Благовещенская бизнесвумен: «Я стала жертвой рейдерского захвата»

Амурская бизнес-леди утверждает, что бывший клиент пытается отнять у нее базу хранения нефтепродуктов

В начале декабря прошлого года в социальных сетях появилось видео: в течение пяти минут предпринимательница из Благовещенска убедительно рассказывала, как давний партнер по бизнесу пытается «отжать» у нее нефтебазу. Несведущему человеку может быть понятно не все, но стоит хоть немного вникнуть в ситуацию – и волосы на макушке шевелятся. Потому что все выглядит так, будто прямо сейчас в нашем городе происходит жестокий рейдерский захват. Но так ли все просто?

А было ли топливо

Женщину на видео зовут Мария Витальевна Харченко. Она как индивидуальный предприниматель руководит базой нефтепродуктов в Амурской области. Три года назад ее услугами стала пользоваться компания «Бензо» под руководством Сергея Александровича Невзорова, Артема Александровича Матвеева и Максима Александровича Матвеева. Как рассказывает сама предпринимательница, с компанией она работала на доверительных отношениях. Однако это доверие обошлось боком.

– Год назад они подходили ко мне с предложением продать нефтебазу, – вспоминает Мария Витальевна. – Я отказалась, и после этого Сергей Невзоров завел еще две фирмы: «Бензо-Транзит» и «Гсм-ОПТ». По выпискам из реестра и учредительным документам видно, что эти организации взаимосвязаны. Это сейчас я понимаю, что ему нужно было меня запутать. Для этого он начал перекладывать продукты внутри моей базы между своими компаниями.

По мнению Марии Харченко, образовавшаяся в результате путаница стала одним из первых шагов серого рейдерского захвата. Активные действия начались в августе прошлого года. Сергей Невзоров предъявил  Марии Харченко требование предоставить хранящиеся на базе и принадлежавшие ему нефтепродукты.

– Выдачу нефтепродуктов прекратили с 1 октября, – рассказывает сам Сергей Невзоров. – Мы обратились к ней [Марии Витальевне Харченко] с вопросом, на основании чего нам отказано в отпуске топлива. Официально на наше письмо она так и не ответила, а на словах ссылалась на то, что топлива нет на хранении. Спустя неделю, в субботу, к ней на базу пришло еще пять вагонов нашего топлива, по телефону она подтвердила: «Топливо приняли». А в понедельник машины не смогли даже это топливо забрать, якобы его на базе нет. Подскажите, куда оно могло деться с субботы на воскресенье?

На этот вопрос у Марии Витальевны есть готовый ответ – эти вагоны она принимать отказалась, их переадресовали на другие станции в Белогорске и Моховой Пади. Впрочем, с этим Сергей Невзоров не спорит: действительно, часть вагонов с топливом так и не попали в Екатеринославку, но перед этим пять вагонов были доставлены и приняты, а после пропали.

Слова против документов

Мария Витальевна называет этот топливный долг выдуманным, хотя по документам он выглядит вполне реальным. Из определения об обеспечении иска Арбитражного суда Амурской области и из решения шестого Арбитражного апелляционного суда в Хабаровске следует, что компания «Бензо» представила доказательства своей правоты. В частности, в материалах дела имеются акты МХ-1 (акт приема-передачи товарно-материальных ценностей на хранение – прим. ред.), которые подтверждают передачу на хранение топлива общим объемом около 2502 тонн и стоимостью порядка 130 миллионов рублей. А вот актов МХ-3, которые подтвердили бы отпуск топлива с базы, нет.

– Их не существует, как не существовало и актов МХ-1, которые появились в результате фальсификации, – утверждает Мария Витальевна. – Что вход, что выход этого топлива осуществлялся на основе доверительных отношений.

У обвинений в фальсификации есть свои основания. Во-первых, предпринимательница подозревает одного из сотрудников в промышленном шпионаже, причем этот сотрудник имел доступ к печати. Во-вторых, женщина самостоятельно, не в рамках следствия, оплатила проведение судебно-почерковедческой экспертизы. В распоряжении редакции имеется копия заключения специалиста о том, что подписи от имени Марии Харченко, вероятно, выполнены вовсе не ею. Впрочем, и это еще не является доказательством промышленного шпионажа и не снимает с индивидуального предпринимателя подозрений.

– Я даже прокомментировать это не могу, – отвечает на эти обвинения Сергей Невзоров. –  Если был бы шпионаж какой-то, компания не понесла бы такие колоссальные убытки. Мы в суде уже которое заседание сидим, документы приносим коробками. У нас вся хозяйственная деятельность отражена. А от них – ни одного документа, только слова: «забрали», «вывезли», «воры».

Как рассказал соучредитель ООО «Бензо» Максим Матвеев, подделать акты МХ-1 практически невозможно. Изложенные в них данные тесно связаны с другими документами о поставке и транспортировке этого топлива, например дочерними организациями «Роснефти». Все вместе они представляют собой колоссальный объем бумаг, который в самом деле занимает несколько коробок.

– Ни о каких доверительных отношениях речи и идти не могло, – уверяет Сергей Невзоров. – У нее же в договоре прописано, что отпуск нефтепродуктов осуществляется исключительно по доверенностям либо по распоряжениям и актам приема-передачи хранителя этого топлива. По моему звонку без доверенности она не могла это топливо отпускать.

На момент доследственной проверки исследование подписи Марии Харченко еще не провели, так что правоохранительные органы нашли все основания для возбуждения уголовного дела в отношении предпринимательницы. Они усмотрели признаки, предусмотренные частью 4 статьи 159 УК РФ «Мошенничество». Однако постановление о возбуждении уголовного дела Мария Харченко получила не сразу. Сначала были обыски, допрос, ходатайства.

– Во время допроса у меня сложилось впечатление, что следователь даже не видел дело, – добавляет Мария Витальевна. – Я спросила у него, какую правовую оценку он дал документам на вывоз топлива – доверенностям на вывоз и распоряжениям хранителей, которые я предоставляла. А он говорит, что их не видел.

Работа встанет – и конец

Сейчас индивидуальный предприниматель Мария Харченко по-прежнему находится под подозрением. Часть имущества, хранящегося на принадлежащей ей базе, арестована, в ходе обыска в ее квартире изъята компьютерная техника. Также во время обыска были изъяты денежные средства суммой 105 тысяч рублей. Все это следует из обращения Марии Витальевны к губернатору Василию Орлову.

Ситуацию осложняет требование «Солид Банка» досрочно погасить кредит компании «ТрансОйлСервис», поручителем по которому является Мария Харченко. При этом кредит оформлен под залог той самой нефтебазы и движимого имущества компании.

– Досрочное погашение кредита банк требует на основании того, что к одному из поручителей по кредиту – то есть ко мне – предъявлены иски.

По ее словам, при этом банк подал в суд иск не просто о взыскании задолженности, но об аресте движимого имущества.

– Это сделано потому, что на недвижимом имуществе нельзя заработать деньги, – считает Мария Витальевна. – А движимое имущество – это техника, которая приносит нам доход, ее арест парализует нашу работу. Слава богу, судебный пристав не пошла на поводу и произвела арест с правом пользования, передала бензовозы мне на ответственное хранение.

Если бы бензовозы были арестованы без права пользования, организация не смогла бы работать и гасить кредит по графику. Заложенное имущество распродали бы по низкой цене, и можно только подозревать, кто бы его купил. Однако сейчас «ТрансОйлСервис» гасит кредит по графику, и, как говорят юристы, у банка нет законных оснований истребовать досрочное погашение кредита.

Однако остановлена далеко не вся лавина исков и уголовных дел. Чтобы предотвратить предполагаемый захват бизнеса, Мария Харченко обратилась в различные инстанции – от областного УМВД до приемной Президента РФ в Дальневосточном Федеральном округе. Известно, что указанные в обращении к министру внутренних дел РФ доводы проверяются в рамках расследования уголовного дела, также проводится доследственная проверка по заявлению о самоуправных действиях Сергея Невзорова. С другой стороны, в суд подано исковое заявление в отношении Марии Харченко о защите чести, достоинства и деловой репутации. В нем представители ООО «Бензо» просят ИП Харченко удалить из YouTube то самое видео и записать опровержение.

Полезный портал 2×2.su будет следить за развитием событий.

Кстати

Как такового понятия «рейдерский захват предприятия» в Уголовном кодексе РФ не существует. Тем не менее сразу в нескольких статьях кодекса содержится информация об ответственности за незаконные действия, связанные с захватом прав на имущество субъекта предпринимательской деятельности.

По данным пресс-службы прокуратуры Амурской области, с 2015 по 2018 год зарегистрировано шесть преступлений этой категории. Впервые обвинительный приговор за рейдерский захват предприятия был вынесен 1 июня 2017 года. Однако апелляционным постановление судьи Благовещенского городского суда приговор был отменен, сейчас дело находится в стадии судебного рассмотрения.

По одному из направленных в суд уголовных дел по статье 170.1 УК РФ «Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета» виновный получил наказание в виде штрафа в 150 тысяч рублей. Однако суд апелляционной инстанции изменил приговор и освободил осужденного от наказания в связи с истекшим сроком давности уголовного преступления.

Уголовные дела, возбужденные в 2018 году, находятся на стадии расследования.

 

Источник новости: http://2×2.su/society/article/blagoveschenskaya-biznesvumen-ya-stala-zhertvoy-re-150568.html