Единственная в Приамурье женщина-пилот: о суевериях и недопитом чае, о пилотировании 12 видов самолетов, о полетах «по окуркам»

Лариса Касьян знает о том, как покорить небо

Лариса Касьян впервые поднялась в небо еще подростком в аэроклубе ДОСААФ. Сейчас у нее за плечами — больше четырех тысяч полетных часов, право управления 12 типами самолетов и 64 ученика, которые под руководством Ларисы Александровны стали пилотами. Она — пилот-инструктор, влюбленный в авиацию, маленькие самолеты и родной аэродром.

Летчики не любят прыгать

— Что такого произошло в 2008 году, что целый кандидат экономических наук посмотрела в небо и сказала, что я хочу туда? Или это произошло раньше?

— Как я взлетела? Как все дети-уроженцы 70-х годов. В 1988-м пришла в аэроклуб ДОСААФ — увидела маленькое черно-белое объявление в автобусе. На следующий год с ужасом выполнила три необходимых прыжка с парашютом. Потому что летчики, в основном, не очень любят прыгать. Но это было обязательно в программе подготовки. И нас допустили к полетам. Все было настолько просто и здорово, и соответствовало тому, чего я хотела. 

— А вам не говорили тогда, что девушки не летают?

— Хорошо, что не сказали, что леди не летают, что мы вас не возьмем. Иначе они бы столкнулись с волной сопротивления, настырности и упорства.

— Вы были одной девочкой на курсе?

— Пришла первой. У нас было три потока — в первом потоке было четыре девочки, во втором — три, а в третьем — аж шестеро. До самого конца, когда мы уже начали плотно летать, осталось только трое. Но одна потом уехала по семейным обстоятельствам, и мы остались вдвоем. Так и летали, пока аэроклуб работал.

«С твоим характером…»

— Вы можете управлять 12 видами самолетов?

— Это то, что официально. А есть еще аппараты, которые испытывались. Но я считаю это экспериментом, поэтому смысла нет о них говорить. 

— В этом списке машины серьезные — это не только достаточно современные «Цессны», «Аэропракт», «Маул», но и пилотажные самолеты — Як-50, Як-52 и даже наш самый заслуженный самолет в нашей авиации Ан-2.

— С этих самолетов началась моя история. Потому что раньше ДОСААФ эксплуатировал только эту технику. И мы готовились для спорта. Я конкретно готовилась как спортсмен. 

— Нет желания уйти в большую авиацию?

— Мысли были, конечно. Я со своими наставниками-пилотами имела очень серьезную беседу, и они мне так и сказали: с твоим характером и нечего летать «Благовещенск — Москва». Устанешь ровно за полгода, потом будешь прыгать из кресла в кресло, дойдешь до командира международного лайнера, закончишь на этом все свои дела и все равно придешь летать «по окуркам».

— Что это означает — «по окуркам»?

— Это как мы летаем — на низкой высоте, когда видно землю. Мы так говорим — «летать по окуркам». Когда все видно: людей, собачек, машины, дороги.

— А в военную авиацию?

— Она немножко интереснее. И скорости другие, и тип техники другой. 

— И вы же пытались туда попасть?

— Это был этап поступления, этап выбора профессии после школы. Слава богу, он для меня закончился очень благополучно, я пошла именно туда, куда была предназначена. Обязательно должна быть какая-то почва под ногами, поэтому у меня есть чисто земная профессия, семья, карьера. Поэтому нисколько не жалею, что получилось именно так.

Двенадцать птенцов

— Мы вас ждали почти два месяца. Но у вас есть уважительная причина — вы обучали новое поколение пилотов.

— Знаете, так приятно, что дома ждали. Да, 12 человек из Красноярска, Нижневартовска и Ханты-Мансийска получили свидетельства частного пилота и теперь будут летать в российском небе. Надеюсь, что когда-нибудь мы будем принимать их здесь в гости. 

— А сколько у вас таких выпускников?

— На данный момент — 64 человека, выпущенных с моими подписями. Люди летают по всей России. Восемь из них работают в авиакомпании «Аврора». Мы дали им первоначальный уровень, люди сейчас работают на перевозке пассажиров. Разумеется, они доучивались. Но именно летать мы их учили здесь, на благовещенской земле, на нашем аэродроме в Черемхово. 

Недопитый чай

— Верите ли вы в суеверия, ритуалы перед полетом? Говорите «крайний» или «последний»?

— Эта привычка пошла от военных, мы тоже так говорим. Есть свои суеверия в авиации, которые мы соблюдаем и очень ими дорожим. Как вы знаете, наверное, все законы в авиации написаны кровью. Я предпочитаю оставить на столе недопитый чай. Значит, все будет благополучно. А так, конечно, подготовка к полету — не за час до вылета, а за три дня. Изучается погода, изучается состояние, готовятся задачи, какие предстоит решить. Это тоже особый ритуал, наверное.

— У вас есть любимое место для полетов?

— Конечно, это наш аэродром. Приезжаешь туда и просто отдыхаешь. Наш аэродром в очень красивом месте: там пара озер, недалеко Зея, Белогорьевский хребет. Все благоустроено, чтобы аэродром функционировал. Особенно красивы там закаты. Можно просто прилетать или приезжать и любоваться. 

 

Источник новости: http://2×2.su/society/article/edinstvennaya-v-priamure-zhenschina-pilot-o-suever-146626.html