«Заставить» замени на «увлечь», или Как заинтересовать ребенка чтением книг

Книги в жанрах мистика и триллер – это для детей?

Интересных книг, которые заставляют детей задумываться, взрослеть, сегодня очень много, другое дело, что не все они доходят до Дальнего Востока, считает амурский писатель Евгения Кретова.

Роман Евгении «Альтераты: миссия для усопших» вошёл в число финалистов (шорт-лист) престижного литературного конкурса «Новая детская книга», представленных в номинации «Фэнтези. Мистика. Триллер». С амурчанкой соперничают авторы из Санкт-Петербурга, Москвы, Воронежа и даже Канады.

Кстати, на сайте премии открыто читательское голосование, в котором Евгения уверенно лидирует. Итоги подведут 27 сентября. Книга победителя будет опубликована всероссийским тиражом.

Баба-яга 16+

– О чём «Альтераты»?

– О школьнице Лере Ушаковой, которая с детства видит призраков. Они приходят к ней и просят о помощи в делах, которые не смогли или не успели завершить. Перед героиней каждый раз встаёт дилемма: помочь им или проигнорировать. За основу я взяла древние славянские верования о людях, преимущественно женщинах, помогавших умершим найти дорогу к родственным душам. Этот образ – женщина на границе двух миров – нам хорошо знаком из сказок: Баба-яга. Только у меня ей всего 16 лет и она ещё не понимает, дар ей дан или проклятие.

– Как-то не вяжется триллер с представлением о новой детской книге. А как же светлое, доброе, вечное?

– Дело в том, что перед самим конкурсом традиционно выступает председатель жюри и глава престижного издательства Борис Кузнецов, ориентируя участников на актуальные интересы издательства, выводящего на рынок как раз различные романы-фэнтези, подростковую прозу. В этом году они решили несколько повысить возрастную планку читателей, выйти за рамки традиционного, уже освоенного ими поля. Вот и появилось дополнительное уточнение для конкурсантов: нужны мистика и триллер. Конечно, из всего заявленного только треть работ полностью отвечала требованиям. Но произведения неоднозначные, спорные.

Что касается светлого, доброго, то в «Альтератах» как раз хеппи-энд, жизнеутверждающая позиция. Герои стремятся к улучшению жизни, к тому самому разумному, вечному.

– И сам жанр, уверены, точно попадает в подростковую аудиторию?

– У нас этот читатель разносторонний. На него сваливается столько информации, что, думаю, сегодня найдётся книга абсолютно для любого читателя. Те же «Альтераты» будут интересны подросткам: книга о таких же, как они, об их взрослении.

– Насколько мы знаем, это не первый конкурс, в котором вы участвуете.

– Первый, в котором я принимала участие, был в 2015 году. Тогда моё произведение в жанре славянского фэнтези «Тайны великой Тартарии» вошло в лонг-лист (список претендентов в финалисты) премии. После, доработанная, с названием «Вершители», книга уже в этом году стала победителем в номинации «Подростковое фэнтези» другой премии – «Рукопись года». Эта вещь не страшная, хотя в ней много славянской мистики, этнографического материала. Я восстанавливала различные заговоры, языческие обряды.

Кстати, в нынешнем же году я также стала финалистом первого национального конкурса электронной литературы «Электронная буква» (председатель – поэт и писатель Дмитрий Быков). Проводится конкурс на электронной платформе «ЛитРес: Самиздат» – хорошая площадка для молодых авторов, желающих попробовать себя в качестве профессиональных писателей. По итогам конкурса вышел сборник моих мистических рассказов «Дом с панорамными окнами», который, что интересно, после переработки и стал романом «Альтераты»!

Дайте выбор

– Не кажется ли вам, что раньше фантастика как-то вдохновляла стремиться к лучшему, к прогрессу, а сейчас она больше в депрессию вгоняет?

– Это, наверное, модное нынче направление постапокалипсиса. В России оно только набирает обороты. Кстати, и Кузнецов отметил: «Что-то мало стало драконов, оборотней, вампиров…» (смеётся).

– А насколько такой постапокалипсис опасен для неокрепших умов тех же подростков?

– Ну, таким образом можно расценить любую информацию, которая оказывается в распоряжении ребёнка. Агрессия сегодня может крыться во всём: телевидение, книги, фильмы, компьютерные игры. Думаю, книга в этом отношении наиболее безопасный источник получения информации, удовольствия и времяпровождения. Даже в книжном триллере более выпукло проявляются стороны добра и зла, ближе та грань между ними, по которой должен пройти читатель, чтобы определиться, на чьей он стороне.

Интересных книг, которые заставляют детей задумываться, взрослеть, сегодня очень много. А почему они должны всё воспринимать как непреложные истины, сразу брать под козырёк и применять какие-то модели поведения?

– А насколько вообще сложно писать для детей?

– Наверное, сложно в плане чёткого ориентира на целевую аудиторию. При работе, скажем, для совсем маленьких, у тебя у самого меняются восприятие, лексикон, сюжетные линии – и всё, чтобы влезть в шкуру читателя, чтобы ему было понятно и интересно.

В жанре триллера сложно не увлечься и не уйти в категорию 18+. Всё-таки мысль должна быть выражена средствами, доступными ребятам 14 – 16 лет. Это более образный язык, более яркая визуализация.

– Ваш цензор – только вы сами?

– У меня своя фокус-группа имеется. Моя старшая дочь (ей 14 лет) – первый читатель моих произведений и цензор, иногда даже жёсткий. На «Альтераты» даже сделала рецензию, выбрав главную для себя мысль – о важности выбора. Ведь выбор – это то, что делает человека человеком.

– Хорошо, авторов много, но как-то они не на слуху. И дети, по сути, читают то, что читали ещё их родители…

– Авторов действительно всё больше, и качество детской литературы всё выше, и читают всё больше. По статистике 2017 года, среднестатистический российский ребёнок прочитывает примерно восемь книг в год – это немало, кстати. В США – три книги, в Европе – пять.

Другое дело, что далеко не все новые произведения доходят до Дальнего Востока. Кроме того, детская аудитория намного уже, чем взрослая, а значит, меньше тиражей, продвижения, издательств.

– А вот не хочет подросток читать – как его заставить?

– Прежде всего – убрать слово «заставить» (смеётся). Моя дочь опять-таки, выступая с докладом на круглом столе «Подросток и литература» под эгидой регионального отделения Союза писателей России, выдвигала некоторые тезисы, которые меня даже удивили. К примеру: «Не заставляйте, не ограничивайте наш выбор – вы же, взрослые, нас воспитываете, вкладываете в нас, ну так доверьтесь немного самим себе – позвольте нам решить самостоятельно».

Так что «заставить» лучше заменить на «предложить», «заинтересовать», «увлечь» – даже, например, ненавистным списком литературы на лето. Хотя вот ещё проблема: не все учителя и библиотекари могут посоветовать, что включить в этот самый список. Много рекомендаций есть в интернете, но, к сожалению, не систематизированных… Или заинтересуйте ребёнка своим примером: сядьте и сами почитайте – он, глядя на вас, обязательно подсядет.

 

 

Источник новости: http://2×2.su/rest/news/zastavit-zameni-na-uvlech-ili-kak-zainteresovat-re-138977.html