Благовещенка купила у АТБ вексель на миллион рублей и может остаться без денег

Купленный с выгодой вексель оказался «пустышкой»

Жительница Благовещенска Инга Теплинская обратилась в Азиатско-Тихоокеанский банк еще в прошлом году. Тогда она продала квартиру в одной из деревень Приамурья и впервые получила на руки огромные деньги – миллион рублей. Самым разумным ей показалось оформить вклад, чтобы средства понемногу копились. Так женщина и поступила. А когда истек срок, обнаружила – ставка заметно понизилась. Добрый менеджер посоветовал: «Да вы приобретите вексель, больше заработаете!» Инга задумалась. Тогда она даже не подозревала, что из-за этого векселя потеряет все.

Провели

До тех пор благовещенка никогда не сталкивалась с векселями. Она не знала, что вексель – это ценная бумага, которая подтверждает обязательство должника уплатить обладателю векселя указанную сумму в оговоренный срок. В случае Инги должником должна была стать указанная в графе «векселедатель» компания ФТК, которая обязалась выплатить ей 1 063 592 рубля 33 копейки – на 23 тысячи больше, чем женщина собиралась вложить. По условиям договора выплата должна была произойти в любое время по требованию обладателя векселя, но не ранее 4 мая.

Вот только менеджер банка описывал вексель немного иначе. Он говорил, что это практически тот же вклад – только проценты не начисляются. И опускал подробности о том, что вексель, в отличие от вклада, не страхуется.

– Я сразу начала спрашивать о рисках, – вспоминает благовещенка. – И мне рассказывали: «Мы с этой компанией сотрудничаем больше 15 лет, это наша компания, наши партнеры». Признаюсь, слово «наша» меня расположило. Я же находилась не где-то, а в банке, с которым уже имела дело. И я изучила весь договор, все выглядело юридически правильно. Единственное, меня смутило, что векселедателем значилось ООО «ФТК». Спрашиваю: «Что это такое?» А они опять заладили – «наша», «наша», «наша»…

Инга Теплинская сама поражается тому, как согласилась на покупку. Обычно она внимательно следит за деньгами. Даже когда занимает небольшую сумму друзьям, просит тех писать в мессенджерах – какую, до какого числа. А тут на нее подействовала сила банковского авторитета.

– Я все подписала. Остававшийся у банка экземпляр договора даже не посмотрела, страницы не перелистывала – приоткрывала там, где нужно поставить подпись. Так и не заметила, что во втором экземпляре была еще пара страниц, которую мне не дали изучить.

На этих страницах содержалась декларация о рисках. Там черным по белому было написано, что существует «возможность наступления события, которое влечет за собой частичную или полную потерю денежных средств от вложений». И поставив свою подпись, Инга подтвердила, что осознает этот и другие риски и понимает, что ее деньги не застрахованы.

– Но это выяснилось уже потом, когда все случилось, – вздыхает женщина. – Я притворилась, что потеряла свой договор, пришла в банк за копией. И мне отксерокопировали его вместе с этим самым приложением.

Денег нет

Однако сначала ничто не предвещало беды. Совершив роковую покупку, Инга жила спокойно. Вексель с ее подписью хранился в банке – менеджер сказал, что от одного залома бумага может потерять всю свою ценность. Копию прислали на электронную почту.

Постепенно подходил срок выплат – 4 мая. Как и положено, клиентку пригласили в банк, чтобы она написала заявление на погашение. Сразу предупредили: «Не пугайтесь, если деньги день в день не придут – праздники же, из Москвы переводы могут задержаться». Но наступило 5 мая, а денег все не было. Женщину опять успокоили – выходные же, вот средства и не перешли. Однако и в понедельник сумма на счету не увеличилась.

– В банке попросили дать им три дня. Это сейчас я понимаю, что они взяли тайм-аут, чтобы придумать ответ. И они подготовились – написали и разослали уведомление о невозможности платежа. Всех покупателей отправили к векселедателю – в «Финансово-торговую компанию», в Москву.

Азиатско-Тихоокеанский банк назвался посредником и перекинул всю ответственность на ФТК. Об этом было написано еще в декларации о рисках, которую Инга Теплинская увидела слишком поздно.

– До ФТК я не дозвонилась, – рассказывает она. – У нас есть группа в What’s App, где я переписываюсь с такими же потерпевшими со всей России. И из всей этой группы по телефону ответили только одной женщине. Да и как ответили – отправили разбираться с АТБ.

Пострадавшие написали заявления не только в сам Азиатско-Тихоокеанский банк, но и в Центральный банк Российской Федерации и полицию. В отделе по борьбе с экономической преступностью и противодействию коррупции регионального МВД срок рассмотрения заявления Инги Теплинской недавно продлили до 30 суток. Амурские же юристы браться за дело не торопятся – они не готовы давать никакие гарантии, пока не увидят официальные ответы от ведомств.

Благовещенка купила у АТБ вексель на миллион рублей и может остаться без денегБлаговещенка купила у АТБ вексель на миллион рублей и может остаться без денегБлаговещенка купила у АТБ вексель на миллион рублей и может остаться без денегБлаговещенка купила у АТБ вексель на миллион рублей и может остаться без денегБлаговещенка купила у АТБ вексель на миллион рублей и может остаться без денегБлаговещенка купила у АТБ вексель на миллион рублей и может остаться без денегБлаговещенка купила у АТБ вексель на миллион рублей и может остаться без денегБлаговещенка купила у АТБ вексель на миллион рублей и может остаться без денегБлаговещенка купила у АТБ вексель на миллион рублей и может остаться без денегБлаговещенка купила у АТБ вексель на миллион рублей и может остаться без денегБлаговещенка купила у АТБ вексель на миллион рублей и может остаться без денегБлаговещенка купила у АТБ вексель на миллион рублей и может остаться без денегБлаговещенка купила у АТБ вексель на миллион рублей и может остаться без денег

Рухнувшая пирамида

То, что случилось с продажей векселей в АТБ – классический пример рушащейся финансовой пирамиды. Центробанк обнаружил ее еще в конце апреля. Тогда специалисты заметили, что банк организовал продажу населению векселей ФТК – компании, у которой были все признаки неплатежеспособности. Не имея денежных поступлений, она могла расплачиваться по ранее выпущенным векселям только с помощью выпуска новых.

– Один из акционеров АТБ Андрей Вдовин находится сейчас в международном розыске, предположительно живет в Англии или Германии. И он создал компанию ФТК, векселя которой людям и предлагались. Как я понимаю, деньги при помощи этой компании и ее векселей выводились на офшорные счета. На это указывает то, что одна из компаний, имеющих отношение к ФТК, зарегистрирована на Кипре, – объясняет адвокат, специалист по уголовному праву Сергей Нелин.

По его словам, судить о том, как разрешится ситуация, еще рано. Возможно, договор купли-продажи удастся признать недействительным из-за нарушений при оформлении простого векселя. Например, в копии, присланной банком Инге Теплинской, на оборотной стороне отсутствует подпись индоссанта – человека, передавшего Инге свои права по ценной бумаге. Однако в АТБ эту копию заверять отказываются и обещают в скором времени выдать оригинал ценной бумаги. И нет никаких гарантий, что бумагу не подправят – не поставят на ней все нужные подписи.

– Да, есть шанс доказать, что форма векселя не была соблюдена, ведь копия была прислана менеджером банка на электронную почту. Однако насколько велик этот шанс, я сейчас сказать не могу, – уточняет юрист.

Пока нет понимания, в какую сторону будут развиваться события – согласятся ли решать вопрос на уровне правительства, Центрального Банка. Как говорит Сергей Нелин, пока Центробанк открещивается от потерпевших – направляет их судиться с ФТК и АТБ. Однако он считает, что огромная задолженность «Финансово-торговой компании» по векселям – 4,3 миллиарда рублей – и вал обращений от пострадавших вынудит правоохранительные органы возбудить в итоге уголовное дело.

 

Источник новости: http://2×2.su/society/news/blagoveschenka-kupila-u-atb-veksel-na-million-rubl-135816.html