Амурчане с 14 лет могут стать участниками поискового движения

Дети с нескрываемым интересом ездят на раскопки, узнавая историю страны и проверяя себя на прочность

«Историю такой войны, как Великая Отечественная, забывать нельзя, иначе война возродится», — уверена руководитель Амурского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация почётных граждан, наставников и талантливой молодёжи», руководитель белогорского поискового объединения «Возрождение» Светлана Тереньева.

Уже как-то привычно, что региональные отделения всевозможных общероссийских ассоциаций, Союзов, организаций открываются в областном центре. А тут — Белогорск. Естественно, не последний город в Приамурье, но всё же не столица.

Жара за 40

— Светлана Павловна, почему же региональное отделение Ассоциации почётных граждан появилось именно в Белогорске?

— Из Ассоциации написали в адрес нашего комитета по образованию с просьбой открыть отделение у нас. Ориентировались на результаты патриотической работы. А поскольку к 2013 году у «Возрождения» довольно весомые успехи в своём деле уже были, то на должность руководителя регионального отделения предложили меня, я согласилась. Сама Ассоциация с 2011 года была межрегиональной, а с 2013-го — общероссийской. Её работа — поддержка межпоколенческой связи между почётными гражданами и талантливой молодёжью с помощью массы мероприятий, акций, конкурсов. А мы на сайте Ассоциации рассказываем о наиболее значимых мероприятиях по патриотическому воспитанию и в городе, и в области. Таким образом, об этом будут знать все 42 региона — члена Ассоциации.

— В августе 2017 года представители объединения «Возрождение» участвовали в поисковой экспедиции в Волгоградской области, где много останков погибших бойцов из стрелковой дивизии, сформированной в Приамурье. Как впечатления?

— Отмечу, что первая наша экспедиция состоялась в 2015 году — мы работали по местам боёв нашей дивизии на территории Китая в 1945 году. Недалеко от города  Муданьцзяна мы участвовали в захоронении останков наших бойцов.

А в Волгоградской области в составе амурского поискового сводного отряда мы участвовали в поисковой экспедиции «Серафимовичский плацдарм» — по местам боёв 96-й стрелковой дивизии, сформированной в марте 1942 года в Амурской области (частично в Белогорске). Именно с Серафимовичского плацдарма началось легендарное наступление на Сталинград. Воспитанников «Возрождения» в экспедиции представляли Кирилл Саитов и Алексей Терентьев — наиболее активные поисковики. Впервые в истории Белогорска наши дети участвовали в такой большой и важной работе. Конечно, ответственность за детей была серьёзной: во-первых — везти их через всю страну; во-вторых, в процессе раскопок вполне можно было нарваться на боевой снаряд.

Детей мы возили за счёт муниципального гранта и на спонсорские средства наших предпринимателей. Всем, кто нам помогал, заготовлены благодарственные письма, фотоотчёт об экспедиции, которые мы вручим в преддверии 75-летия Сталинградской битвы.

В 2016 году мы работали недалеко от хутора Буера-Поповского, а в прошлом — в районе хуторов Затонского и Берёзки, где мы наконец нашли массовое захоронение советских бойцов.

Конечно, впечатления у детей яркие. Экспедиция, во-первых, оказалась школой выживания. Жара была страшной! Начали работу при более чем 40 градусах (это в августе!). Правда, дней через десять обещали небольшое похолодание — до 38 градусов, чему мы несказанно обрадовались. Жили мы на турбазе на берегу протоки Дона, в четырёх километрах от того места, где 18 августа 1942 года наша 96-я стрелковая дивизия, форсировав реку, шла в наступление на Серафимович.

Рабочий день у нас начинался с девяти утра. Место раскопа — в восьми километрах от базы, и уже к десяти часам наступало пекло. Начинать бы, конечно, в пять-шесть утра, да своего транспорта не было.

В первую же неделю недалеко от хутора Бобровского мы нашли останки двух наших бойцов, а также обмундирование, гильзы, патроны, подшлемник. Захоронение нам показали местные жители.

Потом две недели мы работали на горе Жиркова, где располагались и немецкие дивизии — в том месте шло наступление наших войск. Здесь ничего особо существенного не нашлось. Поэтому спустились к Затонскому — там большая дубовая роща и так называемая «долина смерти», где, по архивным данным, погибло более тысячи человек. Здесь нам очень трудно пришлось: Дон, периодически разливаясь, скрывал захоронения под трёхметровой толщей воды. Местность сильно заросшая, чтобы начать копать, сперва нужно убрать траву, палки, ветки. Да и копать тяжело: слой земли, слой ила… Теперь мы знаем, что такое чернозём.

Кроме архивов, нам очень помогли местные жители, которых опрашивали глава отряда «Амур» Владимир Федорук и предводитель мазановских поисковиков Андрей Савченко. Благодаря этим расспросам нам удалось, в частности, побывать на хуторе Берёзки, где в районе местного кладбища мы обнаружили-таки массовое захоронение наших бойцов. По архивным данным, здесь обрели покой около 300 человек из 96-й дивизии. Находка для нас была, конечно, мощным стимулом, ведь за две недели по изнуряющей жаре да без особых результатов мы немного упали духом…

А в конце августа нам посчастливилось быть почётными гостями на праздновании 75-летия освобождения города бойцами 96-й дивизии от немецких войск.

Хлеб блокады

— В конце прошлого года ушёл из жизни руководитель Амурского регионального поискового движения Сергей Орлов. Не остановятся ли поисковые экспедиции?

— Это невосполнимая утрата. Конечно, сама поисковая работа не остановится, но с полевыми работами действительно проблема — возглавить их некому. В феврале — марте попробуем собраться, что-то решить.

— Насколько сложно сегодня заинтересовать ребёнка историей своего края, лекциями о славном прошлом?

— Я стараюсь доносить историю на примере подвигов наших отцов, дедов, прадедов. Ведь благодаря им мы спокойно живём, учимся, работаем. К примеру, год назад один наш ученик рассказал о своём прадеде, который воевал, дошёл до Берлина, принёс боевые награды. Мы выяснили, где конкретно воевал прадед, даже с описаниями. И мальчик теперь стал активным участником всех поисковых мероприятий. Кстати, участвовать в поисковой работе можно с 14 лет.

Дети разные, но каждому можно дать задание по поиску, дать возможность выступить с докладом. Волонтёрство тоже увлекает ребят. Мы посещаем ветеранов войны, поздравляем их не только с Днём Победы, но и со всеми большими праздниками. Занимаются ребята и тимуровской работой. Обязательно участвуем в патриотических конкурсах — исключительно как поисковики: никакого копирования из интернета, только то, что узнали сами, обязательно на примерах из истории Белогорска. К сожалению, в последнее время конкурсы заочные — нет живого общения, чтобы подросток сам выступил, поделился своими находками. Важно не только найти, но и поделиться этим.

— «Возрождению» почти 10 лет — многое удалось сделать?

— Нашими воспитанниками найдено шестеро родственников погибших красноармейцев, останки 23 самих красноармейцев, один из которых — Герой Советского Союза. В розыске сейчас ещё шестеро человек. Мы нашли информацию по 127 белогорским бойцам Красной Армии, не попавшим в книгу «Солдаты Победы». Данные переданы в Благовещенск, в скором будущем планируется издать отдельную книгу. Пусть цифры не огромные, но это результат упорного труда, по большей части — детского.

Также мы ухаживаем за захоронениями Героя Советского Союза Касима Ахмирова, кавалера орденов Славы трёх степеней Петра Скорикова, комбрига Дьяченко, военного лётчика Алексея Маслова.

Главной же наградой нашего объединения я считаю медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» и грамоту за подписью президента РФ.

— Вы сами как стали главой белогорского поискового движения?

— В 2008 году, переехав сюда из Зейского района, я возглавила краеведческое объединение в местном Доме детского творчества. А в 2009 году Владимир Федорук предложил мне помощь в поиске родственников погибшего белогорского красноармейца Михаила Колесникова. С этого и началась моя поисковая работа.

Затем мы, выиграв грант «Алый парус надежды», стали помощниками известной передачи «Жди меня». В течение года получили 17 заявок на поиск пропавших, за три месяца отыскали восемь человек. А потом мы стали получать заявки уже от самих белогорцев. Так что поисковая работа для меня — это уже болезнь: и сама заболела, и детей заразила.

— Как планируете отметить нынешний Год волонтёров и добровольцев?

— Подумаем над очередным грантом по добровольческой деятельности. Хотя всевозможные мероприятия в этом плане мы проводим в течение всего года. Вот уже провели акцию к юбилею прорыва блокады Ленинграда. К примеру, дети изготавливали хлебные карточки, по которым в школьной столовой можно было получить хлебную пайку размером со спичечный коробок. И ребята действительно ели этот хлеб, старясь ни крошки мимо не проронить. Делали также конвертики по военному образцу с надписью «900 дней и ночей мужества». Самое важное, что ребята относятся к таким делам ответственно, бережно. Благодаря таким, казалось бы, маленьким делам история нашего города, края продолжается. Мы всегда говорим детям, что без прошлого нет будущего. И историю войны — такой, как Великая Отечественная, — забывать нельзя, иначе война возродится.

 

Источник новости: http://2×2.su/society/news/amurchane-s-14-let-mogut-stat-uchastnikami-poiskov-129680.html