Знает Илья Огурцов, который вообще в руководители не собирался
Мы привыкли думать, что молодежь в села и не собирается, а выпускники педуниверситета не спешат становиться учителями.
Планы на ученого
– Вы уже два года в должности руководителя – как это случилось?
– Как ни странно, но не то что в директора – в практикующиго учителя в ближайшие после окончания университета годы я не собирался. Планировал поступить в аспирантуру, писать кандидатскую диссертацию. Но, получив диплом, я вынужден был выбирать между службой в армии и аспирантурой. Выбрал армию. А после обнаружил, что мест в аспирантуре нет и в ближайшее время не предвидится.
Практически в это же время меня позвали в родную школу в Загорной Селитьбе учителем биологии и химии. В августе я стал учителем, а в сентябре – директором.
– А что случилось с предыдущим?
– Им была мой учитель физики. В силу возраста и здоровья она оставила эту «нервную работу», но, к счастью, учительствовать продолжает. Замдиректора тоже категорически хотела остаться только учителем. И другие члены коллектива воздержались. В общем, я, весь такой, извините, полный сил и энергии, согласился.
– А как же планы стать ученым?
– Я и сейчас планирую. Просто совмещать работу
– Кстати, о детях: став учителем, вы наверняка по-другому взглянули на учеников?
– Конечно. И не только на них, но и на школу в целом. Понимаешь весь груз ответственности, который лег на твои плечи. Ну, отношение к ученикам другое, наверное, прежде всего, в силу возраста. Некоторые ситуации воспринимаешь иначе, чем старшие педагоги.
– Старшие учителя безоговорочно вас слушаются как директора?
– Должен сказать, меня вообще очень хорошо встретили. Старшие коллеги подарили неоценимый опыт, поддержали и многому научили, мы друг другу доверяем. Каждый работник – хоть учитель, хоть повар – понимает, что исполнение моих поручений и приказов прежде всего связано с их должностными обязанностями и необходимо для нормальной работы школы.
К слову, другие молодые специалисты в школе тоже есть, но не так много, как хотелось бы.
– У вас как у учителя много классов, учеников?
– По статусу школа у нас средняя, но, к сожалению, обучаются дети лишь в десяти классах. Учеников тоже немного – 30 человек, все только из Загорной Селитьбы.
– Насколько сама
– Здание сдано в 1971 г. Конечно, что-то устарело, что-то пришло в негодность. Но текущий ремонт бывает ежегодно, 5 лет назад был капитальный. Вот дали деньги на капремонт крыши. Если вообще про финансирование говорить: под лежачий камень вода не течет.
– В этом году в амурском минобрнауки обсуждали обеспеченность школ автобусами. Как у вас с этим дела?
– За всю историю нашей школы автобуса у нас не было, хотя необходимость в нем была. Еще в мои школьные годы всегда было проблемой куда-то добраться – на соревнования или экзамены. Сейчас проблем нет, но свой автобус не помешал бы.
– Учебный процесс проходит строго по спущенной сверху программе или учитель может предлагать что-то свое?
– Конечно, обязательная программа есть, но и учитель всегда может реализовать свои проекты и идеи – элективных курсов, факультативов, кружков, творческих и научных проектов с детьми хватает.
– А вы сами курсы ведете?
– Я веду факультатив по биологическому краеведению и кружок «Химия продуктов питания» в 10 классе – как раз в рамках своей научно-исследовательской работы.
– Вам никогда не хотелось как-то изменить образовательный процесс?
– Раньше учеба сводилась к передаче готовых знаний от учителя к ученику. Сейчас ребята на уроке самостоятельно добывают знания. И это требует использования различных форм и методов обучения, адаптации их и под себя, и под каждый класс. Вот эти методы, я считаю, эффективны. Хотя у меня лично принцип: новое – не значит эффективное.
– Что самое главное вы поняли о школе и
– Что бумажная волокита отвлекает учителей от их главной задачи – обучения детей!
Не остаются
– Ваше село вообще большое? Что там есть?
– Село достаточное большое, очень уютное, с богатой историей. Говорят, с распадом СССР многое изменилось не в лучшую сторону. Закрылся совхоз – люди потеряли работу, стали уезжать. Но у нас есть амбулатория, пожарный пост, сельский Дом культуры, почта, дорожное управление, лесничество и сельсовет, конечно.
– Не скучно в деревне?
– Мне работа с детьми не дает скучать. Конечно, мест для отдыха у нас не так много. В свободное время я стараюсь отдыхать активно – езжу на велосипеде, хожу пешком, бегаю трусцой, иногда читаю книги, пишу стихи или рисую.
Большая часть моей жизни связана с самодеятельностью. С 10 лет я занимаюсь вокалом со своим худруком Василием Ухиным. Вместе мы спели не один десяток песен, не только в Загорной Селитьбе, но и в других селах района и городах области. Именно он раскрыл этот талант во мне. Даже сейчас при таком жестком графике удается поучаствовать в различных концертах и фестивалях.
– Понимаете ли вы сейчас, почему молодежь не хочет ехать в деревню?
– Я бы так спросил: «Почему молодежь не хочет оставаться?». К сожалению, молодые педагоги, приезжавшие к нам на работу, не задерживаются. Нет благоустроенного жилья и низкая зарплата – в этом вижу основные причины.
– Но ведь при устройстве в сельскую школу молодым педагогам предлагают «подъемные», жилье. Вы, например, их получали?
– Ну, на тот момент у меня было где жить. А от единовременной выплаты (у нас 50 тыс. руб.) я отказался.
– Когда вы бываете в Благовещенске, не возникает ли желание бросить все и уехать обратно в город?
– Я не соизмеряю жизнь в селе и городе. По-своему каждый населенный пункт хорош. А мне всех необходимых благ вполне достаточно и в селе.
Хотя в будущем переехать все-таки планирую, но в Благовещенск или нет, пока не знаю. Хочется дальнейшего профессионального роста, реализации отложенной мечты об аспирантуре. Конечно, многого я не смогу в деревне. Поэтому развиваться, менять места – для меня норма.
Источник новости: http://2×2.su/school/article/kakovo-byt-direktorom-shkoly-kogda-tebe-vsego-25-l-144631.html