В Тамбовском районе опасные объекты два года работали без лицензии

Почему объекты считаются взрывоопасными, разбирался портал 2×2.su

В редакцию обратился житель Тамбовского района Т. Сергеев:
В прошлом году поднимался вопрос о недобросовестной работе Тамбовского элеватора. Связавшиеся с этим предприятием амурскиесельхозпроизводители не могли вернуть ни свои деньги, ни свой урожай, сданный на хранение. Но, подумалось нам, одно дело – это разбирательства между предпринимателями, и совсем другое – безопасность людей, которые никак с этой историей не связаны, но могут оказаться случайными жертвами. Просто потому что живут неподалёку от опасных производственных объектов, которые, как выяснилось, целых два года работали без лицензии. Как быть в этом плане?

Нужна ли проверка?

В распоряжении редакции оказались документы, из которых складывается интересная история. Деятельность Тамбовского элеватора контролируется несколькими юридическими лицами – ООО «Элеватор», ООО «Агрофирма Амур» и ООО «Оникс», а также индивидуальным  предпринимателем Юлией Викуловой. С ними-то амурские фермеры и заключали договоры на хранение зерна в Тамбовском элеваторе. С заявлением о необходимости провести внеплановую проверку в начале этого года в Ростехнадзор обратилась председатель колхоза «Надежда» Ольга Ивашина, когда осталась без своего законного урожая. Для фермера сотрудничество с Тамбовским элеватором обернулось убытками и, образно выражаясь, головной болью. – Небольшой колхоз сдал на хранение 186 896 килограммов пшеницы, но получить обратно её не смог – якобы пшеница при хранении смешалась с соей и её теперь нет в достаточном количестве, – отметила Ольга Ивашина. «Полагаем, утрата пшеницы могла быть вызвана нарушением правил хранения зернобобовых культур, приведшим к смешению, порче, повреждению или иной форме утраты зерна пшеницы. Имели место смешения хранимых культур сои и пшеницы из-за нарушения условий хранения, – говорится в заявлении.
– Ввиду наличия возможной угрозы технических аварий на опасном производственном объекте – Тамбовском элеваторе – прошу провести внеплановую проверку соблюдения требований законодательства, технических регламентов, иных нормативных требований при осуществлении деятельности по хранению взрывоопасной сыпучей сельхозпродукции (пшеницы, сои). Также по наличию разрешения на использование такого объекта, наличию квалифицированных сотрудников для работы на ответственном производстве со сложным оборудованием».

Где лицензия?

И проверка последовала – со стороны не только Ростехнадзора, но и прокуратуры. А за ней и весьма настораживающие результаты. По данным Ростехнадзора, на территории Тамбовского элеватора действуют два опасных производственных объекта. Это «Элеватор», его  эксплуатирует ООО «Оникс», и «Элеватор – семяочистительный завод», который эксплуатирует предпринимательница Юлия Викулова. Существует Федеральный закон от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», по которому подобным объектам (подчеркнём, что оба они относятся к III классу опасности, категория – «взрывопожароопасные объекты») для работы необходима лицензия. Однако её-то у предприятия как раз и не оказалось! Причём с самого начала деятельности, то есть с 2016 года. Нет, конечно, руководство элеватора предпринимало попытки её получить. Как показала проверка прокуратуры, в октябре 2016-го и феврале 2017 года ООО «Оникс» обращалось в Ростехнадзор с пакетом необходимых документов. Однако лицензию предприятие так и не получило по весьма банальной  причине:  часть представленных документов были… ненадлежащего вида. Хотя, казалось бы, объект-то серьёзный, взрывопожароопасный. Как можно не озаботиться «надлежащим видом» документов при его работе? В сентябре 2017 года, когда проверка прокуратуры Тамбовского района установила, что опасный объект ООО «Оникс» эксплуатируется без лицензии, а руководство не принимает достаточных мер к тому, чтобы её получить, прокурор района внёс представление – нарушения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности должны быть устранены. И вот тогда на предприятии начали собирать необходимый пакет документов для Ростехнадзора, оплатили госпошлину для получения лицензии и т. д. Что касается второго опасного объекта – «Элеватора – семяочистительного завода» индивидуального предпринимателя Юлии Викуловой, прокуратурой было установлено следующее: хозяйка элеватора не принимала своевременных мер, чтобы получить лицензию. По данному факту районный прокурор в феврале 2018 года внёс представление об устранении нарушений.

Что на сегодня?

Но, позвольте, скажете вы, на дворе уже апрель 2018-го. Неужели элеватор до сих пор работает без лицензии? Вот что нам ответили на официальный запрос в Дальневосточном управлении Ростехнадзора: «С момента регистрации и по настоящее время указанные ОПО эксплуатируются без лицензии». Также нам сообщили, что с 5 марта по 3 апреля 2018 года на обоих опасных объектах прошли внеплановые выездные проверки на основании распоряжений заместителя руководителя управления Ростехнадзора по согласованию с прокуратурой Амурской области. Каковы же итоги? В отношении ООО «Оникс» 3 апреля Ростехнадзор составил протокол о временном запрете деятельности. Административные материалы передали в Тамбовский районный суд, который в свою очередь признал его виновным в совершении административного правонарушения – нарушении требований промышленной безопасности или условий лицензии (часть 1 статья 9.1 КоАП РФ). Последовало и административное наказание – с 3 апреля на 58 суток приостановлена работа одного из технических устройств элеватора,
а в отношении директора Михаила Корсакова был составлен протокол об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении, может быть, будет составлен и в отношении Юлии Викуловой. 
 
Чем опасно?
 
Кому-то может показаться, что отсутствие лицензии не такое уж страшное преступление. Но если обратиться за разъяснениями к специалистам, в тот же Ростехнадзор например, то становится понятно, что при хранении и переработке какого-либо растительного сырья (в нашем случае это соя и пшеница) на предприятии и прилегающей территории в процессе образуются пылевоздушные смеси, которые могут загореться от какого-то источника зажигания. И даже если вы уберёте зерно из хранилища, это не поможет – образовавшаяся в воздухе взвесь будет гореть сама по себе. Так что при нарушении условий работы опасного производственного объекта (а они нарушались – это показали проверки) последствия могут быть трагическими. Если вдруг случится пожар, который не успеют оперативно локализовать и потушить, ветер понесёт огненное облако дальше – к жилым домам.
 
Угроза ли продбезопасности?
 

Но продолжим. Рано или поздно деятельность, нарушающая законодательство, должна была выйти предпринимателям боком. Так и случилось. По материалам доследственной проверки по факту осуществления незаконной предпринимательской деятельности ООО «Оникс» без  лицензии принято решение о возбуждении уголовного дела. В полиции Амурской области случившееся пока не комментируют в интересах следствия, но из источников редакции стало известно, что уголовное дело возбуждено по пункту «б» части 2 статьи 171 Уголовного кодекса России. Откроем Уголовный кодекс. Статья 171 – это незаконное предпринимательство. Ищем пункт «б» части 2, читаем: «сопряжённое с извлечением дохода в особо крупном размере». Ситуация усложняется ещё и тем, что на Тамбовском элеваторе хранится государственный стратегический резерв зерна. Ранее наша редакция уже сообщала, что у ООО «Оникс» заключены контракты с акционерным обществом «Объединённая зерновая компания», которое, в соответствии с Указом Президента РФ от 20.03.2009 № 290, включено в перечень стратегических организаций и является государственным зерновым оператором. Неужели под угрозой оказалась государственная программа продовольственной безопасности страны? Между тем недавно в Благовещенск приезжала съёмочная группа известной передачи «Человек и закон», чтобы объективно разобраться в ситуации. И даже такие опытные федеральные журналисты были, мягко говоря, удивлены подобным размахом – масштаб проблемы вышел за пределы не только территории Тамбовского элеватора, но и всей Амурской области. Судебные процессы, связанные с предприятием, велись и ведутся в Москве, Якутии, Биробиджане, Хабаровске и других городах. Общая сумма потенциального ущерба может составить более 300 млн рублей. Проблема в том, что основное ликвидное имущество находится в залоге у банков, а значит, фермеры могут так и не получить своих денег. Сюжет уже вышел на федеральном канале, его можно найти и в интернете. Журналистам удалось поговорить с бывшим главным инженером ООО «Агрофирма «Амур» Максимом Перницким. Он, в частности, рассказал, что всё хозяйство не просто заложено, а по завышенной цене. «Ну вы же понимаете, что банк не даст вам, например, тридцать, девяносто миллионов, там, пятьдесят миллионов, если это чем-то не подкрепить. Для этого нужны все вот эти документы, которые я сделал, чтобы его оценили, например, в триста миллионов, а на самом деле он стоит, там, сто миллионов рублей»Поведал Перницкий и о способах оформления разрешительных документов на оборудование, установленное на элеваторе. Ведь, напомним, лицензии на эксплуатацию объектов у предприятия нет. 

– Это всё сделалось. Вы сами можете сделать любой сертификат, паспорт – в интернете этого достаточно. Либо при наличии связей и каких-то других проектных бюро, организаций. Я этим занимался, так как мне было дано от Корсакова задание привести этот объект в порядок, – рассказывает бывший работник.
Что касается второй стороны конфликта, Михаил Корсаков с федеральными журналистами не общался, зато им удалось поговорить с Юлией Викуловой. Предпринимательница высказала свою точку зрения: 
– Им нужен наш элеватор. Если бы моё предприятие функционировало и работало, – для нас это не критично, – мы бы со всеми людьми рассчитались. Впрочем, версия о рейдерском захвате самих пострадавших сельхозпроизводителей, мягко говоря, удивляет. Люди откровенно говорят, что чужого им не надо, им бы своё вернуть…

 

Источник новости: http://2×2.su/society/news/v-tambovskom-rayone-opasnye-obekty-dva-goda-rabota-134192.html