Золото в истории и преданиях: почему три крупнейших в Приамурье клада так и не нашли

В третье воскресенье июля (в 2018 году – 15 числа) в России отмечается День металлурга

В Приамурье отрасль занимает одну из ключевых позиций – в первую очередь, конечно, за счёт золотодобычи.

Откуда жила?

Золото в Приамурье добывают уже около 150 лет, и, кажется, оно неиссякаемо. А откуда оно вообще у нас, почему его так много?

– Существует понятие участков древнего заложения, которые образуются в древних платформах. Амурская область находится на стыке Сибирской и Китайской платформ, – поясняет заведующий лабораторией рудогенеза Института геологии и природопользования ДВО РАН Николай Остапенко. – На подобных территориях происходило нарушение земной коры, участки которой могли расходиться, образовывать морские бассейны, за счёт чего возникали остаточные породы. Например, в мезозойскую эру на территории области располагался палеоокеан Тетис, захватывающий север региона. Потом Сибирская и Китайская платформы сдвинулись – океан сомкнулся. И на подобных стыках сохранились разломы, в которых возникали различные геологические процессы.

Во время вулканической активности из мантии земли поднималась горячая расплавленная магма, вместе с ней – такие породы, как известняки, песчаники, плавясь и заполняя разломы.

– Потом растворы остывали, кристаллизовались, превращались в гранит, – поясняет специалист. – А во время кристаллизации выделялись побочные вещества – вода, различные газы. Они забирали сплавы, минералы земной коры, пробирались по трещинам на поверхность. Так образовывались кварцевые жилы с содержанием золота – золотоносные месторождения.

И представлено золото в форме мельчайших крупинок, невидимых даже вооружённому глазу. Его количество зависит от условий формирования кварцевых жил и их химического состава. Месторождение считается хорошим при добыче 1 – 2 грамма золота на одну тонну горной породы.

Сегодня на территории области насчитывается порядка 60 золотоносных узлов. Но только 7 – 10 из них исследуются, остальные в силу своей удалённости и недоступности не изведаны. Причины рекордных объёмов золотодобычи (от 7 до 20 тонн в год) в разные годы в истории области – становилось больше крупных золотодобывающих компаний и старательских артелей, росли механизация золотодобычи и количество разведанных запасов россыпного золота, а также вводились новые рудные месторождения и прогрессивные технологии переработки руд.

Первой стала бронза

Говоря о металлургии, мы решили погрузиться во тьму прошедших веков, чтобы узнать, какие металлы первыми появились на территории Приамурья и когда.

На этот вопрос нам ответил ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Сергей Нестеров:

– На территории Приамурья первый металл – бронза – появляется в конце XI века до нашей эры с приходом сюда населения, которое в дальнейшем сформировало урильскую археологическую культуру. Тем не менее можно сказать, в Приамурье бронзовый век как исторический этап был пропущен. Да, отдельные изделия были, но все они привозные из южных районов, скорее всего – из Маньчжурии с выходом на Северо-Китайскую равнину, где было достаточно много этого металла. Пришлые столкнулись здесь с отсутствием рудных запасов меди и других компонентов бронзы, поэтому какое-то время, по всей видимости, переплавляли принесённую с собой бронзу. В связи с этим чаще стала использоваться техника шлифования камня. Потом жители обнаружили болотную, или луговую, железную руду. В XI – XX вв. до нашей эры начали выплавлять железо и чугун. Стоит отметить, что это самое раннее начало использования железа, даже более раннее, чем в Китае.

Что касается изделий из металлов, бронзу находили в основном в виде украшений: дольчатые лапчатые бляшки и лапчатые подвески, одну из которых нашли на острове Урильском в 1961 году, вторую – на памятнике Букинский Ключ – 1 в 1987 году на реке Бурее. Ещё одну лапчатую подвеску нашли в с. Поярково Михайловского района уже в 2000-х при раскопках на берегу Амура.

А вот из железа уже делали ножи. При этом нож, который был найден на реке Бурее на памятнике Сухие Протоки – 2, имеет ручку, расположенную к лезвию под углом, так называемый коленчатый нож. Вот такие ножи были характерны для Центральной Азии, Северного Китая и Монголии.

Из чугуна отливали кельты, которыми рыхлили землю и рубили деревья. Такие изделия также применялись для обработки, например, дерева.

Кроме того, в восточной части Приамурья за Малым Хинганом с V века до нашей эры и до IV века нашей эры существовала польцевская культура раннего железного века, второго его этапа. Профессор Михаил Могилевский сумел, работая с материалами из поселений, обнаружить так называемую дамасскую, или булатную, сталь. Этот памятник датируется I веком до нашей эры и является самым ранним появлением на территории России данной стали. По всей видимости, мастера, которые её изготовили, даже не осознали, что открыли. Либо эти кузнецы-металлурги погибли в результате набега, так как продолжения работы со сталью не было.

При этом профессор Могилевский долго думал, как удалось получить дамасскую сталь, и пришёл к выводу, что кузнецы, скорее всего, случайно нагрели форму, куда заливали металл, и именно нагретая форма дала структуру, характерную именно для этой стали.

Пошёл в туалет – нашёл монеты

Таинственные истории о золотых кладах народ всегда любил. В Амурской области, по преданиям, два клада весом по 10 тонн и один около тонны до сих пор хранятся в земле.

Самым крупным кладом считаются слитки золота и драгоценности, изъятые большевиками и погружённые на караван судов и барж под охраной канонерской лодки «Орочанин». Председатель облисполкома Фёдор Мухин приказал спрятать золотой груз в тайге до лучших времён. По разной информации, там было от 21 до 316 пудов (1 пуд – чуть более 16 кг). Японцы решили захватить драгоценный груз и не пропустили «Орочанин» через Транссиб. Но когда лодка села на мель, она была уже без команды и без слитков. На месте тех событий якобы и лежит около 10 тонн золота.

Амурчане периодически находили золотые слитки с «Орочанина». Летом 1979 года жительница Новооандреевки у себя в огороде наткнулась тяпкой на золотой слиток весом 5 – 6 кг с высеченной надписью «Благовещенск 1917».

Летом 1987 года тракторист из Великокнязевки Николай Василенко, обрабатывая поле, нашёл брусок золота 859-й пробы весом 12,5 кг. Мужчина тщательно отмыл брусок и сдал находку государству, за что был награждён 130 тысячами рублей.

В 1987 году восемь зейских школьников из п. Светлого на южной стороне сопки, ближе к плотине, нашли флягу с золотом. Чуть позже эти же ребята, раскопав землю в полуметре от найденной фляги, нашли золотой слиток.

Второй крупный амурский клад спрятал анархист Гамов (1918 г.), который ограбил банк и вывез 8 подвод с золотом. Позднее его следы затерялись в Китае, но за границу он сбежал без золота. Где он запрятал драгоценности, неизвестно.

Третий крупный клад, по историческим данным, находится на сопке Шапка. Там его схоронили чжурчжэни, грабившие в своё время Китай и его столицу Пекин.

В 1994 году в Селемджинском районе пропал вертолёт Ми-2, на борту которого было 40 кг золота. Масштабные поиски не дали результата, и лишь спустя год после падения вертолёт обнаружили, найдя семь целых контейнеров золота из десяти находившихся на борту. Три других разбило ударом.

В 70-х годах один из жителей Зеи во время ремонта обнаружил под домом бутылочку с золотым песком. А дом стоял на территории бывшей усадьбы золотопромышленника и приисковладельца Григория Воеводина, который эмигрировал в Маньчжурию, перед отъездом, по преданию, закопав своё золото в четырёх бутылках.

Примерно год назад амурская семья ехала на машине через лес. Их шестилетнему ребёнку понадобилось выйти в туалет, и папа в шутку дал ему лопату, чтобы вырыть ямку под туалет и потом её закопать. Начав копать, мальчик обнаружил золотые монеты с украшениями. Клад датирован XIII веком. Сдав его государству, семья получила награду – 500 тысяч рублей.

Какие богатства под землёй?

Наибольший прогнозный запас полезных ископаемых в Приамурье – по углю: 63 млрд тонн

По данным директора инвестдепартамента Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Георгия Колпачёва, на Дальнем Востоке возможно освоить новые и доразведать существующие месторождения.

Так, в нераспределённом фонде, в частности, никелево-медные месторождения Кун-Маньё в Амурской области. Суммарные запасы – 1 млн тонн никелевого эквивалента. А что ещё таится в амурских недрах?

Благодарим за помощь Амурский филиал ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Дальневосточному федеральному округу»

 

Источник новости: http://2×2.su/society/news/zoloto-v-istorii-i-predaniyah-pochemu-tri-krupneys-138250.html