Петр Стрелец: «Малый бизнес до сих пор находится в феодальном мире»

О роли бизнеса в формировании имиджа области и о многом другом читайте в интервью с известным маркетологом, амурским предпринимателем, членом Российского управленческого сообщества

 Амурская область – один из самых динамичных регионов в стране, так постановили на Петербургском экономическом форуме. В 2017 году наша область прыгнула на 31 строчку вверх в рейтинге инвестиционного климата регионов России за год

Это результат совместной работы областного правительства и экспертной группы, в которую входит и наш сегодняшний гость. В частности, вклад Петра в общее дело – создание инвестиционного портала Амурской области, инвестиционного паспорта Амурской области и маркетинговых материалов для Агентства по привлечению инвестиций.

– Петр, не так давно вы принимали участие в совместном обсуждении областным правительством и Агентством стратегических инициатив (АСИ) имиджа Амурской области. А вот какой у нас имидж? Соя, золотодобыча на севере региона и Китай через речку – вот и все?

– Работа над имиджем – очень трудоемкая, продолжительная и глобальная. Условно область – это такой же продукт, как, скажем, та же соя, который должен приглянуться условному покупателю – инвестору. Но опять-таки чистая соя – это продукт уже прошлой эпохи.

Вообще, существует три эпохи развития: аграрная, индустриальная и постиндустриальная. Москва, например, живет в постиндустриальной эпохе. Упрощая, в сельскохозяйственную эпоху ресурсы просто добываются и продаются. В индустриальную – ресурсы перерабатываются и потом продаются с добавленной стоимостью. В постиндустриальную – автоматизируется переработка ресурсов и продаются нересурсные технологии. Наша область сейчас находится на переходе из эпохи сельскохозяйственной в эпоху индустриальную, мы нашли в себе силы сделать рывок вперед. Но об этом переходе не заявляют во всеуслышание.

И вот мы совершили скачок в нацрейтинге, и все ахнули: «Как это возможно? А что такого сделало правительство для этого?» Так это тоже вопрос имиджа – и области, и власти.

Делается много хорошего, открываются разные проекты: строительство газоперерабатывающих мощностей, стратегическое сотрудничество с Китаем, освоение космоса, в том числе запуск коммерческих и некоммерческих спутников, заводы по переработке сои, по которой мы первые на Дальнем Востоке, запускается новая ГЭС. Кстати, по газу: строящийся под Свободным завод по мощности будет составлять 51% от всей газохимической отрасли России. Это огромное количество рабочих мест, к нам толпой едут иностранцы – итальянцы, англичане и т. д. В Свободном уже вынуждены печатать меню на английском языке! Эти события надо отражать, в том числе и они могут вкупе составить имидж области.

Открытие новой Нижне-Бурейской ГЭС – достаточно заметное событие, всероссийского, так сказать, масштаба, а об этом даже федеральные СМИ пишут не слишком охотно. Сейчас Приамурье для туристического большинства россиян, инвесторов – это белое пятно, которое только-только начало во что-то вырисовываться.

– На том заседании с АСИ принимались какие-то решения по формированию имиджа?

– Решения еще будут приниматься. Наша работа изначально обращена на формирование имиджа области. Но до текущего момента эта деятельность была разрозненной, но направленной на общую задачу – формирование уникальных торговых предложений продукта «Амурская область».

Чем имидж, образ отличается от осведомленности? Эмоциями. То есть целевая аудитория должна не только что-то знать об области, но и что-то о ней чувствовать, пусть даже негатив. В конце концов, легче изменить минус на плюс, чем нуль вообще на что-то.

Сейчас нам необходимо формировать туристический бренд Амурской области. Потому что при постоянных разговорах о необходимости привлекать сюда тех же китайцев, развивать внутренний туризм, получается, что как такового продукта нет! До сих пор неизвестно, что продавать туристам. А посмотреть в области есть что, и задача маркетинга – сформировать это, упаковать и представить.

Сами же амурчане говорят: «Что у нас смотреть – леса, поля, сопки?» А вы посмотрите на Исландию: толпами люди едут туда, где, по сути, голые поля! А почему едут? Образ есть: суровая северная страна, скалы, дух викингов. А мы чем хуже? Подход просто нужен. Устраивайте сплавы по рекам, организуйте экстремальный туризм – сейчас мода на дикий отдых. У нас даже особо напрягаться не надо: вышли за город – и напрямик через топи. Главное – упаковать это как неординарный продукт, интересный, кое-где ироничный. В этом задача того дискредитированного слова, которое называется маркетинг.

А на самом деле, прежде чем приступать к формированию имиджа области, нужна понятная публичная стратегия развития региона. Вот над этим сейчас и идет самая активная работа.

Молодые предприниматели Петр Стрелец и Роман Санжаревский вместе не только участвуют в интеллектуальных поединках, но и  развивают идею амурского бизнес-инкубатора для повышения инвестпривлекательности Приамурья.

 

– А на чьи именно эмоции нужно воздействовать?

– Определение аудитории – это отдельная история. Пока определяются отдельные компоненты стратегии, которая позволит нам повышать привлекательность региона. Так что пока о точной аудитории говорить рано. Только ли китайские туристы и инвесторы? Не факт. Повторяю, нас уже посетили европейцы. И мы должны так зацепить этих людей, чтобы они, приехав домой, сказали своим: «Вот это я побывал!» Люди должны увозить отсюда образ.

Работать надо и над повышением экономического образа. Скажем, как тут хорошо бизнесу работать, как к нему дружелюбна местная инфраструктура, открыта региональная власть. А у нас она – одна из самых открытых тому же бизнесу в России. Правительство – это просто одна команда, можно обратиться к любому из ее участников и получить ответ. Министры даже в «Фейсбуке» отвечают на вопросы и назначают встречи.

Крайне остра проблема внутреннего направления имиджа – падение регионального патриотизма. Скажем, жители Питера – вот они знают это, гордятся тем, что они петербуржцы, имеют свою культуру, характер, традиции. А кто такие амурчане? Вот этот образ и нужно создать.

– Значит, и бизнес-сообществу хорошо бы региональный патриотизм поднимать: «Вот это местная продукция – мы ее выпускаем, любим ее и верим в это». Правильно?

– С бизнес-сообществом вообще пока сложная история. В большинстве своем бизнес относится к власти настороженно, не понимая, как с ней сотрудничать. Многие предприниматели мыслят еще старыми образами, когда на правительственных совещаниях переливали из пустого в порожнее и ничего не решали. Сейчас на этих совещаниях обсуждаются вполне конкретные вещи. Есть экспертные группы от бизнеса, которые определяют, насколько власть открыта бизнесу, насколько она ему помогает. Я вхожу в эту экспертную группу, и для меня самого было большим удивлением видеть, что глава минэкономразвития и его заместители, помощники реально слушают то, что им говорят люди. То есть вносятся предложения, обсуждаются, реализовываются, экспертная группа отчитывается о работе напрямую в АСИ, которое перепроверяет данные, чтобы на следующий год или согласовать этот же состав экспертной группы, или распустить его, потому что эксперт отвечает своей репутацией 

Так что с нынешней властью работать можно и нужно, это команда, которая хочет что-то менять, а менять что-то в области к лучшему хочется.

– В общем, отношение бизнеса к формированию имиджа области…

– …самое непосредственное. Надо понимать двухкомпонентность взаимодействия власти и бизнеса, учитывая то, что предприниматели – это одни из самых активных членов общества. И конечно, нужны те, кто не продаст здесь свой бизнес и жилье и переедет, скажем, в Краснодар, потому что там тепло, тем более что кроме тепла там больше ничего нет. Это как анекдот: дети испачкались в песочнице, а родители, глядя на них, спрашивают друг друга: «Ну что, этих помоем или новых нарожаем?» Так же и с переездом отсюда в поисках лучшей жизни – проще начинать с чистого листа в другом месте, чем решать имеющиеся проблемы у себя дома.

– Знаю, что ваша команда прорабатывала идею бизнес-инкубатора.  Что это за идея?

– Начну немного издалека. Есть такой проект – «Клуб лидеров»: засылают специальных людей в разные регионы России под видом потенциальных инвесторов и они делают тайные закупки, записывают на диктофон, снимают на скрытые камеры и потом выставляют оценки регионам. Были эти ребята и у нас, и наши показатели оказались совсем не плохими. Из восьми параметров у нас по семи были оценки 73% из 100, 95% и лишь по одному – ноль: бизнес-инкубатор. Пока у нас его нет, но это пока…

Такой инкубатор – это конкретное здание, наполненное конкретными предпринимателями, с конкретными механизмами поддержки их бизнеса. Коэффициент эффективности этого инкубатора исчисляется количеством бизнесов, которые оттуда вышли, и объемом поддержки со стороны власти. И снова укол бизнесу: почему мало кто пользуется субсидиями, грантами и т. п.? Неужели проще плакаться, что ничего не дают? Я сам видел такое: мы предлагали варианты помощи предпринимателю, прорабатывали программу действий для бизнесмена, но прошло уже два месяца – все тот же плач и вой, а действий нет.

Бизнес-инкубатор – это такая площадка для нового бизнеса, который не плачется, готов получать поддержку от власти, интегрироваться с другим бизнесом, идти на какую-то совместную деятельность. Тут можно работать, в том числе, с подрастающим поколением.

Скажем, развернуть «Кванториум» – детскую образовательную площадку, на которой ребята могут заниматься робототехникой или изучать инструменты программирования. Нам сейчас нужно поднимать инженерные специальности и вообще технические – слишком большой перекос нынче в сторону юристов и экономистов. Детей надо приучать работать руками, работать с техникой, конструировать, изобретать.

У нас большая проблема с изобретениями. Раньше были изобретатели – как правило, бессребреники. Сейчас, когда изобретения стало возможно коммерциализировать, оказалось, что изобретателей-то нет. А то, что уже внедрено, не является чем-то прорывным, революционным. Между тем сейчас есть отдельная стратегия под названием Всероссийская образовательная национальная технологическая инициатива, которая и берет в расчет именно молодежь.

 

 

– Чего вам как дизайнеру по вашей основной профессии не хватает во взаимодействии с бизнесом для динамичного развития?

– Это еще сложнее, чем с властью, которая все-таки понимает, что такое хороший дизайн – внешний вид в качестве инструмента (конкретного, как молоток), выполняющего конкретные функции.

Скажем, к 9 Мая вызвать патриотические чувства, наполнить семантикой, смыслами, образами, избежать излишней трагичности, но не избежать ее вовсе. Вот эти механизмы «золотых середин». Если говорить об инвестпривлекательности, бизнесмен под воздействием того же дизайна формирует себе образы, скажем, передовых компаний, с которыми можно работать, и напротив, бюрократических заскорузлых отношений, с которыми лучше не связываться. Так вот, подача госдизайна, с которым я сейчас работаю, призвана разрушить этот образ заскорузлых отношений.

К сожалению, дизайнер, то есть человек, работающий с визуальными коммуникациями, воспринимается обывателем как ремесленник для вывесок маленьких магазинчиков, которые не читаются, не считаются и зависят полностью от желания директора.

Дизайн – это не просто какой-то логотип или макет. Скажем, дизайн листовки или буклета – это не просто информационное сообщение. Мы передаем людям на этом листке частицу себя и нашей области. И созданный образ должен быть, как линия партии: либо ты со всеми, либо против всех. Этого правила должен придерживаться каждый чиновник. Он, например, в разговоре с журналистом сам является носителем имиджа области. Кстати, то, что пишет журналист, это тоже часть имиджа области.

Говоря в начале о том, что область перешла из феодальной эры в индустриальную применительно к бизнесу, я имел в виду крупный бизнес. Малый так и остался в феодальном мире. У некоторых предпринимателей, к сожалению, по-прежнему никакого понимания, как оказывать сервис, почему надо клиента уважать, предоставлять услуги лучше других. Вот, мол, я 20 лет продавал одежду, а теперь ко мне люди не ходят – кризис! Ничего подобного! Просто потребности и знания наших покупателей уже давно перешагнули постиндустриальную эру, а предложение за спросом не успевает.

Вот мне как дизайнеру один предприниматель говорит, что хочет вернуть былой успех, но ничего менять не хочет. А дизайнер ему должен сделать чудо. Нет, это уже не работает! Начинать надо с самого продукта – дизайн не работает в отрыве от продукта. Сегодня то, как ты выглядишь, это не твой образ, это его продолжение. Все-таки важно, что именно ты собой представляешь, в чем твоя уникальность.

Советы на перспективу

Во-первых, не надо бояться начинать. Регистрироваться в налоговой, вести бухгалтерию, формировать необходимый пакет документов сейчас очень легко – интернет в помощь. И не надо бояться сотрудничать с властью. Все говорят: «Как было бы хорошо поработать с Газпромом». Вот не так давно в рамках АмурЭкспоФорума была отдельная встреча с сотрудниками корпорации именно по теме, как с ней работать. И что? Пришли лишь те, кто и так с Газпромом работает, из новых – никого. Так что, хочешь общаться, – иди общайся! Нельзя угадать, что хочет бизнес: он должен прийти и сказать об этом. Естественно, цели должны быть соизмеримыми.

Во-вторых, надо постоянно становиться лучше, иначе ваш бизнес рано или поздно погибнет. Если вы не обращаете внимания на конкурентов, считаете, что у вас все хорошо, значит, скоро все станет плохо. Бизнес – это непрерывная работа, личная или делегирование – по-другому никак.

В-третьих, клиент, покупая что-то, всегда считает, что дешево лучше, чем хорошо. Качество – это вещь эфемерная, субъективная. На западе сейчас хотят открывать бизнес для категории клиентов «низкий», «ниже среднего» и «средний» – допустим, печь булочки или носки продавать – брать массовостью потребления. На Дальнем же Востоке собираются работать с категорией клиентов «выше среднего» и «высокий». Но здесь мало богатых людей, и поэтому на большой спрос надежды нет. Так уж выгоднее от массы покупок получать накрутку один рубль, чем от одной покупки с накруткой 100 рублей.

 

 

Источник новости: http://2×2.su/smallbusiness/news/petr-strelec-malyy-biznes-do-sih-por-nahoditsya-v–123964.html