Если рухнет, кого придавит? Благовещенцы делают перепланировку в домах, невзирая на опасность

Ради собственного удобства снести стенку-другую, прорубить окно или дверь там, где захотелось. Таких реконструкторов сотни. Портал 2×2.su выяснял, где искать на них управу

Недавно в офисном здании в центре города на улице Зейской, 229 один из собственников снес часть внешней стены и поставил дверь на месте окна, чтобы сделать себе удобный вход в помещение с улицы. А в жилом доме на улице Комсомольской, 50/2 новый собственник решил обустроить себе комфортный офис, оборудовав в подвале бильярдную. Для этого, недолго думая, пригласил рабочих пробурить фундамент и сделать отдельный вход в будущую комнату отдыха. Когда обеспокоенные горожане стали выяснять, что происходит, оказалось, что никто никаких разрешений на все эти новаторства не давал. Компетентные органы собственник даже и не подумал уведомить.

Сокрушители стен

Жильцы многоквартирных домов нередко испытывают неудобства от шумных соседей. Это раньше время тотального ремонта приходилось на весну и лето. Сегодня технологии позволяют перестраивать дом хоть круглый год.

– У нас в подъезде в одну из квартир заехали новые хозяева. Они уже несколько недель без конца что-то там у себя долбят и сверлят. Потом мешками выносят не только кирпичи и  штукатурку, еще и куски бетона выбрасывают. Старшая подъезда хотела посмотреть, что там происходит – вдруг несущие стены сносят! Так ее даже на порог не пустили. Боимся, что рухнем, – сетуют жители дома 12/6 на Игнатьевском шоссе.

Со страхами и несговорчивыми соседями можно бороться разными способами. Один из них – обратился в администрацию города Благовещенска.

– Жильцы многоквартирных домов нередко жалуются на соседей, затеявших какие-то ремонтные работы у себя дома. Чаще звонят по телефону, когда предлагаем написать заявление, многие отказываются. Говорят, что не хотят ссориться. Но без письменного обращения мы вмешаться в ситуацию не вправе, – говорит консультант жилищного отдела управления ЖКХ администрации Благовещенска Ольга Мамедова.

Вообще, по-хорошему – надо жаловаться по всем фронтам. Писать заявления в полицию, управляющую компанию, жилищную инспекцию. К вам в дом приедут с проверкой. Но… Правоохранителей и инспекторов могут и не пустить в подозрительную квартиру. А силой войти в помещение представители органов права не имеют.

– В этом случае будет составлен акт об отсутствии доступа. С этим документом собственникам надо идти в суд, – подчеркивает Ольга Мамедова.

Суд даст оценку, какие виды работ проводились в помещении, нарушено или нет право других собственников, какие экспертизы требуется провести. Если решение суда признает действия соседа – сокрушителя стен неправомерными, его обяжут привести жилое помещение в соответствие. Говоря по-русски – сделать все как было. А проследить за этим – обязанность судебных приставов. То есть, сами понимаете, дело это небыстрое…

Все учесть

Много неприятностей владельцу квартиры может принести навесной балкон. Строители лукавят, утверждая, что на монтаж дополнительной конструкции не нужны разрешения. На самом деле пристройка балкона – это та же самая перепланировка. Поэтому придется заказать проект (эскиз не годится) в лицензированной проектной организации. Получить согласие всех (!) жильцов многоквартирного дома. Потом согласовать строительство балкона с управлением архитектуры, управляющей компанией и «Амургазом».

– Самый сложный этап – это согласование с жильцами. Как правило, собрать все мнения не получается. Кто-то в командировке, кто-то уехал учиться, кто-то в местах лишения свободы, а кто-то просто не живет в этой квартире. И без согласия «Амургаза» не обойтись, даже когда дом не газифицирован, – объясняет Ольга Мамедова.

Узаконить такой балкон задним числом не всегда удается. Это серьезная помеха при сделках с недвижимостью – ни продать, ни подарить. Также администрация города может выйти в суд с иском о принудительном сносе. Так, за последние пять лет демонтировали четыре балкона.

Еще один бич многоэтажек – открытие пивбаров, парикмахерских и прочих бюро всяческих услуг. Жильцы жалуются, но не задумываются, что зачастую виноваты сами. Все эти заведения, как правило, размещаются в бывших квартирах. Хозяева переводят их в нежилое помещение. Перед этим по закону они просят согласия других собственников помещений в МКД. Как правило, речь всегда идет об открытии офиса.

– Жильцы должны понимать, что это формальность для того, кто желает вести бизнес в их доме. В этом помещении могут открыть все что угодно, переделать все внутри под определенные нужды. Если владелец при этом будет придерживаться всех норм законодательства, то даже через суд не получится закрыть ту же пивную или парикмахерскую, – предупреждает Ольга Мамедова.

Полный бардак

На самом деле у собственников жилых помещений в многоквартирных домах защита от сокрушителей стен многоуровневая. Их интересы защищают полиция, жилищная инспекция, администрация города. С постройками в статусе нежилых все сложнее.

– Мы живем в так называемом доходном доме. Изначально все помещения были разделены на комнаты. Собственник планировал сдавать их под офисы. Но потом, видимо, передумал. Этажей у здания пять. Комнаты сдают в аренду жильцам. Строение по факту нежилое, но люди-то там живут целыми семьями. Сколько живем, столько слышим скрежет и грохот перфораторов. Теперь в подвале у нас сауна и пивбар. На первом этаже магазин и кафе. Понятно, что все стенки там снесли. Вот и переживаем, что рухнем в одночасье. А съезжать большинству людей просто некуда, – сетует благовещенец Василий Охрименок.

Вместе с тем размещать в подвалах сауны запрещено. Это прямое нарушение свода правил СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты «Ограничение распространения пожара на объектах защиты» и п.1.81 СНиП 2.08.02-89, а также № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

– Чревато пожаром и даже взрывом. Самое пожароопасное место – парилка. Из нагретой древесины выделяется горючий газ, способный самовозгореться. А еще может быть неправильно смонтировано электрооборудование или не выдержано расстояние между печью и горючей отделкой парилки, – объясняет начальник управления по архитектуре и градостроительству администрации  Благовещенска Алексей Раханский.

Вообще, в областном центре сложилась порочная практика перестраивать нежилые здания как заблагорассудится владельцу. Владелец захочет – сдаст в аренду. Арендатор переделает помещения под себя, пересдаст в субаренду. Субарендатор тоже внесет свои «пять копеек» в переобустройство. И что там будет со зданием потом, не столь уж важно. Хорошо еще, что ничего в городе не рухнуло.

И все, кто хоть как-то в теме, ссылаются на пробелы в законодательстве. С одной стороны, на нежилые помещения распространяются нормы ЖК РФ. На этот счет есть постановление № 64 Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 23.07.2009. С другой стороны, государственная жилищная инспекция в ситуацию не вмешается – не ее зона ответственности. Да и у той же городской администрации рычагов влияния в таких ситуациях, по сути, не так уж много.

– Жалобы надо писать во все инстанции, включая Госпожнадзор, полицию, прокуратуру. Вмешательство надзорных органов если и не сподвигнет владельца здания привести все немедленно в соответствие, то хотя бы принесет ему материальные траты. Закон предусматривает штрафные санкции за незаконную перепланировку нежилых помещений, – объясняет Алексей Раханский.

Действительно, закон обязывает владельца, перед тем как приступить к перепланировке нежилого здания, подготовить проектную документацию и получить согласования в уполномоченных государственных и муниципальных органах. Но на практике букве закона редко кто следует.

Впрочем, если у здания несколько хозяев, как, например, офисное строение на улице Зейской, 229, можно повлиять на поступки одного из нерадивых совладельцев через суд.

– Во-первых, перед тем как начать какие-то работы, один из собственников должен получить согласие остальных владельцев помещений. Если они против, то ничего делать нельзя. Это касается и случаев, когда помещения сдаются в аренду, – объясняет эксперт в сфере недвижимости Виталий Злочевский.

Проигнорировал мнение совладельцев? Жди судебной повестки. У них есть право отстаивать свои интересы в суде.

Проектную документацию согласовывают (нежилое здание):

– государственная жилищная инспекция;

– органы государственного пожарного надзора;

– учреждения санитарно-эмидемиологического надзора;

– экспертное бюро либо частный эксперт;

– управление архитектуры муниципалитета.

ХРОНИКА 

9 октября 2006 года в Выборге Ленинградской области обрушился подъезд четырехэтажного кирпичного дома довоенной постройки на улице Железнодорожной, 11. Погибли 7 человек, пострадали – 19. Накануне катастрофы жильцы слышали, как на четвертом этаже работают перфораторы.

22 июля 2009 года обрушилась секция пятиэтажного жилого дома (бывшего общежития завода «Прогресс») в Астрахани на улице Савушкина, 39, корпус 2. Погибли 5 человек. Разрушено 25 квартир. В 1997 году здание признали аварийным. Его без согласований переоборудовали в жилой дом. Во время реконструкции повредили несущие стены.

30 января 2011 года в Ярославле обрушился подъезд в четырехэтажном жилом доме на проспекте Ленина, 20/53. Погиб 1 человек. Разрушено 7 квартир. Обрушение произошло из-за перепланировки помещений на первом этаже под магазин. Собственник демонтировал несущие стены. Проект, утвержденный администрацией городского района, не предусматривал проведения таких работ.

11 июля 2015 года в Перми обрушился угол пятиэтажного жилого дома на улице Куйбышева, 103. Погибли 2 человека и пострадали еще 2 человека. Обрушение стало результатом незаконной перепланировки офиса на первом этаже. Из-за этого ослабли несущие конструкции.

31 мая 2016 года в Междуреченске Кемеровской области обрушился один из подъездов пятиэтажного жилого дома. Погиб 1 человек. Пострадали 3 человека. Строители нарушили технику безопасности при проведении работ в помещении предприятия торговой сети на первом этаже здания.

 

 

Источник новости: http://2×2.su/realty/news/esli-ruhnet-kogo-pridavit-blagoveschency-delayut-p-127334.html