От ресторана – в герои Советского союза

Добровольцем на фронт амурчанин пошёл сразу после митинга

С именами славных бойцов Великой Отечественной войны, имевших некоторое отношение и к Амурской области, нас  знакомит белогорский краевед Валентин Голубев:

– Быстро промчались весёлые годы учёбы, и летом 1938 г. учащийся Томского техникума общественного питания Лаврентий Деменков начал работать заведующим рестораном на ст. Юрга.

«Чем кормишь?»

Должность у Лаврентия Васильевича невысокая, но очень ответственная. Но к работе только-только привык – повестка в ряды Красной армии. Отправляют на Дальний Восток на станцию Куйбышевка-Восточная (будущий Белогорск) – в местный ж.-д. строительный батальон.

Прибытие такого специалиста очень обрадовало комбата Уласовца:

– Чем будешь кормить, товарищ боец?

– Продовольственный ассортимент такой: хлеб из ржаной и обойной муки, мука пшеничная второго сорта, крупа разная, макароны-вермишель, мясо, рыба, масло растительное, сахар, чай, соль, овощи, махорка, спички, курительная бумага. Горячая пища – утром до рассвета и вечером после заката. Любимые блюда, которые будут готовиться на полевой кухне: кулеш (жидкая каша с мясом), борщ, щи, тушёный картофель, гречка с мясом. Причём из мяса будет преимущественно говядина – в варёном или тушёном виде. Офицерам и старшинам – продукты или трёхдневный сухпай, – отчеканил Деменков.

– Ну что ж, начинайте! – пожал солдату руку командир.

С обязанностями шеф-повара Деменков справлялся неплохо, несколько раз получал от комбата благодарности. К концу службы начальник станции уговорил Лаврентия после демобилизации поработать на станции Куйбышевка-Восточная директором ж.-д. ресторана. Осенью 1940 г. взялся за дело. Теперь поезда, проходящие через эту станцию, специально удлиняли стоянку. За это время в ресторане вокзала можно было вкусно поесть, и за приемлемую плату. Также на перроне практически круглосуточно работал ларёк с обедами и выпечкой.

Всё шло своим чередом. Но однажды утром, 23 июня, на площади перед вокзалом состоялся митинг, посвящённый началу войны с фашистской Германией. Лаврентий со своими поварами тоже внимательно слушали выступления ораторов. В конце митинга желающие немедленно идти в армию, чтобы громить проклятого врага, двинулись в военкомат. С ними пошёл и Деменков. Военком, узнав, где работает Лаврентий, предложил ему ехать на учёбу в Омское военное офицерское училище:

– У вас же среднее образование, а в Красной армии не хватает командиров.

Лаврентий согласился, и через неделю поезд помчал его в Омск, даже в родной Томск заехать не удалось. Учёба была напряжённой, и в 1942 г. Деменков в звании лейтенанта отправился на фронт.

Раны – госпиталь – фронт

Своё боевое крещение молодой лейтенант принял под Тихвином (Ленинградская область), командуя стрелковым взводом и проявив высокие командирские качества. В одном из боёв его тяжело контузило. После госпиталя Лаврентий Васильевич вновь отправился на фронт – Ленинградский. С ротой автоматчиков он неоднократно ходил в разведку в тыл врага. В одной из таких вылазок Деменкова снова тяжело ранило. Его нашли только на вторые сутки.

За время боёв Лаврентий Васильевич заслуженно прослыл смелым, опытным разведчиком. Его наградили орденом Красной Звезды, приняли в ряды компартии. Особо отличился он в 1944 г. – 21 июня командование части поручило ему возглавить штурмовую группу и переправиться с ней через р. Свирь (в рамках Выборгско-Петрозаводской стратегической наступательной операции, которая завершила битву за Ленинград – Ред.), захватить плацдарм и удерживать его до подхода главных сил. В этих боях Деменкова вновь тяжело ранило, но он не покинул поля боя, выполнив приказ командования.

Лаврентий Васильевич возглавил группу добровольцев из стрелков и приданных взводу сапёров. Ползком и короткими перебежками от одного укрытия к другому воины подобрались к вражескому дзоту и забросали его гранатами.

Из воспоминаний самого Деменкова: «Звание Героя Советского Союза мне присвоили за июньскую операцию по прорыву долговременной и сильно укреплённой обороны финнов с форсированием р. Свирь в районе г. Лодейное Поле Ленинградской области. Командование приказало возглавить одну из групп прорыва обороны. Передний край противника был укреплён множеством железобетонных дотов, из которых простреливался каждый метр нашей обороны и водная поверхность реки. В этой обстановке штурмовой отряд должен был форсировать Свирь, уничтожить противника на берегу, захватить дорогу в 1,5 км от берега и, удерживая её, обеспечить ввод в бой основных наших сил на этом направлении. Враг открыл ураганный огонь по переправляющимся. Но отряд всё же переправился на другой берег. Противник встретил нас сильным огнём из орудий, миномётов и автоматов. Вдоль берега реки сплошь были минные поля. Под огнём сапёры проделали проходы, по которым отряд преодолел заграждения и, продолжая вести бой, подошёл к следующему рубежу обороны в 500 м от реки. Вновь встретились минные поля, лесной завал и проволочные заграждения. Из глубины был виден дзот с пушкой и тремя пулемётами, которые непрерывно поливали огнём наших солдат. Силы убывали, появились раненые. Красноармеец Леонид Асеев вызвался уничтожить дзот противника. Более часа напряженного ожидания – и вдруг взрыв, второй!.. Цепь бойцов ринулась в бой. Мы заняли намеченный рубеж, «оседлали» стратегическую дорогу и удерживали её в течение 10 часов до наступления темноты и подхода основных наших войск. Мы дрались насмерть. Враг переходил в неоднократные атаки, наши отбивались. С позиции не уходили даже раненые. Связь с нашими войсками была прервана, оставались только сигнальные ракеты. Враг сжал «кольцо» примерно до 100 м, слышались команды: «Русс, сдавайся! Сохраним жизнь, ваше делопроиграно!» Но отряд держался – и выстоял. В бою многие мои боевые товарищи погибли. Оставшиеся в живых были награждены орденами, Лёня Асеев и я получили звание Героя Советского Союза. Асеев был тяжело ранен, но вылечился, и мы встретились в конце 1944-го в штабе армии. Его направили в военное артиллерийское училище».

После очередного госпиталя Лаврентий Деменков в декабре 1944-го вернулся в г. Юргу и работал в райвоенкомате. А через два года, уже после войны, партия направила ветерана в органы госбезопасности в Кемерово, где он безупречно отработал до 1960 г. Затем в звании подполковника вышел в отставку и уехал в Воронеж, где работал начальником отдела кадров НИИ связи. Скончался Деменков в ноябре 1993 г.

Имени героя нет не только на Аллее Славы в Белогорске, но и на областном мемориале Победы в Благовещенске. Почему? Непонятно. Он же призывался на фронт из Амурской области, значит – наш!

 

Источник новости: http://2×2.su/society/article/ot-restorana—v-geroi-sovetskogo-soyuza-153516.html