Когда лучше вообще не ложиться спать: поговорим с ведущим утреннего радио-шоу

Почему утренним ведущим лучше вообще не ложиться спать, и чем они занимаются после эфира – об этом в нашем материале

Александр Smile Ткаченко работает на радио в общей сложности 10 лет. Большую часть этого времени он выходил в эфир на радиостанции «Европа плюс», также какое-то время он работал  на «Авторадио». Сейчас Александр является ведущим утреннего эфира на «Европе плюс» и ведет утреннюю передачу на областном телевидении. Он рассказал нам об особенностях ранней работы и о том, почему ведущий на радио «и чтец, и жнец, и на дуде игрец».

Страшнее прямого эфира нет ничего

Начинал Александр работу на радио с ночных смен – с 21.00 до 7 утра. В это время шел московский эфир с местными вставками. В обязанности ночного ведущего входило выпускать рекламу, следить за эфиром, набрасывать плейлист.

– Находиться в радийной атмосфере прикольно, – говорит Александр. – Я слушал московских ведущих, знакомился с музыкой и тем, как правильно произносить название композиций. Так я себя подковывал. Также меня учили работать с текстом, с радийной техникой.

Дело в том, на современных радиостанциях сам ведущий выпускает себя в эфир в техническом оснащении. Он накидывает плейлист, миксует треки, выводит слушателей в эфир, регулирует работу микрофонов и т.д.

– Ведущий на радио – это и звукооператор, звукотехник, редактор, а уже потом, ведущий, – поясняет герой. – Я учился быть универсалом. Потом программный директор решил, что хватит с меня ночных смен, и выпустил меня в прямой эфир. Я был в шоке, меня фактически бросили под танки. Для меня ничего в жизни не было страшнее, чем первый прямой эфир. Я думал, что все сели, включили радиоприемники и слушают меня. Вот так боялся. Потом переступил через себя, сделал работу над ошибками – короче, вошел в этот ритм. Во всем нужна практика.

По словам нашего героя, работа на радио – это кайф. Особенно хороша эта работа для людей-интровертов.

– Я не люблю разговаривать, для меня очень сложно вклиниться в какую-либо компанию, я не умею поддерживать разговор, – поясняет Александр Ткаченко. – А радио – это такая хорошая площадка для саморазвития, для тренировки таких качеств.

На утренний эфир Александр, по его словам, попал совершенно случайно.

– На радио я был одним из таких живчиков, – вспоминает герой, – во мне было много энергии, что для утреннего ведущего очень хорошее качество. Поэтому меня поставили на утреннюю программу.

 

Лучше вообще не ложится спать

Утреннее шоу начинается в 7 утра, это ранее время, особенно для «сов», которые поздно ложатся и поздно встают.

– Я любитель поспать, но когда начал работать на радио, то для меня вставать спозаранку не стало проблемой, – с удивлением замечает Александр. – Наверное, потому что я шел на работу, как на праздник. Причем я живу вообще в другом конце города, далеко от офиса радиостанции. И для меня не сложно добираться спозаранку на работу. Кроме того, я еще тружусь по ночам (Александр ведет мероприятия – ред.), и иногда вставал вопрос о том, чтобы вообще не ложится спать, потому что скоро эфир.

Тогда наш герой, не выспавшись, приезжал на эфир, но, по его словам, тогда эфиры получались еще лучше.

– В такие моменты мозг отключается, не хочет работать в должном режиме, и открывается второе дыхание что ли, тогда эфир получался обалденным, – с улыбкой замечает ведущий.

По мнению Александра, чтобы включиться без труда в утреннюю работу,  нужно обязательно хорошо позавтракать.

– Меня очень хорошо заряжает еда, – улыбается герой. – Если я позавтракал, то день начался хорошо. Как минимум мне необходимо выпить чай или кофе, съесть что-то сладкое – это может взбодрить и настроить на работу с утра. Также, по его словам, у ведущих на радио есть такое понятие, как «раскачка». Можно начать эфир вяло и по ходу раскачаться и зарядиться, – поясняет герой. – Подпитка идет от музыки, от соведущих, от собственного настроя. Бывает, что вводишь себя специально в куражное состояние, искусственно, когда настроя нет. Но вообще, когда я пришел на радио, мне сказали оставлять свои проблемы за дверью. До сих пор так и происходит.

Минус – недосып

Утренний эфир длится три часа. Люди, которые просыпаются после 10 утра, не знают о существовании ранних радиопередач. Ведущие утренних эфиров же в это время уже заканчивают работу.

– Помимо работы на радио я веду программы на телевидении, работаю организатором и ведущим на различных мероприятиях, поэтому после утреннего эфира я занимаюсь другой своей работой, также могу позаниматься спортом, встретиться с друзьями, – Говорит Александр Ткаченко. – Единственный минус в ранней работе – накапливается недосыпание. Во сколько бы я ни лег спать, все равно проснуться в 5-6 утра для меня сложно, и день получается «вареный». Если три-четыре дня подряд я встаю рано, то накапливается усталость и к середине недели днем после эфира меня прям вырубает. В такие моменты после утренней работы я могу просто лечь спать.

 

Ведущие  – это актеры

Обычно на радиостанциях каждый сезон обновляются обложки к программам, в том числе и к утренним радио-шоу. Например, название утреннего эфира может быть «Европейское утро», «Европейские каникулы» и т.д. Состав ведущих тоже меняется.

– Идеальный вариант для утреннего шоу – трое ведущих, – рассказывает Александр Ткаченко. – Первый – специалист-техник, который хорошо разбирается в оборудовании и музыкальной базе, это основной ведущий, за которым идут в эфире его коллеги. Второй – это ведущий-балагур, который вовремя может вставить шутку, какую-то интересную историю, он прикольный, интересный, заводной, является весельчаком эфира. Третий ведущий – девушка. У каждого из ведущих – своя роль. Большинство радиостанций работает по такому формату. Еще один вариант – это два ведущих в эфире.

По словам нашего героя, работать в паре или тройке трудная задача, необходимо научиться взаимодействовать так, чтобы эфир был органичным. Это не просто посиделки за кружкой чая, нужно укладываться в хронометраж, не перебивать и чувствовать друг друга.

Про текст и импровизацию

– Сама работа на утреннем шоу в принципе проста, – рассуждает Александр. – Должна быть в программе информативность, обычно ведущие берут какую-нибудь тему, и раскручивают ее в эфире. У ведущих развязаны руки в информационном плане, главное не говорить о политике, религии, законодательстве, а в остальном – свобода. Можно рассказывать о себе, о своих знакомых – это интересно слушателям. И главное поймать настроение, минимум «информационной воды» и максимум интересных новостей.

Именно поэтому, по словам Александра, все-таки перед эфиром необходимо обязательно прописать текст и «прогнать» его пару раз, а программный директор после проверяет и утверждает.

Сценарий программы продумывается в зависимости от формата радиостанции – на музыкальных, например, есть выход-настроение. В каждом выходе между песнями ведущему дается 1,5 – 2 минуты, в которые он должен успеть уместить все идентификаторы радиостанции – это название волны, трека, имя ведущего.

– Важно, чтобы ди-джей в свой коротки выход в эфир между песнями подобрал такие слова, которые бы зажгли слушателей, – говорит Александр. – Если это утренний эфир, нужно словами подбодрить публику. Даже маленькая мысль может достучаться до сердца слушателя. Например, если утренний ведущий скажет в начале эфира: «Друзья, сегодня пятница. Скоро нас ждут потрясающие выходные», – это поднимет настроение работающим людям с утра.

Но работа радиоведущего только на первый взгляд кажется простой. В прямом эфире, на самом деле, он максимально сконцентрирован, собран – важно правильно называть все фамилии, ударения в словах, грамотно строить фразы.

– Отработав три часа, ты как выжатый лимон, – говорит Александр. – Радио учит мгновенно думать и принимать решения, реагировать. Не всегда можно выехать на одних только прописанных текстах, в утреннем эфире важно уметь хорошо интерактивить, в том числе работать со слушателями.

 

Работа с аудиторией

Для утреннего эфира общение со слушателями – одно из основных составляющих. Утреннее шоу добавляет рейтинг любой радиостанции.

– Люди очень активны утром, они любят розыгрыши, конкурсы, хотят показать себя, – говорит ведущий. – И это очень круто. Когда слушатель дозванивается в эфир, атмосфера становится более живой.

Музыкальный вкус благовещенцев, по словам Александра, начал формироваться в пик клубной индустрии – это 2008-2010 годы. В столице Приамурья было очень много клубной музыки, потому что клубы открывались один за другим. И популярность радиостанций была такой же, потому что ту музыку, которая играла на радио, можно было услышать в клубах.

– Сейчас все перешло в интернет, многие качают музыку, и радио уходит на второй план, – говорит Александр. – Но остались еще люди, которые слушают радиоприемники – музыка играет в торговых центрах, на работе, в машине. У радио есть своя аудитория. Слушатели утреннего шоу –это офисные работники, студенты, водители, и даже человек, который просто прогуливаясь по парку, услышал эфир.

Но все эти люди хотят слышать известные треки, общаться с любимыми ведущими и поэтому интерес к радио до сих пор есть.

Интересно:

«Внутренняя кухня» любой радиостанции:

  • На работу можно приходить в любой одежде, все равно никто не видит,
  • Радиоведущие могут дурачится, есть, общаться с гостями пока в эфире играет трек,
  • Самое нежелательное для радиоведущего – опоздание в эфир. Но и в этом есть своя фишка, один ведущий может начать программу как раз с того, что его соведущий проспал и сейчас мчит к слушателям на всех порах. С этого может завязаться тема эфира. Но утренний ведущий должен приходить все же вовремя.

 

Источник новости: http://2×2.su/nojobs/news/kogda-luchshe-voobsche-ne-lozhitsya-spat-pogovorim-124289.html