Как живут амурчане без интернета и сотовых телефонов в селах?

Портал 2×2.su разбирался по каким причинам упраздняют населённые пункты и что планируется сделать для тех населенных пунктов, которые пока не собираются «стирать» с карты

По последней информации Амурстата, в 18 населённых пунктах области не осталось ни одного жителя, а в 40 числится менее десятка человек.

Известно, люди покидают те места, где нет нормальной жизни. Когда ЖКХ-инфраструктуры нет, школ и детсадов нет, транспорта, работы и нормальной зарплаты, адекватных цен на продукты нет, они уходят. И обвинять их в этом нельзя: они ведь люди, а не участники эксперимента «Остаться в живых».

Последний житель

О селе Калиновка Серышевского района рассказывает амурчанин Евгений Драник:

Село раньше стояло на месте болот, жителей в нём было очень много, но однажды Калиновку затопило, и её на бугор перенесли, мне рассказывал мой дед. Потом, в 90-е, когда всё в стране разваливалось, народ массово из деревни побежал, в основном в Казанку – село в четырёх километрах. Долгое время в Калиновке жили пятеро пенсионеров, но и те умерли. Когда я в последний раз был проездом в селе, там оставался последний житель.

Сегодня в Калиновке никого…

Районным властям тоже не позавидуешь: содержать полупустые сёла невыгодно, а расселять накладно. Много возни и с законодательством: чтобы упразднить населённый пункт, надо проводить сходы, потом выносить вопрос в райсовет, потом в Заксобрание области, согласовать с губернатором. Потом всем жителям жильё купить, а денег нет.

Зато как могли отработали программу по переселению соотечественников из-за рубежа. Дело хорошее, дальновидное, но ведь можно и поближе посмотреть…

Самое интересное, что в некоторых деревнях жители, даже если бы им и предложили переехать в город или хотя бы село помноголюднее, остались бы дома. Мол, куда уже на старости лет? А здесь хоть и пустошь, но родная.

Досадно, что заброшенные сёла зарастают травой. Косить её некому и не на что. А когда здесь грянет пал, вопрос времени. И тогда властям всё равно придётся вкладывать деньги – уже не в развитие территории, а в тушение пожаров. А от таких расходов доблести мало.

Абонент недоступен

А в тех сёлах, которые ещё держатся, один из наиболее насущных вопросов – мобильная связь и интернет. Всё-таки век высоких технологий на дворе.

В Амурской области сегодня 33 населённых пункта, где сотовой связи нет вовсе. Это 5% от всего региона, и в то же время это более четырёх тысяч человек, которые не могут быстро связаться с родственниками, а иногда даже вызвать врача на дом.

В приграничном с Китаем Архаринском районе до сих пор нет связи в трёх селах -в Новопокровке, Журавлёвке, Сагибово. А вот в Касаткино хоть ещё есть надежда.

-Здесь собираются наладить интерактивное ТВ и интернет. А вот в Новопокровке, Журавлёвке и Сагибово ничего делать не будут: в каждом из них живёт менее 300 человек, -пояснилаглава Касаткинского сельсовета Татьяна Калинина.

Людям приходится проявлять смекалку. Из Журавлёвки подключаются к вышке с сотовой связью, которая стоит в с. Ленинском. В Новопокровке и Сагибово ловят связь из Еврейской автономии, где находятся базовые станции двух крупных мобильных операторов. При этом с одного оператора на другой и обратно очень трудно дозвониться – вышки далеко, связь нестабильная. Когда она совсем пропадает, люди приходят в колхоз или в сельсовет звонить по стационарному телефону.

– А мы, если во время ЧП до райцентра по стационарному телефону не дозваниваемся, справляемся своими силами, – рассказалаглава Ураловского сельсовета Ольга Игнатьева.

Чтобы связь была, нужно приложить усилия. По данным управления информатизации Амурской области, предварительно средняя стоимость строительства базовой станции для одного населённого пункта с отсутствующей сотовой связью – 4 – 5 млн рублей. Ежемесячные операционные затраты на одну базовую станцию – 100 – 200 тысяч рублей. Для сотовых операторов в таких затратах на сёла с населением менее 500 человек нет смысла.

– Дело осложняется отсутствием транспортной сети для подключения базовых станций в удалённых территориях, – объяснила менеджер по связям с общественностью филиала одного из крупных мобильных операторов в Хабаровском крае Анна Романова.- А развивать транспортную сеть сложно, затратно и долго.

В дальневосточном филиале другого мобильного оператора считают, что делу мог бы помочь механизм государственно-частного партнёрства.

– Есть федеральный Фонд универсальной услуги связи, созданный для обеспечения россиян равным доступом к современной связи, – уточнила менеджер филиала по связям с общественностью Ольга Еланцева. -Каждый из операторов связи отчисляет в этот фонд значительные суммы. Единый операторуниверсальной услуги связи и единственный исполнитель федеральных проектов, финансируемых в том числе из фонда, – «Ростелеком». 

– В отдалённых населённых пунктах «Ростелеком» предоставляет услуги в рамках проекта устранения цифрового неравенства. В Приамурье компания обеспечила точками доступа Wi-Fi 86 населённых пунктов (более 30 тысяч жителей). Также удалённые районы обеспечиваются таксофонами, – отметила пресс-секретарь амурского филиала компании Евгения Соловьёва. – Кроме того, в Приамурьев рамках федерального проекта по устранению цифрового неравенства планируется до конца 2018 года в 118 населённых пунктах региона с населением 250-500 человек установить точки широкополосного доступа в интернет. Уже проложены волоконно-оптические линии связи до 86 населённых пунктов, ещё в 14 построены станции спутниковой привязки.

Мнение эксперта

Доктор экономических наук Сергей Мясоедов:

– Упадок многих сёл или их исчезновение с карты – это, думаю, результат экономической политики предыдущих лет. Во всём мире аграриев поддерживают, стараются закрепить на земле, дать гарантии, ссуды, льготы, гранты. У нас же почему-то создаются все предпосылки для закрытия сельских школ, больниц. Конечно, не видя перспектив, сельчане покидают деревни. Нужно повышать привлекательность села, выравнивать уровень жизни по сравнению с городским, выделять хотя бы первоначальные средства на поддержание именно сельского уклада. Господдержка рассчитана только на крупных сельхозтоваропроизводителей. Мелкие порой и не знают, куда обращаться.

Выживает только самодостаточное амурское село, где уже свой уклад, люди привыкли жить в своём отдельном сообществе, не рассчитывая на чью-то помощь, практически только за счет натурального хозяйства. Да и то большинство таких жителей стараются своих детей отправить в город. А без молодёжи у села нет будущего.

Дальневосточный гектар, который сегодня дают всем желающим, – это лишь первый серьёзный шаг к развитию деревенского уклада за много лет, ведь новые жители будут не городскими, а сельскими. Но одного этого недостаточно, нужна комплексная программа поддержки – реальная, а не на бумаге.

Мнение власти

Действующая деревенская программа в области сегодня – «Устойчивое развитие сельских территорий». По данным и.о. главы амурского минсельхоза Андрея Тарана, в 2017 году область получила федеральные деньги на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов на селе, строительство спортивных сооружений и автодорог, а также на гранты сельским активистам. Собственно, деньги освоены, показатели выполняются.

В 2018 году в программе приняты к реализации планы 8 районов области – Благовещенского, Завитинского, Ивановского, Константиновского, Октябрьского, Ромненского,Серышевского, Тамбовского.

Ещё одна программа, призванная улучшить жизнь на селе,- по развитию приграничных с Китаем территорий области – Архаринского, Благовещенского, Бурейского, Константиновского, Магдагачинского, Михайловского, Свободненского, Сковородинского, Тамбовского и Шимановскогорайонов, а также городовБлаговещенска, Свободного, Шимановска.

До 2025 года нужно добиться здесь устойчивого ростачисленности населения и его реальных денежных доходов, дать местным жителям работу, строить жильё и дороги, развивать бизнес и туризм, улучшить инвестиционный климат, создать экспортно-импортные потоки, довести валовой региональный продукт до 700млрд рублей.

А в это время

Как сообщили в Минвосток развития, амурчанин Вадим Островерх взял в Архаринском районе ДВ-гектар, чтобы возродить исчезнувшее ещё в 70-е годы ХХ века с. Татакан. Село было основано староверами – переселенцами со всей страны.А сегодня там оформлено уже 12 гектаров, люди планируют строить жильё, заниматься пчеловодством, наладить сбор полезных растений. А вот если наберётся более 20 гектаров, то по закону можно рассчитывать на то, что местные власти обеспечат здесь инфраструктуру. 

 

Источник новости: http://2×2.su/society/news/kak-zhivut-amurchane-bez-interneta-i-sotovyh-telef-132672.html