Инспектор ПДН о том, что будет с вашим ребенком, если вам все равно

Постановка на учет в полицию – далеко не самое страшное, что ждет не желающих исправляться

Сообщения о нарушивших закон подростках появляются в СМИ все чаще. В августе наш портал писал о 12-летнем мальчике из Белогорска, который, выпив, спровоцировал сразу две аварии. В Свободном девочка того же возраста избивала детей, и ее пришлось на 30 суток отправить в центр временного содержания несовершеннолетних. Почему так происходит и как строится работа с несовершеннолетними правонарушителями, рассказала инспектор по делам несовершеннолетних Анна Кольб.

Дети сами не знают, почему крадут

– Что входит в полномочия инспектора по делам несовершеннолетних?

– Главная и основная работа – это профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, то есть проведение профилактических мероприятий в школах, колледжах, училищах, где обучаются несовершеннолетние. Также это работа с неблагополучными семьями и с семьями, которые временно оказались в сложном социальном положении. Инспекция по делам несовершеннолетних – лишь один из органов системы профилактики. Помимо нее в систему входят все детские поликлиники, социальные службы, комиссия по делам несовершеннолетних при городской администрации. Мы вместе работаем над вопросами защиты детей и их интересов.

– А как проходит рабочий день инспектора по делам несовершеннолетних?

– Направлений работы столько, что в один день и не уместишь. Мы работаем как участковые уполномоченные. За каждым инспектором закреплена своя зона обслуживания, и проживающие на этой территории и стоящие на учете дети – его подопечные. Сейчас, в сентябре-октябре, мы очень много работаем с учебными заведениями. Проводим лекции, обязательно общаемся с ребятами 13-14 лет, уже достигшими возраста уголовной ответственности, с несовершеннолетними учащимися колледжей. Так как Благовещенск – областная столица, сюда съезжаются стоявшие на учете дети со всего региона. Их мы тоже учитываем и держим на контроле.

– Проблемными становятся дети только из неблагополучных семей?

– Конечно, нет, бывают и другие случаи. Иногда дети попадают не в ту компанию, иногда нарушают из любопытства. В 60% случаев нарушение происходит из-за незнания закона, причем не только ребенком, но и его родителями. Поэтому профилактическая работа так важна. Мы ведь не просто читаем лекции, а стараемся беседовать с детьми. Встречаемся максимум с двумя классами одновременно, говорим: «Можете нас перебивать, приводить примеры». Рассказываем не только о нарушениях, которые могут совершить дети, но и о нарушениях в отношении их самих.

Мы должны шагать в ногу со временем, понимать желания подростков. Их жизнь ведь сильно меняется год от года. Я работаю в инспекции 11 лет, и дети того времени и современные – абсолютно разные люди. Отличаются потребности, мечты, и только правонарушения остаются одинаковыми.

– Что же это за правонарушения?

– Дошкольники и младшеклассники могут подраться, потолкаться, но дальше заходят редко. А вот у ребят среднего школьного возраста случаются хищения, кражи, потребление спиртного. Бич современности – мелкие кражи в супермаркетах. Причем воруют даже дети из благополучных семей. Они хорошо одеты, ходят с полными рюкзаками канцелярии, посещают дополнительные секции. И сами не могут сказать, почему воруют. Естественно, в таких случаях мы разговариваем с родителями. В некоторые классы приходим на родительские собрания, просим взрослых обратить внимание. Потому что мелкое хищение точно так же может привести к постановке на учет в полиции.

Постановка на учет – это не страшно

– Мы много говорим о постановке на учет в полиции. А что это значит для ребят и их родителей?

– Оказаться на учете в полиции могут самые разные дети. Это и ребята, уже употребляющие алкоголь. Это и дети, совершившие преступление, но не достигшие возраста ответственности. Это и подростки, в отношении которых возбуждены уголовные дела, но мера пресечения для которых не связана с заключением под стражу. Наконец, на учет ставятся осужденные дети.

Такие подростки находятся на контроле инспекции по делам несовершеннолетних. Сотрудники регулярно проверяют их, могут прийти домой вечером, чтобы убедиться – ребенок дома, под контролем родителей. Также следят за тем, чтобы он посещал учебное заведение.

– Как долго ребенок может находиться на учете?

– Если ребенок становится на путь исправления и при этом в отношении него не ведется судебное производство, то через полгода он снимается с учета. В случае повторного преступления мы можем выйти с ходатайством в суд о направлении ребенка в центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, в Амурской области он находится в Свободном. Многим достаточно побывать там один раз, чтобы осознать свои ошибки. Но бывают и те, кто нарушают закон снова. Для таких случаев существуют школы закрытого типа, отдельно – для мальчиков, отдельно – для девочек. Ближайшая такая школа для мальчиков находится в поселке Юхта, а для девочек – в городе Улан-Удэ, в Бурятии. Это очень далеко, но на моем веку мы отправили туда только одну девочку. Как правило, они все-таки быстрее становятся на путь исправления, нежели мальчики. Да и на учет ставятся реже.

Преступники молодеют

– Число проблемных детей сейчас растет или уменьшается?

– Нет, их не становится меньше. Они даже немного молодеют, раньше начинают совершать преступления – сейчас нам известны нарушители 8-9 лет. Если я не ошибаюсь, то один из подростков, направленный в центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, был 2010 года рождения. И он уже совершил повторное преступление.

– Сколько детей сейчас находится под вашим личным контролем?

– Сейчас у меня 13 ребят. Но особенность моей территории такова, что на ней находятся общежития и колледжи. Туда съезжаются стоявшие на учете ребята из других районов области. После сверки по всем учебным заведениям число моих подопечных может увеличиться на 8-15 человек.

– Насколько тесно вы общаетесь со своими подопечными?

– Насколько это позволяют законные представители детей. С судьбой некоторых детей я знакома очень близко: законные представители делятся тем, что происходят в их жизни. У меня много детей без попечения родителей. Я всегда стараюсь узнать их судьбу – почему так произошло. Некоторые потеряли родителей в детстве, некоторые видели своими глазами, как с их родителями что-то произошло. Истории очень тяжелые, очень разные, работать нужно индивидуально.

– После совершеннолетия связываетесь с бывшими подопечными?

– Не очень часто. В первый год они еще заходят, когда проходят мимо, но позже перестают. Многие возвращаются туда, где живут их родственники. С некоторыми видимся на массовых мероприятиях, на которых мы работаем. Вставшие на путь исправления подходят чаще – им очень нравится делиться своими успехами: я колледж закончил, я жениться собираюсь. Очень грустно слышать, если подопечный не исправился, находится в СИЗО например.

– Самых первых подопечных помните?

– Да, помню. Знаете, мы ведь сопровождаем детей, которые в связи с психическими отклонениями отправляются на лечение в Усть-Ивановку. И был у нас мальчишка из колледжа – бегал от нас страшно. Как-то раз мы поймали его прямо на улице, сразу усадили в машину. А он говорит: «Мне нужно зубную щетку в общежитии взять, как я без нее поеду». Чтобы не сбежал, я ему купила мыло, зубную щетку, зубную пасту…

Потом я узнала про судьбу этого мальчика. Он вернулся в деревню, где у него есть родственники. Устроился кем-то вроде разнорабочего, женился, стал даже многодетным отцом.

Дети должны быть заняты

– У вас самой есть дети? Не боитесь отпускать их на улицу, когда знаете, какими жестокими могут быть другие несовершеннолетние?

– Я многодетная мама. Но нет, я не беспокоюсь о том, что в отношении моих детей совершат противоправные действия. Больше волнуют вопросы безопасности жизни: чтобы они ПДД соблюдали, лишний раз в окна не выглядывали. А о том, что все дети разные, они у меня прекрасно знают. Сумеют и правильно коммуникацию вести, и постоять за себя.

– Каким правилам должны следовать родители, чтобы так же не беспокоиться?

– Во-первых, брать все, что школа дает бесплатно. Не каждый родитель может позволить две или даже одну платную секцию для ребенка. Нужно пользоваться любыми возможностями занять его бесплатно.

Естественно, у ребенка должен быть режим дня – без него не будет ни самоконтроля, ни дисциплины. Даже находясь дома один, ребенок должен знать: вот сейчас я еще 15 минут отдыхаю, потом делаю уроки, потом – опять отдыхаю. Тогда у него выработается внутренняя дисциплина, которая поможет и в будущем.

В-третьих, выходные обязательно надо проводить с детьми, 24 часа в сутки. Сходите в парк, выезжайте на природу за грибами, если надо убираться – пусть ребенок убирается с вами. Обязательно должны быть семейные традиции, потому что без них у ребенка нет чувства, что он твердо стоит на земле. Также обязательно нужно контролировать его нахождение в интернете. Никогда не говорите: «Ой, он со своими наушниками! Мне все равно, что он слушает». Вам не должно быть все равно.

Принимайте участие в жизни и судьбе своего ребенка. Родители часто говорят: «Мы не знаем, что он смотрит, с кем дружит». Не стесняйтесь, знакомьтесь с родителями его друзей. Чтобы можно было позвонить и спросить: «Знаете, вот наш ребенок где-то загулялся. Может быть, с вашим?» Заботиться о ребенке нужно так, чтобы он знал – родителям не все равно.

Кстати

Чтобы ребенок не потерялся

В Благовещенске проводится множество массовых мероприятий, и там теряется все больше детей. На такой случай инспектор по делам несовершеннолетних Анна Кольб делится несколькими рекомендациями:

1. Перед посещением массового мероприятия положите в карман ребенку листок с его именем, адресом и телефоном родителей. На некоторых куртках даже предусмотрены специальные нашивки для такой информации, достаточно ее только записать.

2. Ребенок должен быть одет ярко, чтобы его можно было легко отыскать в толпе. Яркой должна быть как минимум одна деталь: шарф, шапка, куртка и так далее.

3. В последнее время сложилась традиция: родители и потерявшиеся дети встречаются у памятника Ленину, всех детей дежурящие на массовых мероприятиях инспекторы по делам несовершеннолетних приводят туда. Поэтому перед праздником поговорите с ребенком, покажите ему памятник Ленину и скажите: «Если потеряешься – иди к этому дяденьке».

 

Источник новости: http://2×2.su/society/article/inspektor-pdn-o-tom-chto-budet-s-vashim-rebenkom-e-141816.html