Социолог: «Амурчане довольны жизнью в регионе, но их не все устраивает»

В жителях хотят начать повышать уровень социального оптимизма

Общественная палата Амурской области презентовала общественную инициативу «Область живёт». Цель этой акции – стимулировать социальную активность амурчан и повысить уровень их социального оптимизма.

Общественники проведут ряд конкурсов по поддержке личностных и общественных позитивных примеров, выявлению достойных поощрения амурчан, стимулированию активной преобразующей деятельности. Лидеров будут искать и среди рядовых жителей, и среди бизнеса, и среди госуправления.

На эту тему мы порассуждали с кандидатом социологических наук Аркадием Леоновым.

Насколько терпимо?

– Аркадий Константинович, судя по такой общественной инициативе – лишний раз, что называется, погладить людей по голове, выбрать лучших и показать, что именно вот эти люди – лучшие, – складывается впечатление, что и социальная активность, и социальный оптимизм у амурчан сегодня не на самом высоком уровне?

– Мне кажется, это очень хорошая инициатива, потому что показывает не только лучших (и может, и не столько), сколько даёт понять людям, что в нашем регионе, несмотря на проблемы и трудности жизни, можно быть героем в самых разных сферах, очень близких каждому из нас.

Большинство амурчан удовлетворено жизнью в регионе, хотя их и не всё устраивает. Это указывает на определённый потенциал в социально-экономическом развитии области. Создание и развитие на территории Приамурья крупных объектов промышленности и инфраструктуры (космодром, газоперерабатывающий комплекс, газопровод, гидроэлектростанции, золотодобывающие предприятия) внушают до некоторой степени уверенность в сознании населения. Но лишь в том случае, когда граждане понимают, что именно могут дать им эти объекты, что пользы от них больше, чем вреда. Сами амурчане связывают перспективы развития своего региона именно с развитием промышленности. В то же время сильны в регионе патерналистские настроения, то есть надежды на помощь государства и прежде всего президента РФ, поскольку население (как и региональные элиты) зависит от перераспределения природной ренты.

Люди, которых хотят высветить данной инициативой, – это важнейшие, научно говоря, субъекты модернизации Амурской области. Это, прежде всего, предприниматели (но при минимизации контроля со стороны всевозможных инспекций) и социально активные граждане, представители «образованного класса» (но при способности органов местной власти принимать инициативу снизу, и не мешать ей).

– А что можно сказать о причинах низкого уровня социальной активности и социального оптимизма амурчан?

– Экономическое состояние области большинство амурчан оценивает критически и несколько хуже, сравнивая его с другими регионами. Это может быть связано с тем, что амурчане пессимистично относятся к решению большинства социальных проблем в ближайшие несколько лет. А к наиболее острым проблемам они относят крайне плохое состояние дорог, коррупцию в органах власти, трудности при поиске работы и улучшении жилищных условий. Низкая зарплата, высокие ставки по ипотечным кредитам, рост уровня безработицы, спад промышленного производства – главные факторы пессимистичных взглядов амурчан.

Наименее успешно, по мнению граждан, решаются проблемы с ростом тарифов ЖКХ, доступностью жилья, его капремонтом, снижением реальных размеров зарплаты, пенсий, ростом цен, безработицей. Негатив усугубляется сравнением социального положения большинства с высоким материальным статусом элиты. Общий пессимистичный настрой амурчан в отношении решения острых социальных проблем государством во многом продиктован пониманием недостатков отечественной системы управления (власти): руководство ориентируется не на результат, а на сохранение своей власти и на отчёты перед вышестоящими инстанциями, а также использование ресурсов организации в личных целях.

– Вы сами, как амурчанин, согласны с тем, что регион социально приуныл?

– Повторюсь, несмотря на понимание социальных проблем и нерешённость их со стороны государства, большинство всё-таки удовлетворено жизнью в регионе. Такая личная удовлетворённость редко связывается с развитием промышленности, вниманием президента страны к региону. Она связана с более близкими вещами: здоровьем близких, наличием работы, радостью от воспитания детей и даже чистотой собственного подъезда. И именно с этого начинается гражданская активность: навести порядок в парадной, покрасить лавочку, посадить цветы возле входа, выйти на субботник и т. д. И в этом плане люди активнее, чем кажется на первый взгляд.

Дефицит возможностей

– Конкурсы на выявление лучших и поднятие самооценки людей – это, конечно, хорошо. Но что, с точки зрения социологии, способно наиболее эффективно поднять уровень социальной активности и оптимизма? Что нас может вдохновить?

– Мой ответ вряд ли будет от социологии: уверенность в завтрашнем дне и твёрдая почва под ногами.

– Поводов для оптимизма областные власти, казалось бы, дают немало: и национальный космодром, и ТОРы, и газопровод, и благоустройство дворов и скверов, и превращение г. Свободного в современный мегаполис и ещё очень-очень много всего – но вселяет ли это действительно оптимизм?

– Это вселит в людей оптимизм только в одном случае, повторюсь: когда граждане поймут, что могут дать именно им эти объекты, какую пользу принесут. Пока же представления населения о полезности объектов размыты, а в отношении нового космодрома до недавнего времени существовал и открытый страх.

– Сейчас многие представители старшего поколения вздыхают: «Мы в своё время ехали и на целину, и в тайгу, и в такие дебри – на голом энтузиазме!» Как вы считаете, понятие подобного энтузиазма сегодня в обществе напрочь выветрилось, отмерло, заглохло – по отношению к тому же Дальнему Востоку?

– Энтузиазм – это своеобразная готовность (очень сильно выраженная) что-то делать. Но помимо готовности нужна ещё и способность, то есть объективные возможности, как собственные (здоровье, личные качества, профессиональные навыки), так и возможности среды (инфраструктура, наличие рабочих мест, социальные гарантии). А с последним у нас, к сожалению, проблемы…

– Кажется, кстати, что энтузиазм, в принципе, связан с той же социальной активностью – нет ли сегодня тенденции того, что общество особо не стремится проявлять какую-то активность? Не обленились ли мы? Иначе о каком оптимизме и энтузиазме речь?

– Активность ушла на более обыденный уровень: семья, дом, ближайшая к дому территория. Но именно эта активность не так заметна, как энтузиазм советского времени, о котором вы говорите. Но пройдитесь по дворам, загляните на территорию школ: вы увидите клумбы, самодельный декор в виде лебедей, мишек. Это создаёт вид города, который видят люди, но не массы. Это мы возвращаемся к инициативе Общественной палаты – эта инициатива и направлена на то, чтобы социальную активность увидели массы. Но я бы ещё показал не только героизм отдельных амурчан, но и обыденную активность народа.

Источник новости: http://2×2.su/society/article/sociolog-amurchane-dovolny-zhiznyu-v-regione-no-ih-157534.html