Иначе весьма вероятно будет «печалька».  

Резюме потребителям: требуйте качественного выполнения обязательств со стороны исполнителей. В случае обращения в суд с правильно подготовленными документами и позицией вы наверняка получите решение, которое не только покроет стоимость некачественных работ, товаров или материалов, но взыщете также и неустойку до 100%, а также штраф в размере 50%.

Резюме предпринимателям: старайтесь делать работу (продавайте товар) качественно, ведь если вы будете защищаться в суде, вероятность получения хорошего для вас решения невелика, а штрафы и неустойки «испортят вам настроение». Поэтому если уж вы что-то сделали неправильно, исправляйте недостатки без судов. С судом чаще всего выходит гораздо дороже.

Источник новости: http://2×2.su/society/article/idite-otsyuda-ili-kak-potrebitel-dohodit-do-verhov-158354.html