Идем на экспорт: как амурский товар попадет в Китай?

Наши соседи положительно относятся к импорту товаров из-за границы. Они априори выбирают заграничный товар, а не свой

Круглый стол «Экспорт продукции АПК амурских производителей в страны АТР» был полезен для предпринимателей и экспортно ориентированных сельскохозяйственных организаций.

Интересным наблюдением поделился генеральный директор Международной торгово-транспортной компании «Делазия», вице-президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателейСергей Алмазов:

– Из года в год структура экспорта из России меняется. Например, в 2013 году пользовались большим спросом российские энергоресурсы и полезные ископаемые, а в 2014 за рубеж поехали наши стиральные машины, что удивило даже некоторых российских экономистов. Что касается структуры импорта, то если в 2015 году сохранялась большая доля ввоза в Россию готовой одежды и обуви, то сейчас увеличился импорт тканей и фурнитуры для пошива одежды. Это говорит о том, что легкая промышленность в РФ набирает обороты. А с 2018 года нам начали поставлять станки, комплектующие, машины, в России стали открываться новые сборочные производства.

Амурская соя за рубежом

Была отслежена динамика в различных сферах экспорта за прошедшие 2 года.

По итогам 2018 года сельскохозяйственное сырье и продовольственная продукция впервые вышли на первое место в структуре экспорта Амурской области и составили почти 170 млн долларов США. По отношению к 2017 году рост составил 66 процентов, – сказал министр сельского хозяйства Амурской области Олег Турков. – В приоритете у наших иностранных покупателей, конечно же, соя. Так, за прошлый год вывезено 417 тысяч тонн сои. Это почти в 2 раза превысило вывоз сои за 2017 год. Главный покупатель соевых бобов – Китай, но сою также приобретали у нас Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и Монголия. Держаться на этом же уровне экспорта сои мы можем до 2024 года, а при поддержке правительства и соответствующем спросе у покупателей вполне возможно увеличение экспорта до 800 тыс. тонн в год. Хотя наши аграрии могут производить сои гораздо больше – до 2 млн тонн в год.

Радует то, что доля соевых бобов (как сырья) в экспорте соевой продукции уменьшается, а продукты ее переработки увеличиваются. Однако в этом вопросе не все зависит от нас, экспортеров. Например, китайские покупатели хотят приобретать только чистую сою для дальнейшей самостоятельной переработки. А шрот и продукты кормопроизводства не покупают. С нашей стороны ведется работа по изменению структуры экспорта сои в сторону увеличения продуктов переработки. Но эту проблему не в силах решить на региональном или даже на федеральном уровне. Это решение китайского правительства, поскольку соевые бобы для них приобретать намного дешевле и выгоднее.

Вторую позицию после бобов в структуре экспорта сои занимает соевое масло. За прошлый год его продано 38 тысяч тонн. Больше всего – в КНР, кроме того –  в КНДР и Беларусь. Но в первом квартале этого года появился новый покупатель – Вьетнам.

Конечно, наш главный партнер – это Китай. Эта страна готова покупать у России сою и соевое масло, но нам бы хотелось увеличить поставки туда и пшеницы, и ячменя, и кукурузы. Жизнь не стоит на месте, и зацикливаться на одной стране нельзя. Необходимо продвижение сельскохозяйственной продукции, в частности соевой, в Японию и Корею, учитывая все нюансы работы с этими странами. Увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции в Амурской области будет выгодно только, если увеличится соответственно и спрос на нее в других странах для экспорта.

С 2019 года Китай открыл границу для нашей молочной продукции, замороженного мяса птицы. Надеемся, что когда-нибудь Китай откроется для поставок свинины, баранины, говядины. Сейчас пока эту продукцию ввозить в Китай не разрешено.

Президентом России В. Путиным перед российскими экспортерами поставлена задача: увеличить к 2024 году экспорт сельскохозяйственной продукции не менее чем в 2 раза. А значит, и наша Амурская область должна это сделать. Потенциал Приамурья достаточно большой, мы можем произвести продукции в два и более раза.

Почему Китай?

Продолжая разговор об экспорте, Сергей Алмазов постарался разобраться: почему Китай? Почему именно туда на экспорт уходит больше всего продукции из России?

Фото ИД “Дважды два”

Во-первых, потому что там большая численность населения (1,43 млрд человек – это довольно много!). Во-вторых, Китай – наш сосед. В-третьих, китайцы положительно относятся к импорту товаров из-за границы. Более того, они априори стараются выбирать импортный товар, а не свой, китайский. В-четвертых, уровень потребления ввозимых товаров растет. В-пятых, средняя заработная плата в Китае значительно выше, чем в России, а значит, и покупательская способность выше.

Есть еще один нюанс – китайцы любят экологически чистую продукцию, свежую, без консервантов. Но продукты, в которые не добавлены консерванты, не могут храниться долго. А это очень важно при транспортировке в Китай. К сожалению, пока мы не можем отправлять туда скоропортящиеся продукты, так как за время прохождения всех процедур сертификаций и проверок продукт без консервантов попросту испортится.

Особенности национального менталитета

Перед тем как пытаться заводить свою продукцию в Китай, необходимо выяснить, насколько она нужна там, да и вообще за рубежом. Кроме того, надо быть готовым к тому, что для продажи товара в Китай, возможно, придется поменять стиль, дизайн, упаковку, а, возможно, даже и название продукта. Настолько мы разные. И то, что нравится нам, может отпугнуть китайских потребителей.

Китай – страна символизма. Отправляясь завоевывать китайского потребителя, лучше поинтересоваться заранее, а не является ли наша красочная этикетка, слово в названии, цифра или логотип каким-то опасным символом в китайской культуре. Так, например, было с продукцией, на этикетке которой красовались милые птички – совы… Эту продукцию, какой бы классной она ни была, отказались покупать как раз из-за того, что сова – символ смерти в Китае. И, кстати, не только в Китае.

При поиске клиентов для экспорта своего продукта надо учитывать порою и анатомические особенности жителей страны. Например, продавая средства косметики и парфюмерии, надо помнить, что структура человеческого волоса у китайцев и русских разная! А значит, химический состав шампуней или краски для волос должен тоже быть разный. Так же обстоит дело, например, с тональным кремом или маскирующими пластырями – попробуйте экспортировать в Африку крем или пластыри цвета ivory («слоновая кость»), они там просто никому не нужны.

Двигатель торговли

А теперь о рекламе. Китай занимает одно из лидирующих положений в мире по покупкам через интернет. Что это может значить для нас как экспортеров? То, что искать покупателей в Китае надо тоже через интернет. «Таобао», «Алибаба» – наиболее популярные интернет-площадки для купли-продажи товаров в Китае. Поэтому регистрация на этих площадках и размещение своей продукции только ускорит поиск клиентов.

Различные международные выставки, ярмарки, форумы – прекрасное место для демонстрации своей продукции или услуг. Именно здесь происходит масса новых знакомств, дегустация и осмотр продукции напрямую, без посредников. И такую возможность тоже нельзя упускать.

Возвращаясь к национальным особенностям китайцев, нельзя забывать и том, как они любят строить деловые отношения. Китаец никогда не заключит договор купли-продажи товара сразу только потому, что он ему понравился. Сначала – подробное знакомство с владельцем, вопросы о семье, жене/муже, детях и родителях, о работе, здоровье, затем встреча за чашкой чая или поход в ресторан и уж потом переход, как говорится, к делу, то есть к товару, и заключение контракта.

Кстати, завозя товар в Китай, надо помнить, что российские и даже международные сертификаты качества там не являются действительными. И продукция, и упаковка будут проходить сертификацию заново, по местным правилам. А начинать бизнес надо с регистрации своей торговой марки именно там, в Китае.

Но, несмотря на отдельные особенности ведения бизнеса в Китае и его нюансы, считается, что вести бизнес там проще. И подтверждение тому – многочисленные российские торговые марки, успешно продающие свою продукцию в Поднебесной.

 

Источник новости: http://2×2.su/society/article/idem-na-eksport-kak-amurskiy-tovar-popadet-v-kitay-155410.html