«Когда жена умерла, младшему был год»

Как папа один воспитывает троих сыновей

Все родители знают, каково растить детей. Это дело не оставишь, не уволишься, как с работы. Это ответственность на всю жизнь.

Как это ни печально, но к понятию матери-одиночки мы уже привыкли. А вот отцы-одиночки воспринимаются пока как некая экзотика, что ли. И невольно удивляешься и радуешься внутренней силе и стойкости наших мужчин.

Николай Матвеев из Благовещенска перед интервью по-деловому сказал по телефону: «Давайте встретимся сразу после обеда, я с младшими приду. Надо ещё много чего успеть…». И это понятно: у многодетного отца лишь два дня в неделю, чтобы купить продуктов впрок, наготовить еды, постирать-погладить и ещё с сыновьями время провести.

Старший – опора

История семьи Матвеевых началась в Райчихинске, где Николай встретил будущую супругу. Расписались, стали жить-не тужить. Оба – люди рабочие, простые: Николай – водитель, супруга – продавец. Дети пошли – старший Артём, средний – Эдик, младший – Костя.

– Младшему, когда жена умерла, год был, – говорит мужчина. – Так что Артём и Эдик маму помнят, а уже Костя её не знает.

Меньшой, как маленький моторчик – не сидится ему на месте. Заставит улыбнуться кого угодно, всё время что-то выдумывает, не даёт заскучать никому вокруг. В этом году во второй класс пошёл.

Эдику 12 лет, он в шестом классе. Мальчика как будто солнце поцеловало – лицо в веснушках, а глаза полны печалью. Глядишь на него, и хочется просто обнять и что-нибудь доброе сказать.

– Он, наверное, больше всех переживал о матери, – говорит Николай об Эдике. – Я договорился в этом году с психологом, пока попросили подождать. Ребята ещё с логопедом занимались, но вот сейчас тоже приостановили, пока не знаю, как их лучше водить: один с первой смены учится, другой со второй.

Когда Николай остался с мальчиками на руках, помощи ждать было неоткуда. Родителей своих он похоронил, когда только из армии вернулся. Тёща живёт далеко. Иногда на лето он отвозит ей внуков. Вот и вся помощь от родственников.

Два года назад Матвеевы решили переехать из Райчихинска. Оставили свой дом жильцам: чтобы только присмотр был, да за свет платили, и почти налегке перебрались в областной центр.

– Я сразу сказал: как маленький пойдёт в школу, сразу из Райчихинска уеду – либо на море, либо в Благовещенск, – вспоминает Николай. – Почему? Сменить обстановку надо было. Детям там развития не шибко, а я хочу, чтобы они достойными выросли. Это самое главное. Артём здесь в техникуме учится на программиста. У него с учёбой более менее – тянется. Хочу, чтобы после техникума он в институт поступил.

Старший сын для отца стал настоящей опорой: и младших в школу соберёт, и, если надо, кушать приготовит, и уроки поможет сделать – осваивает парень школу жизни.

Была, да сбежала

Без мамы семья живёт почти семь лет. Николай признаётся: была попытка найти хозяйку. Но как только женщина узнала, что у него дети, да ещё и трое, то сбежала. «Не буду же я её на цепи держать», – говорит мужчина.

Сейчас для семьи важнее найти свой угол. В Благовещенске они снимают гостинку, ютятся на 30 квадратах. А цены на съёмное жильё, как ни крути, немаленькие. И никаких скидок на то, что ты один тянешь всю семью, нет. «Однушки» в микрорайоне сдают за 20 тысяч в месяц, комнаты стоят около десятки. Конечно, решить жилищный вопрос для многодетного папы – как гора с плеч. Но одному, работая водителем на тягаче, заработать на жильё просто нереально.

– Зато убираться меньше, – улыбается Николай. – Нам пока хватает. Вот если хозяйку найдём, придётся квартиру искать. Была бы возможность жить в муниципальном жилье, я бы всю «коммуналку» в срок оплачивал, но такой поддержки у нас нет.

Николай – простой работяга, не умеет ходить по кабинетам, собирать документы, доказывать свои права на преференции от чиновников. Ему проще огород вскопать. Ещё в Райчихинске пытался вызнать у юриста, на что отец-одиночка может рассчитывать от государства, но внятного ответа так и не получил. Семье периодически помогают общественники – то советом, то небольшими подарками. Дети в школе питаются бесплатно, по утере кормильца ребятишкам выплачивается пособие. Два года назад, когда мальчишек только определили в благовещенскую школу, Николай сразу попросил учителей: «Мамки у нас нет – помогите». Наверное, поэтому ребят сразу хорошо приняли в классе и стали помогать в учёбе.

На вопрос о мечтах, о будущем Николай ответил просто:

– Не до мечтаний. Мысли одни: как прожить, детей поднять. А там уже как получится…

Справка

Что положено отцам-одиночкам?

– В нормативных правовых актах нет понятия «одинокий папа», – отметили в минсоцзащиты населения Амурской области. – Но в регионе проживает 539 отцов, самостоятельно воспитывающих своих детей, в том числе 57 многодетных.

Отец-одиночка может рассчитывать на то же, что и другие семьи с детьми. Например, получать детские пособия. В 2018 г., в зависимости от районного коэффициента, такое пособие составляет 600-700 рублей для родителей-одиночек. Второй вид выплат предназначен малообеспеченным семьям, чьи дети родились после 1января 2018 г. Пособие – примерно 10 тысяч рублей, выдаётся при доходе семьи не более 1,5 регионального прожиточного минимума. Кроме этого дети, потерявшие одного или двух родителей, получают пенсию по утере кормильца.

– Законом области от 19.01.2005 № 411-ОЗ «Об адресной социальной помощи» семьям, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного распоряжением губернатора области, предусмотрена адресная соцпомощь, – добавили в минсоцзащиты. – Она предоставляется в виде единовременных выплат (на одежду, обувь, предметы домашней обстановки, лекарства, медицинские изделия для операции, ремонт жилого помещения, оплату жилого помещения и коммунальных услуг) в натуральном виде, а также в виде социального пособия в рамках социального контракта.

Между тем

На сайте Фонда президентских грантов проект «Ответственное отцовство» разместил Амурский региональный Фонд правовой безопасности и стратегического решения проблем. На реализацию своего плана инициаторам требуется более 2,5 млн рублей.

Авторы проекта пришли к заключению, что в Приамурье нет единой системы психологической и реальной помощи отцам-одиночкам. Поэтому необходимо:

– выявлять типичные проблемы в неполных амурских семьях, где единственный родитель – отец;

– привлекать к этим проблемам внимание всех кругов гражданского общества и госструктур;

– разработать методику по созданию постоянно действующей системы поддержки данных семей, специальную программу семинаров, лекций, деловых игр, направленных на решение психологических и бытовых проблем данной целевой группы и создать «Советы отцов» на 29 территориях области.

– Государство сегодня, по сути, отстранилось от проблем неполных семей. О них не упоминается ни в Федеральном законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ни в областных законах. А ведь сегодня в неполных семьях, чаще всего в социально неблагоприятных условиях, растут 70 тысяч детей – каждый 12-й амурчанин, – пишут авторы проекта. – Ряд гарантий для женщин, имеющих детей, или лиц, воспитывающих детей без матери, законодательно закреплён. Это относится к нормам в области трудовых отношений (запрет на увольнения) и налогового законодательства: действуют налоговые вычеты на каждого ребёнка. Но проблема одиноких родителей встаёт в полный рост – по крайней мере, в Приамурье.

 

Источник новости: http://2×2.su/rest/article/kogda-zhena-umerla-mladshemu-byl-god-141883.html