«Коллеги уходили после первой зарплаты»: молодые учителя честно рассказали, от чего еще у них слезы наворачиваются

Почему учитель превращается из авторитета в обслуживающий персонал и почему педагогам не хватает времени на детей, разбирался портал 2×2.su

Портал 2×2.su поговорил с учителями, которые только начали свою трудовую деятельность, о том, как их принимает современная школа.

Коллеги уходили после первой зарплаты

Благовещенка Елена после выпуска из университета почти два года проработала учителем начальных классов в сельской школе. Девушка уволилась из образовательного учреждения почти год назад и вспоминает свою работу с неоднозначными чувствами.

– Настрой на работу у меня был боевой, – рассказывает бывший учитель. – Но со временем я узнала подводные камни профессии. По часам нагрузки было немного, а вот бумажной работы хватало – проверка тетрадей, планы на учебный год, социальные паспорта учащихся, заполнение анкет, обзвон родителей. В итоге получалось так, что на детей-то и времени оставалось мало.

Плюс ко всему к молодым учителям относились с недоверием. Особенно это чувствовалось со стороны родителей учеников.

– Многие считают, что настоящий учитель только тот, у которого уже есть свои дети, – с улыбкой вспоминает Елена. – Дети же, наоборот, любят молодых педагогов, можно сказать, что мы с ними на одной волне. Но, несмотря на это, я разочаровалась в профессии учителя. Я шла в педагогику с настроем на работу с детьми, на повышение качества их образования, но на самом деле все делается для галочки, для отметок, для рейтинга.

Зарплата тоже Елену не устраивала. В первый год по коэффициенту молодого специалиста она получала около 19 тысяч рублей, во второй год с уменьшением коэффициента зарплата резко упала до 16 тысяч рублей.

– Как раз был День учителя. Мы получили первую зарплату в новом учебном году со слезами на глазах, потому что она была меньше, чем в прошлом году, – вспоминает наша героиня. – В тот момент я подумала, что тот объем работы, который я выполняю, вообще не вознаграждается. А стоит ли оно того? С такой зарплатой ты просто ищешь повод, чтобы уволиться.

Но этого можно было бы избежать, если бы в школе Елены хорошо работала система наставничества. Дело в том, что старшие коллеги только на бумаге обозначали свое наставничество, а по факту не помогали молодым учителям.

– Нам могли бы объяснить, что, для того чтобы получать зарплату больше, нужно сдавать на категорию, а мы просто этого не знали, – жалуется Елена. – Например, моя подруга работает в городской школе, так там наставники чуть ли не за руку водят молодых учителей, чтобы те собирали документы на категорию. А у нас на молодежь просто закрывали глаза.

Елена доработала учебный год и в мае прошлого года ушла из школы, сейчас она трудится совсем в другой сфере. Родительский комитет класса с пониманием отнесся к ее решению уйти, но были и те родители, которые в спину говорили: «Вы думаете только о себе, а о наших детях нет». На место Лены пришел педагог с опытом работы, сама же девушка говорит, что просто не смогла мириться с современной системой образования. И так поступило большинство молодых педагогов, которые одновременно с ней пришли работать в ту школу. Кто-то из них даже и учебный год не доводил, уходил после первой зарплаты.

Вместо учеников работаешь с бумагами

Учитель начальных классов благовещенской школы Надежда также считает самым главным минусом в работе учителя заработную плату.

– Я шла работать в школу с позитивным настроем, в итоге коллектив, родители и дети меня приняли хорошо – проблем во взаимоотношениях у меня нет, – говорит девушка. – Но самая острая проблема – это зарплата, ее недостаточно. Я получаю 20 – 21 тысячу рублей, и ладно бы платили за работу с детьми, так в основном нам приходится работать с бумагами. Отчетов много, а по сути они делаются только для галочки, они никому не нужны.

А ведь это занимает много времени.

– Но у меня же в классе 32 ребенка, которым нужно уделять внимание, работать в идеале с каждым, иногда физически не успеваешь этого делать, нагрузка просто колоссальная, – говорит молодой педагог.

Нагрузка у нее максимальная, она ведет у своего класса все предметы, кроме английского языка. Но некоторые ее коллеги берут подработку в учебных заведениях дополнительного образования, чтобы заработать.

– Всех волнует недостаток в деньгах, – говорит Надежда. – Я же сейчас собрала документы на получение первой категории, это хоть и небольшая надбавка к зарплате, но все-таки помощь молодому учителю. В целом Надежда в профессии учителя не разочаровалась, потому что она хотела быть педагогом и целенаправленно получала педагогическое образование. Девушка уверена, что все приходит с опытом и со временем даже вопрос с зарплатой решится. Когда она только пришла работать в школу, педагоги старой закалки смотрели на нее свысока, считая, что теперь молодежь совсем не учат профессии, но, познакомившись и увидев стремление молодого педагога, изменили свое отношение.

Детям ничего не интересно!

Другая наша героиня, Екатерина, работает первый год учителем русского языка и литературы в школе Благовещенска. Девушка признается, что шла работать учителем, сняв всякие «розовые очки».

– Я знала, что в детей нужно вложить много сил и эмоций, что они не ангелы и придется потрудиться, – говорит Екатерина, – но у меня была надежда стать интересным учителем. Не тем, кто приходит и рассказывает программу по листочку, а кто делает урок интересным. Я хотела использовать технологии, заинтересовывать детей фильмами, вносить что-то новое в обучение.

Вместе с Катей в ее школу устроились порядка 10 начинающих педагогов, поэтому молодой десант хорошо чувствовал себя в коллективе. Да и в целом руководство школы тепло встретило новичков, но, как говорится, до поры до времени.

– Я не стала брать много часов, – поясняет Екатерина, – думала дать себе время войти в курс дел, адаптироваться. Да и молодым учителям большую нагрузку по часам не ставят. А вот дополнительной работой, за которую не платят, нагружают. Например, меня поставили секретарем профсовещаний и педсоветов. Эта работа не оплачивается, за нее только дают 10 отгулов в год. Но, на удивление, я довольна своей зарплатой. В среднем я имею 20 – 25 тысяч рублей в месяц, не думаю, что в других сферах я бы получила больше.

Интересно, конечно, по мнению Кати, происходит оплата классного руководства – всего тысяча рублей в месяц, в то время как работа с классом проделывается колоссальная.

– Работа с детьми – это вообще отдельный разговор, – улыбается Екатерина. – Все, конечно, зависит от возраста ребенка. Я веду два 5-х и один 7-й класс. Пятиклашки заглядывают в рот, ловят каждое слово, обнимают перед уроком – у них более теплое отношение к молодым учителям, мы им как мамы. Подростки же показывают характер. Например, мои первые уроки пытались сорвать, но я показала, кто в доме хозяин, и сейчас в целом все хорошо. Хотя есть дети, которые до сих пор относятся ко мне как к подружке, пишут в социальных сетях на ты. Но это, я думаю, зависит от самого ребенка и его воспитания, потому что у других семиклассников отношение уважительное.

Скоро будет год, как Екатерина работает в школе.

– Сейчас работа педагога – это сфера обслуживания, – с грустью в голосе говорит героиня. – Ладно, дети к нам потребительски относятся, но и от родителей идет такое же настроение. Есть пример, когда родители, чтобы проверить работу учителей, ходили на уроки, вели запись, смели комментировать действия учителей. А другие приходят и спрашивают у учителя, почему он поставил двойку. Да и в мое время, если учитель поставил двойку, значит было за что. А теперь это может оспариваться. Это ведь такое унижение для педагога!

И те мечты, которые были у Кати в начале работы, рассыпались, как пепел.

– Сколько я ни пыталась, детям ничего не интересно, – говорит педагог. – Они хотят только одного – ничего не делать. Уроков не будет – ура, домашки не задают, и так во всем. Решила отойти от школьной программы, почитать им Стивена Кинга на уроке – такое напряжение в повествовании, поднимаю глаза: половина класса в телефоне, вторая половина – веселятся над тем, как я читаю. Вывод: как бы я ни старалась, им ничего не хочется. И я начинаю понимать учителей, которые просто выдают материал без эмоций. Так наступает разочарование, плюс большое нервное напряжение, постоянно находишься под гнетом администрации, родителей и т. д. Это тяжело. 

Были даже моменты, когда Екатерина писала заявление на увольнение, но потом забрала его, потому что, несмотря на минусы, она еще верит в профессию учителя.

 

Источник новости: http://2×2.su/job/article/kollegi-uhodili-posle-pervoy-zarplaty-molodye-uchi-151766.html