Зачем мэрия Благовещенска избавилась от троллейбусов?

Действительно ли «Троллейбусное управление» необходимо было закрыть

Троллейбусы десятилетиями курсировали по улицам Благовещенска и, казалось, не исчезнут никогда. «Троллейбусное управление» не раз переживало кризисы – и вставало на ноги, чтобы возить новое поколение амурчан. Но наступило лето 2016-го. Огромное предприятие закрыло двери на время ремонта дороги на пересечении Мухина и Игнатьевского шоссе, но не открыло уже никогда.

Двухлетняя агония

Первый раз о закрытии «Троллейбусного управления» заговорили еще в 2014 году. Причин было много: изношенный троллейбусный парк, падающее число пассажиров, рост цен на топливо, долги за электроэнергию. Из-за всего этого время работы троллейбусов не раз сокращали – все, чтобы удержать на плаву экологичный общественный транспорт. До его полного исчезновения оставалось каких-то два года.

Агония предприятия продолжалась еще два года, а потом кончилась в одночасье. Отказ от троллейбусов обосновывали убыточностью этого вида транспорта. Столпившиеся на остановках люди все чаще садились в автобусы и маршрутные такси, «рогатый» транспорт отправлялся пустым.

– Пассажиров нет, техника стоит, долги копятся – получался замкнутый круг. Фактическая стоимость одной поездки составляла 32 рубля, но с пассажиров брали по 21 рублю. Разницу в стоимости перевозчику компенсировали из средств городской администрации. Самым разумным было отказаться от троллейбусов, чтобы сэкономить бюджет, – объясняла позицию властей мэр Благовещенска Валентина Калита.

Экс-директор «Троллейбусного управления» Леонид Жаровский с ней не согласен. Он руководил предприятием с 1997 по 2013 год и уверяет:

– В процентном соотношении троллейбусное управление было менее убыточным, чем автобусный парк. Его закрыли потому, что предприятие сложное, никто не хочет с ним возиться. А смысла в этом не было – они же открыли десятки маршрутов, аналогичных троллейбусным, чтобы управление угробить. Все делают так, чтобы шанса на возвращение троллейбусов не осталось: снимают линии, режут провода. Провода же новые, чистейшая медь, ее сдавать могут по 300 рублей за килограмм.

То, что случилось с предприятием, Леонид Геннадьевич сокрушенно называет трагедией. Он никогда не думал, что подобное может случиться:

– Был мэром Колядин – хуже была ситуация, и финансовая, и техническая. И вытащили предприятие буквально за какие-то три-четыре года! А тут…

Новая жизнь депо

И все же, каковы бы ни были причины, «Троллейбусного управления» больше нет. Все его имущество, территория и даже некоторые сотрудники стали частью муниципального предприятия «ГСТК». Передали ему и здание троллейбусного депо на Тенистой, 103. Теперь там расположено подразделение по эксплуатации и содержанию сетей наружного освещения.

Там же содержатся старые благовещенские троллейбусы. Они действительно были изношены – настолько, что их не удалось ни продать, ни даже подарить другим городам. Например, от них отказывался директор трамвайно-транспортного управления Хабаровска Николай Илющенко:

– Брать там абсолютно нечего, потому что там лохматье, которое нет смысла тащить. Нужных двигателей нет, кузовов тоже. Рога и штанги есть, но у нас этого добра тоже хватает. Просим стекла, а они просят очистить им территорию – негде держать этот хлам.

Так и стоят машины в родном депо. И там же работают некоторые из прежних сотрудников. Как рассказали в мэрии Благовещенска, работникам бывшего «Троллейбусного управления» предлагались вакансии в структурных подразделениях «ГСТК». Некоторые из тех, кого устроили предложения, не сменили даже адрес работы – устроились в подразделение по эксплуатации и содержанию сетей наружного освещения.

– Да там человек десять осталось, – рассказывает Леонид Жаровский. – Водителям троллейбусов тогда предлагали вакансии уборщиц, в похоронном бюро полы мыть. Кто-то согласился, а кто-то – извините. Водители троллейбусов получают прилично, и после этого должны работать уборщицами на копеечную зарплату?

Но были и другие вакансии. Еще в 2015 году 12 водителей троллейбусов переучились и сели за руль автобуса – они так и работают на муниципальном предприятии «Автоколонна 1275». Так что хотя «Троллейбусное управление» и закрыли, но о сотрудниках постарались позаботиться. По крайней мере, по официальной версии.

Не только в Благовещенске

Плачевная ситуация с троллейбусами сложилась в соседних с Амурской областью регионах. Однако там троллейбусные управления еще держатся – пусть и из последних сил. Лучше всего дела идут в столице Забайкалья. Там в город по-прежнему выезжают 92 троллейбуса, существуют четыре маршрута. Сказывается то, что кроме «рогатых» в Чите работают только маршрутные такси – автобусов там нет. И все же ежегодно троллейбусное управление теряет свыше миллиона пассажиров. Как бы не потеряло всех.

В Хабаровске два маршрута уже закрыли из-за непопулярности. Однако два маршрута осталось – оба ведут из города в аэропорт и обратно. Правда, один из них действует только по утрам в будни. В остальное время этот транспорт, видимо, не пользуется спросом.

Два троллейбусных маршрута осталось и во Владивостоке. Там они ежедневно отходят от автовокзала, развозя приезжих, встречающих, провожающих. Ситуация очень напоминает происходящее в Хабаровском крае, но пока остается не такой плачевной – в приморской столице оба маршрута работают  ежедневно и до позднего вечера.

 

Источник новости: http://2×2.su/transport/news/zachem-meriya-blagoveschenska-izbavilas-ot-trolley-135453.html