Юлия Михайловская: «Цените своих сотрудников»

Эксперт по маркетингу – о важности создания команды профессионалов и современных трендах в бизнесе

Все чаще в Благовещенск приезжают бизнес-тренеры. Перенять их опыт, научиться чему-то новому амурские предприниматели идут с удовольствием, даже за большие деньги. К счастью, благодаря Фонду содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Амурской области и консалтинговой группе BBmap стало возможно посещать некоторые мероприятия бесплатно. На этот раз в столицу Амурской области прилетела эксперт по маркетингу Юлия Михайловская (г. Санкт-Петербург). Она провела бесплатный мастер-класс для всех желающих.

Питер – город драйва

– Юлия Владимировна, когда к вам пришло осознание, что вы можете не только вкладывать свои силы и творчество в работу, но и учить чему-то полезному других людей?

– Еще со студенчества я хотела преподавать, мне даже предлагали остаться на кафедре в родном АмГУ, но на тот момент еще не хватало опыта. А приходить к студентам, имея в голове только теоретические знания, не хотелось. Лишь спустя пять лет после выпуска я появилась на кафедре вновь, но уже по собственной инициативе. Однако к тому времени в вузе произошла реструктуризация, банально не было вакансий, поэтому со студентами судьба так и не свела.

Через некоторое время в Благовещенске появилась консалтинговая группа BBmap, куда требовались тренеры – об этом я узнала из объявления. Решила себя попробовать и реализовать прежнюю мечту. Все получилось. Я попала в штат и учила сотрудников внутри одной крупной компании.

– Как вы оказались в Питере?

– Когда-то мы в этот город ездили с мужем в отпуск и оба поняли: хотим там жить. Даже погода, которую многие привыкли ругать, оказалась вполне комфортной. Летом нет большой жары, зимой – сильного мороза. Солнечных дней, конечно, меньше, но не в этом году. Я даже загореть успела.

Окончательным стимулом к переезду стала карьера мужа. Он очень талантливый детский тренер по беговым лыжам и в Благовещенске достиг, как говорится, потолка. То же самое произошло и со мной, а хотелось двигаться дальше, так что решение о переезде далось довольно легко.

В итоге все сложилось прекрасно. Город нас принял, сразу нашлась работа, со временем появились друзья. Я искренне восхищаюсь городом на Неве. Благовещенск тоже люблю, но люблю, прежде всего, за людей и уют. Питер же – город драйва. Даже в выходные мы семьей не придумываем, чем заняться, город придумывает это за нас.

Пропасти больше нет

– Есть ли разница между благовещенскими предпринимателями и питерскими?

– Да, Благовещенск – очень амбициозный город в плане жажды развития. В Питере это заметно в гораздо меньшей степени. Там в людях не видно присущего амурчанам стремления, они чаще делают все по наитию. Здесь же, в Благовещенске, работает что-то вроде «комплекса провинции», и предприниматели хотят быть на уровне со столичными коллегами. Это дает приезжающим сюда тренерам очень благодарную публику, которая внимает с удовольствием. Даже несмотря на то, что все новые технологии сначала появляются в Центральной России, но все это сейчас очень быстро перетекает в регионы.

– То есть фраза «пока дойдет» уже не характерна для Дальнего Востока?

– Нет. Если раньше между столицей и провинцией порою была пропасть, сейчас, с развитием информационных и социальных сетей, этой проблемы вообще нет.  

На своих тренингах учусь сама

– Приходится ли во время обучения предпринимателей сталкиваться с возражениями?

Любой тренинг – это подтягивание и самого себя. Когда ты готовишься к обучающему мероприятию, систематизируешь все свои знания, весь накопленный опыт. Раскладываешь все по полочкам и, что удивительно, потом сам же начинаешь пользоваться этим еще эффективнее! Однако стоит учитывать, что маркетинг специфичен для каждого вида бизнеса. Да, есть базовые принципы, которые применимы для всех отраслей, но есть и нюансы, в которых хорошо разбираются именно те, кто работает в конкретной сфере. Все это приводит к тому, что на своих же тренингах я узнаю что-то новое, поскольку предприниматели делятся кейсами и опытом, который нельзя не учитывать.

– Насколько быстро сейчас происходят перемены в сфере маркетинга?

– Очень быстро, я бы даже сказала – катастрофически быстро, особенно если это касается интернета. Если ты одну неделю ничего не читал и не смотрел, считай, что проспал. Скорость происходящих изменений колоссальна, и то, что, возможно, было актуально еще полгода назад, сейчас уходит в небытие. Это касается каналов продаж, каналов продвижения, товара.

Я читаю очень много книг, статей, пробую сама что-то новое, но каждый раз, когда прихожу на большой семинар с ключевыми спикерами, ловлю себя на мысли: «Я отстала»! И всегда выношу для себя много нового.

– Для нашего региона стремительные изменения маркетинговых «фишек» тоже актуальны или мы все же немного спим?

– Актуальны, но здесь, в регионе, не такая большая конкуренция и, если ты отстал, по тебе не так больно ударит. Да, будет уменьшение продаж, но держаться на плаву можно еще долго. В любом случае нужно понимать: чем больше ты будешь погружен в инновации и во все, что можно использовать для усиления своих позиций, роста, тем лучше для тебя. И если сегодня это не сделал ты, завтра обязательно сделает твой конкурент. Как в известной притче: «Когда встает солнце, антилопа должна бежать, чтобы ее не съел лев… А лев должен бежать, чтобы догнать антилопу. Неважно, кто ты – антилопа или лев. Когда встает солнце – беги».

– Сейчас Приамурье активно посещают тренеры. Как предпринимателю понять, стоит ли идти на ту или иную встречу и будут ли оправданы траты?

Процесс выбора в таком случае схож с покупкой какого-либо товара. У вас сначала возникает потребность, затем вы выбираете тренера и думаете, идти или не идти. Если исходить из моего личного опыта, чаще сначала я знакомлюсь с книгой, затем начинаю читать про автора, если меня зацепило издание или я нашла реальные инструменты для действий. Далее логическая цепочка приводит к тому, что автор книги и тренер наверняка могут дать мне еще какие-то другие знания, и я начинаю искать информацию в соцсетях. Как правило, многие специалисты сейчас ведут блоги, читаю их или отзывы людей. После этого понимаю, интересна мне будет планируемая встреча или нет. Плюс нужно понимать, как оправдаются мои инвестиции: внедрю ли я полученный опыт на практике, чтобы получить дополнительные продажи и т. д.

– Какие вопросы сейчас наиболее актуальны для предпринимателей?

– По большому счету, для них актуальны всегда одни и те же основные вопросы – как увеличить продажи и прибыль и при этом сократить расходы. Хотя в маленьких городах есть другая важная проблема – это трудности подбора людей из-за кадрового дефицита.

– Тогда как в таких условиях можно собрать себе команду?

Моя позиция здесь такова: лучше взять сотрудника, у которого недостаточно профессиональных навыков, но вы знаете, что он пойдет за вами, видите, что у человека есть рвение. В этом случае сотрудник научится быстро и будет разделять ваши взгляды и ценности компании.

– Как можно предсказать, будет ли от специалиста в будущем толк? На уровне интуиции?

– Есть специально подобранные вопросы для собеседования. Они дадут понять в общих чертах, какой перед вами человек. Но я обращаю огромное внимание на так называемый энергетический уровень – комфортно ли мне с этим человеком или нет? Профессиональные навыки могут быть превосходными, но человек не мой. И команда в таком случае не сложится. В моем отделе все ребята приезжие, работают отлично, и я горжусь той командой, которую собрала. Могу сказать, что самые выносливые и работоспособные – дальневосточники. Когда по приезде в Питер я это поняла, получился некий разрыв шаблона, я перестала идеализировать картину.

– Сейчас модно внедрять в коллективы западные методики. Реально ли перекладывать такой опыт на русских людей?

– Есть вообще неприменимые вещи! Причем, когда ты узнаешь о них в студенчестве, можешь восхититься, как круто, но когда у тебя за плечами 15 лет реального стажа, понимаешь, что над идеей можно только посмеяться. Но есть и базовые вещи, которые работают независимо от географического положения, людей и компании.  

– Вам удается в таком крупном городе совмещать карьеру и семью?

К сожалению, уделяю семье не столько времени, сколько хотелось бы. Переживаю по этому поводу. У меня два сына, обязательно провожу с ними время перед сном и выходные – это святое. Лучше поработаю ночью в пятницу, но в субботу, воскресенье полностью погружусь в семью. Как мама-квочка испеку блинчики и т. д. В будние дни я даже не всегда успеваю к ужину, потому что час уходит только на то, чтобы добраться до работы и, соответственно, обратно. Так что главную ставку в отдыхе делаю именно на качество, а не на количество проведенного вместе времени.

Что с печатными СМИ? 

– Московский бизнес-консультант Андрей Мисюк, который представлял свой кейс на бизнес-премии «Золотое яблоко» в 2016 году, рассказывал, что в столице стали чаще покупать печатные издания. Что наблюдаете вы?

– Скажу за Петербург. Там много печатных изданий. Большинство из них имеют параллельно интернет-площадки, что вполне обоснованно.

Из того, что я вижу регулярно: читают газету, которую раздают в самом метро. При этом люди не просто ее пролистывают, а действительно читают. Внутри описаны события из жизни города, есть информационные сообщения. Помимо метро, некоторые компании оформляют своим сотрудникам подписку. Однако в основном все переходят на уже упомянутые мной интернет-приложения, которые есть практически у всех крупных изданий. Современная реальность такова: если вас нет в интернете, вас нет нигде. Сейчас объясню, почему.

Взять поколение Z – это поколение, которое не знает жизни без интернета. Эти молодые люди тоже ищут информацию там, где им привычнее всего – в интернете. А через пять лет станут покупать дорогие товары, а через десять – еще более дорогие. Предприниматели должны помнить о таких покупателях и ориентироваться на них в том числе, на их способы добычи информации, а не думать и жить только сегодняшним днем.

Давайте посмотрим, что делают некоторые раскрученные производители бытовой техники. Они на детских игрушках, например на игрушечном парикмахерском наборе, пишут название своего бренда. Таким образом они с самого детства «садят» ребенку в голову на подсознательном уровне торговую марку. Через много лет, когда уже девушке предстоит совершить первую покупку фена, угадайте, какой она, скорее всего, выберет? Конечно, тот, чье название много раз видела на своем игрушечном наборе. Не факт, что купит, но это будет первое, что привлечет ее взгляд.

 

 

Источник новости: http://2×2.su/smallbusiness/article/yuliya-mihaylovskaya-cenite-svoih-sotrudnikov-139961.html