Лариса Касьян знает о том, как покорить небо
Лариса Касьян впервые поднялась в небо еще подростком в аэроклубе ДОСААФ. Сейчас у нее за плечами — больше четырех тысяч полетных часов, право управления 12 типами самолетов и 64 ученика, которые под руководством Ларисы Александровны стали пилотами. Она — пилот-инструктор, влюбленный в авиацию, маленькие самолеты и родной аэродром.
Летчики не любят прыгать
— Что такого произошло в 2008 году, что целый кандидат экономических наук посмотрела в небо и сказала, что я хочу туда? Или это произошло раньше?
— Как я взлетела? Как все дети-уроженцы 70-х годов. В 1988-м пришла в аэроклуб ДОСААФ — увидела маленькое черно-белое объявление в автобусе. На следующий год с ужасом выполнила три необходимых прыжка с парашютом. Потому что летчики, в основном, не очень любят прыгать. Но это было обязательно в программе подготовки. И нас допустили к полетам. Все было настолько просто и здорово, и соответствовало тому, чего я хотела.
— А вам не говорили тогда, что девушки не летают?
— Хорошо, что не сказали, что леди не летают, что мы вас не возьмем. Иначе они бы столкнулись с волной сопротивления, настырности и упорства.
— Вы были одной девочкой на курсе?
— Пришла первой. У нас было три потока — в первом потоке было четыре девочки, во втором — три, а в третьем — аж шестеро. До самого конца, когда мы уже начали плотно летать, осталось только трое. Но одна потом уехала по семейным обстоятельствам, и мы остались вдвоем. Так и летали, пока аэроклуб работал.
«С твоим характером…»
— Вы можете управлять 12 видами самолетов?
— Это то, что официально. А есть еще аппараты, которые испытывались. Но я считаю это экспериментом, поэтому смысла нет о них говорить.
— В этом списке машины серьезные — это не только достаточно современные «Цессны», «Аэропракт», «Маул», но и пилотажные самолеты — Як-50, Як-52 и даже наш самый заслуженный самолет в нашей авиации Ан-2.
— С этих самолетов началась моя история. Потому что раньше ДОСААФ эксплуатировал только эту технику. И мы готовились для спорта. Я конкретно готовилась как спортсмен.
— Нет желания уйти в большую авиацию?
— Мысли были, конечно. Я со своими наставниками-пилотами имела очень серьезную беседу, и они мне так и сказали: с твоим характером и нечего летать «Благовещенск — Москва». Устанешь ровно за полгода, потом будешь прыгать из кресла в кресло, дойдешь до командира международного лайнера, закончишь на этом все свои дела и все равно придешь летать «по окуркам».
— Что это означает — «по окуркам»?
— Это как мы летаем — на низкой высоте, когда видно землю. Мы так говорим — «летать по окуркам». Когда все видно: людей, собачек, машины, дороги.
— А в военную авиацию?
— Она немножко интереснее. И скорости другие, и тип техники другой.
— И вы же пытались туда попасть?
— Это был этап поступления, этап выбора
Двенадцать птенцов
— Мы вас ждали почти два месяца. Но у вас есть уважительная причина — вы обучали новое поколение
— Знаете, так приятно, что дома ждали. Да, 12 человек из Красноярска, Нижневартовска и Ханты-Мансийска получили свидетельства частного пилота и теперь будут летать в российском небе. Надеюсь, что когда-нибудь мы будем принимать их здесь в гости.
— А сколько у вас таких выпускников?
— На данный момент — 64 человека, выпущенных с моими подписями. Люди летают по всей России. Восемь из них работают в авиакомпании «Аврора». Мы дали им первоначальный уровень, люди сейчас работают на перевозке пассажиров. Разумеется, они доучивались. Но именно летать мы их учили здесь, на благовещенской земле, на нашем аэродроме в Черемхово.
Недопитый чай
— Верите ли вы в суеверия, ритуалы перед полетом? Говорите «крайний» или «последний»?
— Эта привычка пошла от военных, мы тоже так говорим. Есть свои суеверия в
— У вас есть любимое место для полетов?
— Конечно, это наш аэродром. Приезжаешь туда и просто отдыхаешь. Наш аэродром в очень красивом месте: там пара озер, недалеко Зея, Белогорьевский хребет. Все благоустроено, чтобы аэродром функционировал. Особенно красивы там закаты. Можно просто прилетать или приезжать и любоваться.
Источник новости: http://2×2.su/society/article/edinstvennaya-v-priamure-zhenschina-pilot-o-suever-146626.html