В Приамурье бизнесменам-одиночкам почти нереально получить субсидии из бюджета

В Приамурье бизнесмены из конкурсной комиссии сами себе присуждают победы?

Федеральное правительство ежегодно выделяет деньги на поддержку малого и среднего предпринимательства в регионах. Это и льготное кредитование бизнесменов, и предоставление гарантий, и проведение для предпринимателей разного рода мероприятий. О последнем, а точнее, о том, как проходил конкурс по их отбору, и пойдет речь. В редакцию портала 2×2.su обратился один из участников конкурса на такую вот поддержку. Он надеялся, что его опыт, возможности и неангажированность – преимущество в честной борьбе. Но оказалось, что тут игра посложнее шахматной.

Конкурс «на коленке»

«Идешь в предприниматели – должен осознавать степень риска своего шага», – это аксиома для бизнеса. Но разве не для снижения риска и поддержки рисковых людей, двигающих экономику страны, и выделяются средства государством? Правда, зело хитро выделяются – не каждый предприниматель проскочит в это игольное ушко и встанет в нужную очередь.

Первоначально средства на конкретный конкурс, фигурирующий в нашей истории, выделяются министерству экономического развития и внешних связей Амурской области. А уже непосредственно распределением мер поддержки МСП занимается подведомственная некоммерческая организация «Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Амурской области».

 

В Приамурье бизнесменам-одиночкам почти нереально получить субсидии из бюджетаВ Приамурье бизнесменам-одиночкам почти нереально получить субсидии из бюджета

На официальном сайте именно этой структуры 28 февраля 2019 года и появилась информация о проведении конкурсного отбора мероприятий с предоставлением субсидий из федерального бюджета. Это могли быть семинары, круглые столы, деловые игры, тренинги, выставочно-ярмарочные и иные мероприятия. Прием заявок проходил с 1 по 11 марта.

Уже на этом этапе возникли проблемы. Так, согласно положению конкурса, каждой заявке присваивается определенное количество баллов. Однако критерии, по которым это делается, на момент приема заявок опубликованы не были. Смешно сказать, но на их выработку у фонда ушло почти два месяца – март и апрель. А на формирование заявки, что, поверьте, большая работа для участников, всего неделя…

Это, к слову, вызвало другое нарушение: согласно все тому же положению заседание конкурсной комиссии проводится в течение 15 рабочих дней со дня истечения срока приема заявок. У комиссии получилось собраться только 26 апреля (и то со второго раза)! В составе были и чиновники, и представители бизнес-объединений, и предприниматели – для разносторонней и объективной оценки.

Решение о распределении средств было принято. Но что-то пошло не так…

Попытка № 2: дальше – больше

Для понимания произошедшего важно привести всю хронологию событий, так как в этой истории время – важный фактор.

Итак, 6 мая представители общественных объединений, в том числе те, кто был в комиссии, ознакомившись с результатами отбора, пришли к мнению, что нужно их или пересмотреть, или отменить.

А на формирование заявки, что, поверьте, большая работа для участников, всего неделя… 

Фото ru.depositphotos.com

Причин этому называется несколько:

– первая – претензии к составу конкурсной комиссии (из 16 ее членов только 4 представителя предпринимательских объединений и один собственно предприниматель);

– вторая – неясно, по каким принципам выбирали мероприятия (так и не смогли определиться за два месяца, похоже);

– и третья – спорность балльных оценок, которые дали мероприятиям некоторые члены комиссии.

Написали обращение к губернатору, и 8 мая губернатор поддержал – переделывайте. Комиссия в том же составе, что и раньше, собралась 13 мая вновь, отменила свое предыдущее решение по конкурсному отбору (формально это было сделано 15 мая) и тем самым прекратила свою деятельность.

Но нельзя же бросить распределение денег, так и не распределив! Нехорошо как-то! Объявили второй этап сбора заявок – с 13 по 15 мая. И заявки и первого, и второго этапов уже отбирали только пять человек – представители региональных отделений федеральных общественных объединений предпринимателей, а также совета по развитию малого и среднего предпринимательства при правительстве Амурской области.

16 мая итоговый список-смету сформировали и передали в фонд, а 17 мая его отправили в Министерство экономического развития РФ. Это важно, поскольку именно 17 мая было определено федеральным ведомством как крайняя дата представления документов.

Умеют же люди мобилизоваться в последний момент! Как тут не вспомнить про птицу-тройку, которую долго запрягают. Эх, российская ментальность!

Все эти пройденные во время тяжкого отбора перипетии представители фонда и общественные объединения под председательством «Опоры России» озвучили на круглом столе 22 мая. Объяснили, проще говоря, почему запрягали так долго и кто теперь помчится с бубенцами, ой, с деньгами то есть.

Тут может создаться впечатление, что организаторы специально затянули дальше некуда, а потом в спешке распределяли деньги. Вот почему так внимательно нужно смотреть на даты! Как и на состав победителей отбора – внимательно, вдумчиво смотреть.

«Мы – тоже бизнесмены»

Так, а что там с итоговым списком? Кого отобрали общественники? Удивительно, но в него попали мероприятия, организуемые тремя из пяти общественных объединений, принимавших окончательное решение. В частности, заявленные:

– председателем Амурского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Белобородовым Борисом Леонидовичем – на сумму 1 млн 890 тыс. рублей;Так, а что там с итоговым списком? Кого отобрали общественники? Удивительно, но в него попали мероприятия, организуемые тремя из пяти общественных объединений, принимавших окончательное решение. В частности, заявленные:

– президентом Союза «Амурская торгово-промышленная палата» Ельцовым Юрием Борисовичем – на сумму 1 млн 475 тыс. рублей;

– председателем регионального отделения общественной организации «Деловая Россия» Сафроновой Марией Анатольевной – на сумму 422 тыс. рублей.

Из общей суммы в 8,8 млн рублей, выделенной на конкурсный отбор, объединения предпринимателей определили под свои собственные мероприятия 3,8 млн рублей. Да, это те самые общественные организации, которые написали обращение к губернатору и затеяли сыр-бор с пересмотром итогов конкурса.

Имеющийся конфликт интересов прокомментировал Борис Белобородов (далее будет приведена длинная цитата, как того потребовал респондент):

«После проведенного пятью организациями отбора, его результаты были направлены в минэкономразвития [Амурской области]. Какие именно из отобранных нами мероприятий были переданы в Москву, нам точно неизвестно (еще на круглом столе 22 мая исполнительный директор фонда Татьяна Ситникова пояснила, что переданы были все отобранные мероприятия и они ждут согласования – прим. ред.).

В отборе мероприятий мы руководствовались несколькими факторами. Первое – ограничениями, о которых нам было сообщено устроителями конкурса. Нам сообщили, что мероприятия должны быть только конкретных видов – это автоматически означает, что не все заявки могли быть отобраны. (Изначально никаких ограничений по видам мероприятий не было, а в положении отбора даже были прописаны «иные мероприятия». Поэтому многие заявители просто потратили время из-за внезапно измененных министерством правил – прим. ред.). И второе ограничение – по суммам. Например, называю по памяти, в чем-то могу ошибиться, вебинары – не более 50 тысяч рублей, семинары – не более 100 тысяч рублей, круглые столы, тренинги, мастер-классы – не более 300 тысяч рублей, конференции – не более 500 тысяч рублей, форумы – не более 2 млн. Подробно причины, по которым бизнес-объединения не согласились с первоначальным решением комиссии по отбору, мы освещали на круглом столе (о них смотри выше – прим. ред.).

При выборе мероприятий мы, как представители бизнес-объединений, руководствовались только одним принципом: мероприятие должно быть направлено на решение актуальных вопросов малого и среднего предпринимательства Амурской области. Это главный был принцип. И дополнительный – мы постарались отобрать как можно больше мероприятий, поданных различными заявителями. Мы учли и отобрали заявки практически всех, но в том случае, если заявленные ими мероприятие попадали под перечень мероприятий, доведенных министерством. Кроме того, чтобы максимально учесть заявки, мы намеренно отсекли все мероприятия стоимостью более 500 тысяч рублей. Ну, например, в первом варианте решения комиссии, которое было потом отменено, было такое мероприятие, как предпринимательский форум «Территория бизнеса – территория жизни» и национальная премия «Бизнес-успех», заявителем которой было наше отделение «Опоры России». При повторном отборе мы это мероприятие намеренно отсекли. Это не значит, что мы не хотим его проводить, мы его очень хотим проводить. Но мы сделали это намеренно, чтобы дать другим возможность быть отобранными. Насчет «Бизнес-успеха» мы надеемся, что он будет проведен и каким-либо другим образом профинансирован.

Повторюсь, не все мероприятия, поданные нами, представителями бизнес-объединений, мы отобрали. Я привел пример «Бизнес-успеха», есть и другие примеры. Мы полагаем, и небезосновательно, что именно общественные объединения, представляющие интересы предпринимательского сообщества, отражают их в наиболее полной мере и знают, какие конкретно вопросы волнуют малый и средний бизнес Амурской области. Мы именно для этого созданы, для этого и работаем. Чтобы каким-то образом учесть интересы любых других заявителей, которые вполне объяснимо могут считать, что их мнение тоже должно быть услышано, есть два варианта действий. Первый – вступать в бизнес-объединения, доводить до них свое мнение по данным вопросам и пользоваться их возможностями, чтобы реализовывать свои мероприятия. И второй вариант (если первый не подходит) – быть на связи с бизнес-объединениями, активно с ними общаться, обмениваться информацией, доводить свою позицию».

Понятно, что объединяются люди, чтобы сообща решать общие проблемы, но главное, чтобы хорошая идея не приобретала гротескных форм типа: «Хотите участвовать в распределении бюджетных средств – дружите с нами».

Слушать свое сердце?!

Победитель, наверное, всегда прав, но ведь и критика бывает здоровой. Вот, например, мнения других предпринимателей – неучастников общественных объединений:

Директор экспертно-консалтингового центра «Амур-Тест» Анна Воронина

Фото ИД “Дважды два”

– Для меня критерий «значимость» видится крайне абстрактным. К нам, к примеру, приходят предприниматели с техническими условиями на продукцию, которые разработаны в 2001-2005 годах. Мы понимаем, что такая продукция не может быть конкурентоспособна: сейчас совершенно новые требования, – поделилась своим мнением на круглом столе директор экспертно-консалтингового центра «Амур-Тест» Анна Воронина. – Когда с такими техническими условиями предприятия заходят в рамки государственного контроля и надзора, они получают огромные штрафы за несоответствие современным законодательным нормам. Минимальная стоимость самого простого технического документа – 10 000 рублей, для малого бизнеса это значимая сумма. И наша заявка касалась как раз этой работы с предпринимателями. Поэтому считаю, что под значимостью проблемы следует выделять конкретные критерии: повышение прибыли, повышение профессионального уровня работников, продвижение продукции на рынке и т. д. Кроме того, они должны быть ранжированы. Это во-первых. Во-вторых, если кто-то из комиссии участвует в конкурсе как заявитель, он может присутствовать в ней только как наблюдатель. Хотелось бы, чтобы принцип беспристрастности соблюдался. В-третьих, мероприятия должны быть комплексными. К примеру, сфера туризма очень широкая – это и классификация гостиниц, и пожарная безопасность, и многое другое.

Спасибо за идеи

Кстати, в ходе круглого стола представителями фонда было озвучено, что конкурсный отбор являлся, по сути, отбором идей, а не уже готовых проектов. Об этом же сказал Борис Белобородов. Этого от региональных министерств потребовало Минэкономразвития России. По сути это открывает дорогу крупным компаниям западной России. Будут ли местные конкурентоспособны?

И почему изначально в положении конкурса не отражено разделение «мероприятие» и «исполнитель», и по каким критериям будет проходить отбор тех самых исполнителей на мероприятия 2019 года? Ответа не последовало. Ну и сами подумайте, многие ли из наших предпринимателей согласятся проводить чужие мероприятия, не понимая специфики, масштаба и рисков?

– Конечно, именно заявитель в наибольшей степени понимает, какое мероприятие он бы хотел провести, однако, если внимательно посмотреть на отобранные темы, то там все понятно, и любой желающий может это реализовать, – считает Борис Белобородов. – Причем юридически он вправе это сделать – это хорошо, это конкуренция.

Действительно, на сайте фонда на некоторые мероприятия уже собирают заявки от исполнителей услуг. Времени на подготовку заявки дают до пяти рабочих дней, иногда меньше, и за это время предприниматель должен полностью просчитать, сможет он осилить мероприятие или нет. Когда объявят тот или иной сбор, непонятно – общего-то плана мероприятий нет. А тот, кто мероприятие изначально заявил, – конечно, у него все готово! Поэтому в таких условиях конкуренция выходит так себе…

«Информация, получается, фактически закрыта, толком до участников процесса не доводится! Какая тут честность и конкуренция?!» – делают выводы обратившиеся в редакцию участники. Результат узнать можно, а как он получился – непонятно. Фото протокола с итогами – это не развернутый ответ, как так получилось и почему. Есть над чем задуматься…

И стоит ли в это ввязываться? Деятельность предпринимателей, конечно, рисковая, но правила игры, как оказалось в данном случае, выдумывались и выдумываются на ходу. Так что еще неизвестно, кому во всей этой ситуации повезло…

Запрос в министерство

Проведение конкурсного отбора утвердило своим приказом министерство экономического развития и внешних связей Амурской области. И еще 28 мая редакция направила запрос этому государственному органу с десятком вопросов. За 2 недели, что чиновники готовили ответ, они смогли предоставить лишь отписку – сколько и куда выделено бюджетных денег. Всё! Хотя в запросе, например, присутствовала просьба прокомментировать – не видит ли министерство в итоговом решении коррупционных проявлений. Текст ответа процитируем:

Запрос от ИД "Дважды два"Запрос от ИД "Дважды два"Ответ на запрос министерства экономического развития и внешних связей Амурской областиОтвет на запрос министерства экономического развития и внешних связей Амурской области

«В текущем году впервые выбор мероприятий осуществлен с учетом мнения и предложений общероссийских бизнес-объединений, осуществляющих деятельность на территории Амурской области. В случае наличия вопросов о мероприятиях, отобранных представителями бизнес-сообщества, предлагаем за разъяснениями обратиться непосредственно к ним».

Конечно, зачем разбираться?.. А ознакомиться с довольно развернутым ответом представителя одного из объединений вы уже смогли. Интересно, заинтересуются ли компетентные органы? Захотят ли они проверить законность проведенного конкурсного отбора и всей системы распределения на местах федеральных денег, выделенных на поддержку предпринимателей?

Портал 2×2.su будет следить за ситуацией.

Мнение эксперта:

Валентин Орлов, заместитель руководителя ООО «Бизнес-советникъ»:

– В случае, описанном в материале, не применимы те положения, которые относятся к госзакупкам, поскольку данные процедуры проводятся по внутренним положениям, и «закупочные» законы 44-ФЗ, 223-ФЗ здесь не применимы. А согласно же внутренним положениям и документам сроки соблюдались.

Как-то комментировать тезис: «Не нужно ли было отменить конкурс совсем, раз правила изменились?» я бы не стал. Это ведь не публичные процедуры, и давать комментарий, когда не знаешь, элементарно правовой базы, по которой организованы процедуры – сложно. Госзакупки – это открытое мероприятие и там всё публично, понятно. Здесь внутренняя, локальная история и из тех данных, которые есть какие-то выводы делать я бы не стал.

Как я понял, напротив, ситуацию пытались повернуть в сторону предпринимателей. Безусловно, поскольку в этом году изменились порядки распределения средств на организацию мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, вначале были определенные вопросы и недопонимания. Однако, уже после проведения встречи с предпринимательским сообществом ряд вопросов снялся, были объяснены причины задержек, дальнейшие условия и порядок проведения процедур. Как было сказано на встрече с предпринимателями – было дано «добро» от губернатора области и комиссия собралась повторно. Стало быть, правовые основания на это были.

Кстати

Подведомственные организации Минэкономразвития и внешних связей Амурской области, созданные, чтоб поддерживать предпринимателей:

  • Фонд содействия кредитованию
  • Центр «Мой бизнес», куда входит Центр поддержки предпринимательства и Центр кластерного развития
  • Центр поддержки экспорта
  • микрофинансовая организация (в процессе создания)

 

Одно из объявлений на сайте предполагает, что заявки можно подать в… выходные дни. Да вот только фонд не работает…

 

Источник новости: http://2×2.su/society/article/v-priamure-biznesmenam-odinochkam-pochti-nerealno–156871.html