15 сентября в Общественно-культурном центре театр имени Вахтангова открыл свои благовещенские гастроли спектаклем «Амадей». Вахтанговцы приезжают в Благовещенск в рамках фестиваля «Амурская осень» уже второй раз.
На афише спектакля Моцарт и Сальери, изображенные в черном и белом одеяниях, обращены спинами друг к другу. Можно подумать, что спектакль этот о противостоянии двух композиторов, но на самом деле эта история рассказала амурскому зрителю о противостоянии посредственности и Бога.
Антонио Сальери в исполнении Алексея Гуськова, безусловно, главный герой этой истории. В 12 лет он заключил со всевышним сделку – отказался от всех земных радостей, только чтобы стать великим композитором. Он усердно учился музыкальной теории и проводил много часов за практикой. Создавая свою музыку, он, как настоящий ремесленник, пытался довести ее до совершенства, тщательно подбирая каждую ноту.
Фото: Наталья Поспелова
Но вот появляется Моцарт – по версии режиссера Сергея Плотова, инфантильный ребенок в теле взрослого человека, гуляка, обаятельный весельчак. Шутя и как бы между делом, он создает гениальные произведения. Сначала Моцарт тепло принят властью и публикой, и это очень злит Сальери. Но даже когда общество отворачивается от гения, Сальери не становится легче – ведь он прекрасно понимает, что творчество Амадея останется в веках.
Фото: Наталья Поспелова Фото: Наталья Поспелова
Герой Алексея Гуськова принимает страшное решение – отказаться от сделки с Богом, который выбрал в гении не его, а безалаберного мальчишку. Придворный композитор доводит Моцарта, не имеющего доходов и покровителей, до нищеты и отчаяния.
Фото: Наталья Поспелова
А вот физического убийства, которое ждет зритель, Сальери не совершает. Это злодеяние приписал ему Александр Сергеевич Пушкин, в чем, кстати, персонаж Алексея Гуськова несколько раз упрекнул русского поэта. В спектакле вахтанговцев Моцарт умирает сам от голода и холода, от алкоголя и ненужности этому миру.
Фото: Наталья Поспелова Фото: Наталья Поспелова
Конкурент устранен, но принесло ли это счастье престарелому Сальери? Вовсе нет. Персонаж Гуськова признается со сцены, что проиграл – ведь он потратил свою жизнь на служение искусству, отказавшись от всех удовольствий, но так и остался посредственностью. «Живите свою жизнь, не отказывайтесь от ее маленьких радостей», – обратился он к амурским зрителям.
Несмотря на серьезную тему гения и посредственности, значительное место в трехчасовой постановке занимают комические моменты – праздник на сцене создает Моцарт в исполнении Виктора Добронравова. Его дружеские попойки, процесс создания музыкальных шедевров и даже отношения с женой Констанцией – все это пропитано легкостью и радостью, что подчеркивает характер персонажа и заставляет улыбаться зрителей.
В финале спектакля амурчане долго не хотели отпускать вахтанговцев, а букет от поклонников все-таки достался «посредственному» Сальери, а не гениальному Моцарту.
Фото: Наталья Поспелова Фото: Наталья Поспелова
Источник новости: Amur.info